Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие территориальных основ местного самоуправления.
Статья 3 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» содержит основополагающий принцип - самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Законом и другими законодательными актами. Эта самостоятельность и компетенция реализуется населением и местными органами самоуправления на соответствующей территории. Под территориальными основами местного самоуправления понимается институт муниципального права, содержащий нормы, регулирующие территориальную организацию местного самоуправления, т.е. порядок определения, изменения границ административно-территориальных единиц, их преобразования. В соответствии со ст. 9 Конституции территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Административно-территориальное устройство государства определяется законодательством. В Законе Республики Беларусь «Об административно-территориальном устройстве», который принят 5 мая 1998 г. в ст. 1 дано понятие административно-территориального устройства. Административно-территориальное устройство территории Республики Беларусь как унитарного государства – деление территории Республики Беларусь на административно-территориальные единицы по определенным критериям в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на соответствующей территории. Административно-территориальное устройство государства – разделение территории государства на определенные части, в соответствии с которыми строится вся система местных органов управления и самоуправления, соотношение полномочий центральных и местных органов власти. Таким образом, понятие «административно-территориальное устройство» употребляется в двух смыслах: как процесс деления территории государства на административно-территориальные единицы и как состояние – результат этого деления. Территория Республики Беларусь как унитарного государства делится только на административно-территориальные единицы. Административно-территориальными единицами являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Значение административно-территориального устройства состоит в том, что оно содействует реализации экономических и политических задач государства, позволяет более рационально использовать природные ресурсы страны, приближает население к органам власти, расширяет демократию и позволяет гражданам участвовать в реальном управлении делами общества и государства. Огромная важность административно-территориального устройства состоит в том, что в соответствии с ним строится вся система государственных органов управления и самоуправления в областях, районах, городах и т.д. В соответствии с административно-территориальным устройством строится вся система общественных объединений и политических партий. Таким образом, местное управление и самоуправление осуществляется на территории следующих административно-территориальных единиц: области, района, сельсовета, города, поселка городского типа.
|