Программа 3. Имитирует действия с предметами
Поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Подстимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце концов, одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям.
Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие.
| Инструкция: «Делай это»
| Реакция
| дата введения
| дата усвоения
| | 1. Положи кубик в ведро.
| _
| _
| _
| | 2. Позвони в колокольчик
| _
| _
| _
| | 3. Толкай машинку
| _
| _
| _
| | 4. Помаши флажком
| _
| _
| _
| | 5. Бей в барабан
| _
| _
| _
| | 6. Нарисуй каракули
| _
| _
| _
| | 7. Вытри рот
| _
| _
| _
| | 8. Стукни молоточком
| _
| _
| _
| | 9. Покорми куклу
| _
| _
| _
| | 10. Потряси погремушку
| _
| _
| _
| | 11. Надень шляпу
| _
| _
| _
| | 12. Поднеси трубку к уху
| _
| _
| _
| | 13. Пей из чашки
| _
| _
| _
| | 14. Подуй в рожок
| _
| _
| _
| | 15. Расчеши волосы
| _
| _
| _
| | 16. Выполни действия с куклой
| _
| _
| _
| | 17. Раскатай пластилин
| _
| _
| _
| | 18. Положи монетку в банк
| _
| _
| _
| | 19. Поцелуй куклу
| _
| _
| _
| | 20. Поставь печать на бумагу
| _
| _
| _
| Программа 4. Имитирует мелкие и точные движения
(Вводится аналогично предыдущей)
| Инструкция: «Делай это»
| Реакция
| дата введения
| дата усвоения
| | 1. Сомкнуть кисти рук
| _
| _
| _
| | 2. Разжать и сжать кулаки
| _
| _
| _
| | 3. Постучать указательным пальцем
| _
| _
| _
| | 4. Постучать большими пальцами
| _
| _
| _
| | 5. Подвигать указательными пальцами
| _
| _
| _
| | 6. Потереть рука об руку
| _
| _
| _
| | 7. Постучать указательным пальцем о большой
| _
| _
| _
| | 8. Указать на части тела
| _
| _
| _
| | 9. Показать указательным пальцем на ладонь
| _
| _
| _
| | 10. Выставить указательные пальцы
| _
| _
| _
| | 11. Поднять вверх большие пальцы
| _
| _
| _
| | 12. Соединить пальцы в знак примирения
| _
| _
| _
| Помните, что многие дети до 3-х лет испытывают трудности в имитации мелких движений.
Программа 5. Имитация произносительных движений
Попросите ребенка: «Делай это» и одновременно покажите движение ртом. В начале курса помогайте, а далее хвалите только движения, выполненные следом за показом без вспомогательной помощи.
| Инструкция: «Делай это»
| Реакция
| дата введения
| дата усвоения
| | 1. Открыть рот
| _
| _
| _
| | 2. Высунуть язык
| _
| _
| _
| | 3. Сложить губы вместе
| _
| _
| _
| | 4. Постучать зубами
| _
| _
| _
| | 5. Подуть
| _
| _
| _
| | 6. Улыбнуться
| _
| _
| _
| | 7. Сложить губы в трубочку
| _
| _
| _
| | 8. Поцелуй
| _
| _
| _
| | 9. Упереть язык в верхние зубы
| _
| _
| _
| | 10.Прикусить нижнюю губу верхними зубами
| _
| _
| _
| Если вы учите ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождайте движения звуками. При показе движений можно использовать зеркало. Пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало.
Программа 6. Выполнение единичных команд
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
| Инструкция: «Делай это»
| Реакция
| дата введения
| дата усвоения
| | 1. Сядь
| _
| _
| _
| | 2. Встань
| _
| _
| _
| | 3. Подойди сюда
| _
| _
| _
| | 4. Опусти руки
| _
| _
| _
| | 5. Помаши «До свидания»
| _
| _
| _
| | 6. Обними меня
| _
| _
| _
| | 7. Подними руки вверх
| _
| _
| _
| | 8. Похлопай в ладоши
| _
| _
| _
| | 9. Повернись кругом
| _
| _
| _
| | 10. Прыгай
| _
| _
| _
| | 11. Поцелуй меня
| _
| _
| _
| | 12. Выброси это
| _
| _
| _
| | 13. Закрой дверь
| _
| _
| _
| | 14. Воздушный поцелуй
| _
| _
| _
| | 15. Включи свет
| _
| _
| _
| | 16. Возьми салфетку
| _
| _
| _
| | 17. Включи музыку
| _
| _
| _
| | 18. Положи на полку
| _
| _
| _
| | 19. Дай мне руку
| _
| _
| _
| | 20. Потопай ногами
| _
| _
| _
| Выбирайте команды, которые действительно нужны ребенку в обиходе.
|