![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по ее проведению
Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обладают теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин «Экономическая теория», «Экономика и социология труда», «Основы менеджмента», «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Финансы», «Инновационный менеджмент», «Организация труда персонала», «Мотивация трудовой деятельности», «Конфликтология», а также практическими навыками, полученными в ходе предыдущих практик и выполнения курсовых проектов. Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и систематизацию материалов для написания дипломного проекта. В связи с этим конкретная рабочая программа прохождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломного проектирования с учетом темы дипломного проекта, базы практики и данной типовой программы. Содержанием практики является выполнение двух заданий. Первое связано с составлением общей характеристики организации – базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе – с анализом содержания и организации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме дипломного проекта проблеме, его влияния на результаты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом. Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта. С этой целью студент долженизучить общие сведения об организации – базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т. п.), в том числе: • специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг; • организационную структуру управления организацией; • уровень специализации и кооперирования предприятия; • перспективы развития организации с учетом возможностей рынка; Для пофакторного анализа результатов деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (2 – 3 года). В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководителем дипломного проекта конкретизирует направления анализа деятельности организации – базы практики. Например, более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т. д. Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов: • устава организации; • штатного расписания (приложение 21); • правил внутреннего распорядка; • положений о подразделениях; • должностных инструкций; • положения по оплате труда; • положения по премированию; • положения о вознаграждении по итогам работы за год. На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности деятельности организации являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработке в дипломном проекте, и определить степень и направления этого влияния. Второе задание носит более индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации – базы практики и ее отдельных подразделений в исследуемом аспекте, а также с разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений. В зависимости от направления исследований дипломного проекта студент должен проанализировать: • процесс формирования и реализации кадровой политики организации; • состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации (приложение 22); • основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами); • существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агентствами); • методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации; • программы подготовки кадрового резерва и работы с ним; • планы служебного роста работников организации; • процесс управления деловой карьерой сотрудников; • методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала; • организацию адаптации кадров; • организацию подбора и расстановки кадров; • управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности; • управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе; • способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации; организацию труда руководителей, использования ими рабочего времени; • методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих; • взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др. При выполнении второго задания студентам рекомендуется для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить: • общие функции управления персоналом (планирование, организацию, контроль, регулирование); • подразделения службы управления персоналом (отдел кадров, отдел труда заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.) (приложение 18), их конкретные функции в соответствии с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом; • технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функцией по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения; • количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы оргструктуры управления организацией и изучения штатного расписания (приложения 19, 20, 24); • состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.); • состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, компьютерной техники, используемых при выполнении функций управления персоналом, уровень механизации и автоматизации труда работников кадровых служб; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условия труда, техники безопасности. Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной или управляющей системе (приложения 16, 17, 23). Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствования системы управления персоналом, сформулировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, иметь предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной проектных предложений. При выполнении обоих заданий студент должен проявить умение: • разбираться в плановых и отчетных документах; • разбираться в производственных и управленческих ситуациях; • делать обоснованные выводы из анализируемых материалов; • выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом деятельности организации и технико-экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию процессов управления персоналом. При сборе материалов для дипломного проекта студентам рекомендуется пользоваться Методическими указаниями к дипломному проектированию для студентов специальности " Управление персоналом". Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра управления персоналом. Перед началом практики, руководствуясь темами дипломных проектов, кафедра: • распределяет студентов по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами; • назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных преподавателей кафедры. Распределение студентов по базам практики и назначение руководителей от кафедры оформляется приказом проректора университета по учебной работе не позднее, чем за 14 дней до начала практики. Ответственным лицом за организацию и руководство практикой на соответствующей базе является преподаватель кафедры – руководитель практики. Руководитель практики от кафедры ведет работу в тесном контакте с руководителем практики от организации – базы практики. Руководитель практики от организации назначается из числа высококвалифицированных специалистов. Руководитель практики от организации: • знакомит студентов с объектом практики; • осуществляет повседневное руководство и контроль хода практики; • консультирует и помогает студентам в сборе необходимых материалов по теме дипломного проекта. Руководитель практики от кафедры до начала практики решает все организационные вопросы, связанные с ее прохождением. К ним относятся: • распределение студентов по рабочим местам; • составление календарного плана прохождения практики каждым студентом на соответствующих рабочих местах. Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождения практики. На организационном собрании каждому студенту выдается «Дневник студента по практике», в котором фиксируются: 1) рабочий план прохождения практики; 2) содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты, места и времени ее выполнения; 3) экскурсии, беседы, лекции и другие мероприятия, проведенные студентом за время практики; 4) задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта. Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем он делает соответствующие отметки в рабочем плане. В каждой группе из числа студентов, проходящих практику на одной базе, руководителем практики от кафедры назначается староста. Он ведет учет посещаемости практикантами рабочих мест, перемещений студентов по подразделениям, поддерживает связь с руководителем практики от кафедры, информирует его о ходе ее прохождения и возникающих проблемах, требующих совместного решения. Преподаватель кафедры проводит со студентами консультации, контролирует соблюдение ими установленного порядка прохождения практики, оказывает им помощь в выполнении индивидуальных заданий. Контроль выполнения программы практики обеспечивается проверкой содержания собранных студентами материалов не реже одного раза в неделю. При прохождении практики студент обязан: • выполнять график прохождения практики и все задания, предусмотренные программой; • строго выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка; • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; • выполнять задание по научно-исследовательской работе.
|