Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи и процедуры социального анализа
Социальный анализ в конечном счете призван оценить реализацию экономических результатов деятельности предприятия в развитии коллектива. Речь идет о внедрении в практику планирования на предприятиях нового собственно прикладного метода анализа сложных процессов и механизмов жизни коллектива. На предприятиях обычно преобладают либо методы экономического анализа, либо эмпирические методы исследований социальных проблем, направленные на изучение отдельных, частных факторов деятельности коллектива. Необходим же анализ содержания, внутренней структуры социальных параметров, которые задают общее направление социальных процессов, ориентир для социального планирования. Иначе говоря, социальный анализ необходим для научно обоснованного превращения социального плана из суммы планов и программ по отдельным сферам социальной жизни производственного коллектива в план-систему для выяснения эффективности его выполнения. Практическая реализация объективных законов общества на уровне конкретной деятельности трудовых коллективов требует анализа и решения следующих задач: 1) выявления и использования социальных резервов роста производительности труда и интенсификации, 2) определения социальной эффективности внедряемой новой техники и технологии, новых экономических и организационных форм деятельности коллектива, 3) выявление насущных социальных потребностей, проблем труда, быта и отдыха работников, разработки методов их решения, осуществления принципов социальной справедливости, 4) разработки и внедрения мероприятий по осуществлению планов, целевых комплексных программ социального развития коллектива. Здесь нельзя ограничиваться сбором имеющегося разнородного фактического материала о субъективных аспектах социальных процессов на предприятии, как это происходит при использовании методов социологических опросов (анкетирование, интервьюирование), — необходима целостная социальная информация. Можно выделить на основе анализа социологической литературы следующие основные типы информации, которые могут быть использованы при составлении планов социального развития: 1) информация о социальных проблемах, которые должны быть решены в процессе реализации планов социального развития; 2) информация о тех объективных аспектах социальных процессов на предприятии, которые или вообще не получают прямого отражения в заводской статистике и официальной документации, или отражаются в ней неполно и неточно; 3) информация о социальном значении и последствиях тех экономических, технико-технологических, кадровых и других изменений, которые происходят на предприятии; 4) информация о возможных путях и средствах решения тех социальных задач, которые являются предметом социального планирования; 5) информация о субъективных аспектах социальных процессов на предприятии. Усиление роли «человеческого фактора» на современном этапе развития народного хозяйства делает насущной задачу получения объективных оценок фактического состояния социальных условий и процессов на предприятиях и в организациях. При разработке социального анализа возможно использование в качестве аналога подхода, сложившегося в приложении к экономическому анализу. Во-первых, эти два вида анализа тесно взаимосвязаны. так как дают комплексную характеристику социально-экономической деятельности как отдельного человека, так и коллектива в целом. Источниками информации для проведения социального и экономического анализа на конкретном предприятии служат зачастую одни и те же документы. Второе, что объединяет данные виды анализа, — это место, занимаемое ими в процессе управления. Взаимосвязь социального и экономического анализа имеет принципиальное значение. Во-первых, она обеспечивает приоритетность социальных целей, во-вторых, данные экономического анализа являются промежуточными для итоговой оценки в социальном анализе. Например, формирование фонда социального развития на предприятии в денежном выражении, несмотря на название фонда, является объектом экономического анализа, а информация о фактическом использовании средств данного фонда — объектом социального анализа.[193] Социальный анализ является составной частью и необходимым условием планирования и управления социальными процессами. Технология социального, так же как и экономического, управления включает в себя ряд последовательно повторяющихся этапов, таких как нормирование, планирование, учет, контроль, регулирование, где требуется социальный анализ. Так, для социального нормирования требуется определение параметров социального объекта, чтобы можно было построить адекватную модель управления. Тесная связь между нормированием и планированием проявляется в том, что социальные нормы и нормативы определяют перечень и структуру плановых показателей. Трудность здесь заключается в том, что ввиду социально-экономического характера ряда нормативов возможно дублирование нормативной информации, а также отрыв социальных аспектов управления от экономических, что, в конечном счете, приводит к рассогласованию принятия решений по этим направлениям. Следует отметить, что социальное планирование появилось раньше, нежели стала развиваться его нормативная база. Отсутствие ряда нормативов или низкая их достоверность привели к укоренившейся практике, при которой социальное планирование осуществляется «от достигнутого уровня», т.