Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ярмарки – понятие, история.






Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет, что слово «ярмарка, ярманка», означает большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями, а также большой сельский базар.

Престольные праздники, «пивные праздники», ярмарки – названия местных съезжих праздников. С ними связано поминовение умерших на кладбище, собрание мужских складчин, посещение родственников – «ездят по родне». Для престольных праздников характерны уличные гулянья в определенных местах: у церкви или часовни, на «крестах» (перекрестках дорог). Артели парней и девушек с музыкантами ходили по деревенской улице и пели припевки под инструментальное сопровождение, плясали. В дни престольных праздников проходили ритуально-праздничные состязания парней и мужиков, драки. Зачинщиками драки могли быть подростки или «атаман».

Праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле – не вступили в брак.

О том, что деревенские ярмарки имеют многовековые традиции, можно судить из приведенного описания народного гулянья в Псковской летописи (1505г.) «… во святую ту нощ, мало не весь град взмятется и взбесится, бубны и сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием… стучат бубны и глас сопелей и гудут струны, женам же и девам плескание и плясание и главам их накивание… и хребтам их вихляние, и ногам их скакание и топтание…».

В современных рассказах о Красногородский деревенских ярмарках словно возрождается образ праздничных народных гуляний многовековой давности.

Ярмарочному гулянию, до революции и после нее, предшествовало обязательное посещение церковной службы.

«Бабка Волька (Ольга) посадит нас в дровни и едем, а хто пешим иде. Сначала в церковь – это обязательно, а служба закончится – на могилки, кутейкой помянуть.

В довоенные и послевоенные годы произошли изменения, в церковь уже не ходили, могли даже утром этого дня работать в колхозе.

«Дороги были плохие, так до обеда парни рубят кусты, кладут в ямы, а мы зарываем гравием, а с обеда молодежь начинала «ходить».

Гуляния могли длиться один и несколько дней подряд. Это зависело от церковного праздника.

«Я жеребинский, в нас Богородицу справляли 28 августа, она три дня. Один день – в одной деревне, второй – в другой, а на третий – в следующей».

Гуляния проходили на открытом воздухе. Начинались во второй половине дня.

«Начинали в двенадцать, а расходились по-серенькому, когда стемнеет». «Раньше не морились, до утра ходили под ручку».

За десятки километров спешили люди в ту деревню, где проходила ярмарка.

«Гости собирались со всих деревень. С Покровского и отсюда – с Тренек».

Ездили целыми семьями: от мала до велика. Пожилые люди и дети, были только наблюдателями происходящего действа.

«На ярмарки ездили до восьмидесяти лет. Не было ни книг, ни радио, вот и ездили посмотреть. Дети на праздник ходили только с разрешения родителей, так было принято в нашей семье».

«Дети на гулянках только наблюдали».

«Старухи на ярманке сидят на «беряжке», как на смотринах, посматривают, кто с кем гуляя.

Или как одета.

«Ай, у дефки платье, да одета!»

Активными же участниками гулянья была молодежь и люди семейные, даже лет за сорок. Группа молодежи, приехавшая из одной деревни, так и ходила вместе, построившись в одну линию вдоль улицы туда и обратно - двести, триста, пятьсот метров и до километра. Таких групп было много.

«Все это вдоль ярмарки, целый день. И вот конца нет и края».

«Смотришь сдали, как волны двигаются. А народу…, кажется свались яблоко, так и останется на головах, упасть некуда».

С ними ходили и их местные музыканты - гармонисты или балалаечники, которые играли наигрыши «Длинного», «Долгова» и другие.

«Две гармошки было, играли «в старину» - «Скобаря», «Маросейского». Около гармониста собирался круг. В котором «кто умеет петь - поет, кто умеет плясать-пляшет». «Старые люди больше под «русскую» («Барыню»), а мы уж под «Цыганочку», «Синерецкого». Музыка не стихает, частушки не переводятся».

Из разговоров с информантами мною подмечено: «Музыканты были самоучками. Один и тот же наигрыш каждый играл по - своему, поэтому чужаку было петь непривычно».

Деревенские гулянья были местом знакомств и встреч молодых людей.

«Кто нашел себе подругу или друга – вдвоем взявшись под ручку ходили».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал