Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие советской таможенной системы в годы НЭПа.






В связи с переходом к НЭПу и возросшей потребностью в развитии внешнеторговых связей возникла острая необходимость в налаживании таможенного механизма регулирования внешней торговли, использовании возможностей тарифной политики в интересах защиты экономических интересов государства. Особую роль здесь сыграл прорыв советским государством внешнеполитической блокады весной 1922 г. на конференции в Генуе. Еще до Генуэзской конференции были заключены торговые соглашения с Англией (1б марта 1921 г.), с Германией (6 мая 1921 г.), Норвегией (2 сентября 1921 г.), Италией (2б декабря 1921 г.). Наряду с державами-победительницами на конференцию была приглашена и побежденная Германия. Подписание Раппальского договора привело к прорыву «санитарного кордона».

12 ноября 1923 г. на Главное таможенное управление, в соответствии с положением о Народном комиссариате внешней торговли, утвержденном ЦИК СССР, возлагались следующие задачи: организация и управление таможенными учреждениями; участие в разработке международных договоров и конвенций в части, касающейся таможенного дела; разработка таможенного тарифа; наблюдение за осуществлением мероприятий по борьбе с контрабандой через посредство таможенных учреждений за пределами зоны, в которой эта задача возложена на органы ОГПУ; наблюдение за выполнением всех законов и распоряжений по таможенной части; ведение таможенной статистики. В соответствии с выполняемыми задачами была создана и структура управления в составе пяти отделов: общего, тарифного, оперативно-судебного, сметно-расчетного, статистического, а также строительного бюро и инспекторской части.

8 января 1924 г. был создан правительственный документ, регулирующий правовое положение таможенного дела СССР – Таможенный устав СССР 1924 г. Он сыграл положительную роль в становлении таможенной охраны и послужил основой дальнейшего совершенствования нормативных документов и порядке осуществления государственного таможенного контроля. Он закрепил сложившуюся систему управления таможенным делом на всей территории страны и структуру таможенных органов. Функции управления осуществлял Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В его состав входили Главное таможенное управление (ГТУ) и Тарифно-таможенный комитет (ТТК). Предусматривалась четырехзвенная таможенная структура: ГТУ и его отделения в союзных республиках, районные таможенные инспекторские управления, таможни и таможенные посты.

В сентябре 1925 г. были объявлены новое положение о ГТУ и его новая структура. В состав ГТУ входили отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативный, борьбы с контрабандой, сметно-расчетный, статистический, а также инспекторская часть на правах отдела. 19 декабря 1925 г. были объявлены новые штаты ГТУ, а 13 сентября 1926 г. – «Положение о Главном таможенном управлении». Изменения в функциональных отделах диктовались расширением объема задач, возлагаемых на ГТК в период НЭПа, а также потребностью в активизации борьбы с контрабандой. 19 декабря 1928 г. был принят и введен в действие Таможенный кодекс СССР.

Регулирование внешней торговли достигалось таможенными пошлинами, системой лицензий, определенной политикой, постановлениями по торговле. Операции Внешторга осуществлялись через созданные торговые органы двух типов. К первому типу относились: Госторг (Государственная экспортно-импортная контора), действующая на коммерческих началах; Внешторг, на который, согласно Декрету СНК от 13 марта 1922 года, возлагалась организация специальных акционерных предприятий - русских, иностранных, комбинированных; семь объединений НКВТ по типу паевых обществ, из них Нефтеэкспорт, Металлторг, Западолес, Северолес, Льноторг имели право выхода на международный рынок. Второй тип – смешанные общества с участием правительства и частных капиталов: Кожсырье, Деруметалл (экспорт металла) – русско-германское; Дерутра – русско-германское транспортное общество и др.

Таможенная политика Советской Республики строилась по принципу промышленного протекционизма. Введение этой системы диктовалось разрухой в стране, вызванной первой мировой и гражданской войнами, а также экономической блокадой. Уменьшение размеров производства, понижение покупательной способности, перемещение спроса от рынка к домашнему производству сказались и на таможенной политике. Это был объективный процесс. Но чрезмерный протекционизм задерживал развитие рынка, отрицательно сказывался как на восстановлении и развитии металлургической и металлообрабатывающей промышленности, так и на искусственном поддержании элементов натурального хозяйства в сельской местности.