е. значения плановых показателей устанавливаются в соответствии с некоторой возрастающей тенденцией. Даже в лучших планах социального развития и методиках показатели определяются «от достигнутого», что не дает возможности сравнивать трудовые коллективы между собой, а также сопоставлять фактическое состояние с нормативным. Это и создает благоприятные условия для распространения субъективных методов социального анализа. По-прежнему социальное планирование плохо увязано с технико-экономическим планированием, что способствовало превращению первого в «показную деятельность», осуществляемую социологами. Кроме того, нормативы, являющиеся основой социальных планов, недостаточно учитывают динамику потребностей человека, а в настоящее время в связи с «внедрением рыночной экономики» к этим проблемам добавились еще проблемы индексации доходов, социальной компенсации и других решений, которые должны сопровождаться серьезным, объективным социальным анализом. В функции социального учета как элемента социального анализа должно входить определение фактических значений социальных показателей. Известно, что для целей экономического управления в нашей стране разработана единая система народохозяйственного учета, включающая в себя оперативный, бухгалтерский и статистический виды учета. Социальный учет на предприятиях представлен лишь в виде годовой (квартальной) статистической отчетности. Бухгалтерский и тем более оперативный социальный учет не получили должного развития из-за слабой проработки соответствующих норм и нормативов. Имеющийся статистический социальный учет также не лишен недостатков. Главный из них — рассосредоточенность источников информации. На предприятии можно получить данные в основном об условиях труда, кадрах и, частично, о быте. Остальная часть информации сосредоточена по месту работы и жительства работников, и для ее сбора социолог снова вынужден прибегать к методу опроса. Перспективным направлением здесь видится создание централизованных социологических баз данных, функционирующих в рамках АСУ-регион, АСУ-город и АСУ-район. Социальный анализ наряду с использованием его в структуре социального управления и планирования можно применять и на всех стадиях цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — проектирование — практика». Наиболее слабым звеном в этом цикле следует признать социальное проектирование, которое, по своей сути, является конечной фазой процесса прикладного исследования и начальной фазой внедрения прикладных результатов, системы социальных показателей в практику. На этапе проектирования должен происходить переход от научного описания к формальной модели (проекту), имеющей целевое, практическое значение для системы социального управления. Принципы такого социального проектирования мы уже обсуждали в предыдущем очерке. Таким образом, развитие объективного социального анализа, основное содержание которого заключается в сопоставлении плановых и учетных данных, а также в выработке управляющих воздействий в случае отклонения факта от плана[194], становится насущной потребностью прикладной социологии (социальной политики). Социальный анализ как метод есть синтез представлений о знаниях объективных фактов и законах социальной жизни, о ценностях (желаемом и необходимом) и о реализации целей и норм в конкретных действиях людей в практике. В дальнейшем, вероятно, возможна более подробная конкретизация данного комплексного метода на ряд других, имеющих свою специфику в практической деятельности людей. Это, условно говоря, могут быть: 1) методы использования и формирования объективных факторов социальной деятельности (методы повышения социально-экономической эффективности деятельности людей, их оптимизации; методы совершенствования работы профессионалов-консультантов, направленные на улучшение средств и условий жизнедеятельности людей; методы разработки социологически обоснованных рекомендаций к техническим проектам средств и условий непосредственной жизнедеятельности людей и др.); 2) методы использования и формирования субъективных факторов социальной деятельности (методы самоопределения и самообучения, адаптации к конкретной обстановке; методы формирования отношений личности, как субъекта познания, общения и деятельности и др. В общем виде алгоритм и процедуры социального анализа как метода социологии практики могут быть следующие: 1. Определение конкретного социального объекта социологического воздействия с учетом объективных и субъективных его условий. 2. Вычленение социальных причин и факторов деятельности данного объекта (нормы труда и прибыли, деловые и моральные качества, здоровье, здравый смысл и ценности и др.). 3. Разложение социального действия объекта на 3 ситуации: а) непосредственную жизненную ситуацию, в которой в данное время существует объект практического воздействия, — «стечение обстоятельств» (СО), б) конечную ситуацию, в которую должен включиться объект в результате оказываемого на него воздействия, — «результативная ситуация» (PC), в) общую социально-практическую ситуацию, позитивный вклад в которую может внести активность объекта, ожидаемая в результате социологического воздействия, — «практическая ситуация» (ПС). 4 Выделение социальных потребностей субъекта в связи с СО, отмечая факты его неудовлетворительного существования в данном стечении обстоятельств. 5. Объяснение и показ того, что ПС не соответствует идеалам, нормам и ценностям человека и что улучшение дела потребует именно его конкретных действий, поступков. б. Описание и показ относительно привлекательных (желаемых) сторон PC, ее большую предпочтительность по сравнению с СО. 7. Показ реальной достижимости соответствующих целей, раскрытие или предоставление средств для реализации перспективы включения человека в PC. 8. Договор о согласии людей, если необходимо, поступиться ради привлекательной перспективы некоторыми второстепенными ценностями (привычками, некоторой свободой, удобствами и др.). 9. Формальное фиксирование факта включения человека в PC связанную с относительно привлекательными для него перспективами. Приведенная последовательность социального анализа практики может уточняться. В любом случае указанную схему нужно применять гибко, а, при необходимости, изменять, совершенствовать сообразно фактам успеха (пользы) и неуспеха в практической деятельности, принципам социологии практики (истинности) и индивидуальности того, кто ее применяет. Здесь необходимо только еще раз подчеркнуть, что логика социологической науки всегда диктует необходимость передачи знаний от фундаментальных к прикладным исследованиям, анализа обеспеченности ресурсами социальных решении, предложенных в результате фундаментальных поисковых исследований, экспертного прогнозирования социальных потребностей, проверки принципиальных теоретических решений при помощи социального эксперимента.
ЛИТЕРАТУРА 1. Прогнозное социальное проектирование и город. / Отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1995. 2. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование. // Социс. 1996. № б. 3. Современная западная теоретическая социология: рефер. сб. Т. Парсонс (1902-1972). М., 1994. 4. Тихомиров Б.И. Техника социального аиализа. СПб., 1992.
|