3. Советская таможенная система в 30 – 80-е гг. XX в.

В 30-е гг. таможенная система теряет свое значение, которое оно приобрела в 20-е гг. Связано это со свертыванием НЭПа, снижением внешнеторгового оборота (почти в три раза к середине 30-х гг.). Таможенная служба выполняла по сути функцию контролера, регистрирующего и пропускающего товары и пассажиров через государственную границу. В связи со снижением нагрузки наблюдается сокращение штата таможенной службы – к середине 30-х гг. число таможенных служащих насчитывало около двух тысяч человек.

Нападение фашистской Германии на СССР существенно изменило данную ситуацию. Таможенной системе был нанесен серьезный ущерб. 24 таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными гитлеровцами. С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение и партизанское движение ушло 9/10 личного состава.

На таможни возлагались новые задачи, в основном пропуск грузов, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного креста. И если в первый год войны эти грузы поступали в небольших количествах, то начиная с 1945 г. они шли массовым потоком, что накладывало на личный состав таможен дополнительную нагрузку. Основное количество грузов проследовало через Архангельскую, Мурманскую, Владивостокскую, Бакинскую, Джульфинскую, Гауданскую таможни, Красноводский таможенный пост.

Разгром гитлеровской Германии открыл широкие возможности для восстановления таможен на западных границах и в целом для укрепления таможенной системы. В первые послевоенные годы таможенная система состояла из Главного таможенного управления, в составе которого имелись следующие отделы: кадров, транзитно-грузовой, почтово-пассажирский, борьбы с контрабандой, таможенной статистики, таможенной информации, тарифов и кодификации, финансовый, снабжения. При ГТУ имелась инспекция отделения Главного таможенного управления, таможни, таможенные посты. Таможни подразделялись на 3 класса. В союзных республиках, краях, областях находились уполномоченные Министерства внешней торговли.

В связи с расширением связей СССР со странами – участницами СЭВ, с каждым годом увеличивался объем товарооборота и поток транспортных средств через государственную границу. За 20 лет число транспортных средств, следующих через границу, возросло почти в 9 раз. Если перевозки грузов судами увеличились в 5 раз, то железно-дорожным транспортом – лишь в 1, 5 раза. Следовательно, увеличилась нагрузка на портовые таможни, хотя штатная их численность в рассматриваемый период оставалась практически неизменной. Количество иностранных туристов, следующих в СССР, составило в 1951 г. – 5 37б4 чел., а в 1966 г. – 2 546 864 чел.

Правовое регулирование таможенных отношений в 60-х гг. осуществлялась в соответствии с положениями нового Таможенного кодекса СССР, принятого 5 мая 19б4 г. Кодексом предусматривались три главные задачи таможенных учреждений: осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Соответственно этим задачам была построена структура Таможенного кодекса, то есть его разделы, содержащие правовые нормы таможенного дела.

Управление таможенным делом возлагалось на Министерство внешней торговли СССР через Главное таможенное управление, которое являлось частью государственного аппарата в сфере управления таможенным контролем. Общие положения кодекса и его отдельные разделы свидетельствуют о принципе централизации таможенного дела в СССР на основе передачи прав в этой сфере союзных республик центральной власти. Как и ранее, кодекс закреплял принцип, согласно которому таможенные пошлины рассматривались как инструмент внешнеторговой политики. Впервые министру внешней торговли предоставлялось право издавать приказы и инструкции по таможенному делу, обязательные для всех организаций и граждан.

В последующие годы ряд положений Таможенного кодекса был пересмотрен и уточнен. В частности, Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1971 г. была усилена административная ответственность за контрабанду валюты и валютных ценностей. Дополнительно к мере наказания в виде конфискации выявленной контрабанды пассажиры могли быть подвергнуты дополнительной санкции – штрафу. Ряд таможенно-правовых документов был пересмотрен в связи с принятием Конституции СССР 1977 г. В частности, были приняты новые Правила таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу. Эти правила упростили процедуру таможенного досмотра. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1978 г. была уточнена статья 57 Таможенного кодекса о разрешении пропуска в СССР переселяющихся на постоянное место жительства. Некоторые права по определению перечня предметов, ввозимых при переезде с соответствующей пошлиной, предоставлялись МВТ СССР.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал