Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы подбора и работы экспертов
Для упорядочения опроса экспертов наибольшее значение имеют две основные методические проблемы всякой экспертизы: 1) подбор экспертов; 2) оптимизация процедуры их работы. Во-первых, эксперт — если он специалист, от которого ждут прогнозных оценок, — не должен являться лицом, принимающим решение на основе полученной информации. Он может быть только советником того, кто берет на себя ответственность за постановку цели, план, программу, проект, вообще за любые решения. В противном случае возникает соблазн «подчинения» экспертизы заранее запланированному решению, прикрытия воли руководителя ссылкой на «мнение экспертов». Правда, на практике руководители, ответственные за решения, выступают порой в роли экспертов и даже возглавляют экспертные группы. Но это нарушение методических требований, расплатой за которое является, как правило, получение пссвдопрогнозов. Во-вторых, не каждый специалист — даже весьма авторитетный в своей области — годится для работы в экспертной группе, тем более для целей социального прогнозирования. Некоторые из них при обширных знаниях не обладают качествами, необходимыми для члена экспертной группы, не способны давать адекватные оценки и могут лишь дезорганизовать работу, особенно при очных опросах. Опытом выработаны сложные приемы отбора экспертов. Строгое следование процедуре таких приемов обязательно для каждого организатора исследования. Более того, в миоготуровых экспертных опросах необходимы тщательный анализ ответов и исключение экспертов, ответы которых свидетельствуют об их некомпетентности. Первый критерий отбора экспертов — степень компетентности эксперта. Возникает вопрос: чем ее измерить? Большей частью ориентируются на наиболее «простые» показатели — ученая степень или звание, стаж работы по специальности. Но оба показателя не всегда являются мерилом компетентности. Поэтому приходится прибегать к дополнительным показателям — служебное положение, число опубликованных работ, число ссылок на эти работы в литературе, оценка работ научной общественностью и др. Встает проблема комплексности показателей компетентности эксперта. Второй критерий отбора экспертов тесно связан с первым. Он предполагает, что эксперт знает «последнее слово» современной науки и практики в тех областях, которые являются предметом экспертизы. Здесь важен качественный анализ научной или практической деятельности эксперта и его трудов. Третий компонент отбора — оптимальное сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта. Для этого опять-таки необходим качественный анализ деятельности и научных трудов эксперта. Четвертый критерий отбора — оптимальное сочетание индивидуальных качеств экспертов как научных или практических работников. Сюда относятся способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, к объективной всесторонней оценке проблемы без чрезмерного уклона в сторону оптимистических либо пессимистических ответов по чисто психологическим мотивам, устойчивость его научных взглядов, но вместе с тем достаточная гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую научную информацию. Пятый критерий отбора — высокие моральные качества эксперта. Этот критерий очень сложен. Ясно, однако, что без должного морального уровня эксперта остальные его качества могут оказаться бесполезными, способными лишь увеличить опасность получения псевдопрогноза. В то же время неверно полагать, будто опросу экспертов не присущи недостатки, которые свойственны массовым опросам населения. Эксперт не лишен обычных человеческих слабостей, в частности на то или иное его суждение могут влиять определенные стереотипы мышления. Последние часто играют позитивную роль, но при столкновении с качественно новой информацией (обычно в ситуации прогнозирования) иногда мешают давать надежные оценки, рекомендации. Очевидно, особенно ценен эксперт, обладающий способностью преодолеть сложившиеся взгляды, по-новому смотреть на проблему, высказать оригинальное, самостоятельное суждение. В специальной литературе по экспертным оценкам давно уже выработан тип «идеального» эксперта, способного решать творческие задачи, видеть и формировать неочевидные проблемы, интуитивно делать верные заключения, предусматривать возможные изменения состояния исследуемого объекта, обладающего независимостью суждений и умением видеть проблему с различных точек зрения.[207] Очевидно, что подобрать эксперта и тем более группу экспертов, обладающих такими способностями, трудно. Приходится заботиться, чтобы перечисленные качества относились хотя бы ко всей группе в целом, И здесь возникает ряд проблем психологии коллективного творчества: в первую очередь необходимость, чтобы члены экспертной группы в психологическом отношении были максимально приемлемы друг для друга. Экспертная группа не может быть слишком многочисленной. Опыт показал, что за известными пределами увеличение числа экспертов не даст существенного прироста новой информации ни в деталях, ни, главное, по качеству. Необходимость ограничения численности экспертной группы выдвигает дополнительные методические требования к подбору экспертов. (На практике численность экспертной группы большей частью составляет примерно 5-7, максимально 10-15 человек при очных опросах и 20-30, максимально 60-80 человек при заочных опросах, в зависимости от характера экспертизы.) Требуется разумное сочетание экспертов различного возраста, темперамента, различных научных школ, ведомственной принадлежности. Методы отбора экспертов сводятся к двум основным подходам: объективному и субъективному. Первый предполагает использование организаторами исследования специальных методик отбора, второй — привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности, из среды которой они отбираются. Объективный подход имеет, в свою очередь, 2 варианта: документальный и экспериментальный. Первый предусматривает подбор экспертов на основе социально-демографических данных (ученая степень, звание, должность, стаж работы по специальности и в области, связанной с предметом исследования, число опубликованных работ и число ссылок на них в научной литературе, участие в специализированных советах, комиссиях, симпозиумах). В комплектовании групп экспертов могут учитываться также, пол, возраст и другие социально-демографические показатели. Экспериментальный метод проводится на основе испытания, тестирования кандидата в эксперты либо по результатам эффективности его прежней экспертной деятельности. Оба методических приема требуют большой деликатности по отношению к будущему эксперту. Так, тестирование не всегда приемлемо с этической точки зрения. Да и сами тесты пока еще оставляют желать лучшего. Проверка же эффективности рекомендаций кандидата по опыту его прежней работы фактически означает неформальную аттестацию специалиста. Поэтому оба приема должны носить, скорее, вспомогательный характер, применяться в сочетании с документальным подходом и другими приемами. Субъективный подход также распадается на несколько приемов. Один из них — аттестация, когда подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы, с отводом тех из них, кто не набрал определенного минимума голосов. Здесь могут использоваться методики с расширяющимися кругами экспертов в несколько туров. В первом туре круг экспертов составляет списки кандидатов в эксперты. Туры повторяются до тех пор, пока состав кандидатов в эксперты не стабилизируется. Затем проводится расчет коэффициентов компетентности экспертов в зависимости от числа включений в списки. Сам по себе этот прием достаточно эффективен, но лишь при условии, если члены будущей группы хорошо знают друг друга и обладают высокой научной добросовестностью. В противном случае возникает опасность отвода по случайным, непринципиальным мотивам, поэтому полагаться только на один этот прием нецелесообразно. Другой прием — метод взаимной оценки будущих экспертов (в баллах или ранжированием) — является по существу разновидностью первого со всеми его особенностями и ограничениями. Третий прием — метод самооценки степени компетентности и объективности. Отвечая на вопросы, кандидаты оценивают свою осведомленность, эрудицию в области предмета исследования, критичность своих оценок по определенной шкале (либо косвенные сведения например о каналах используемой информации, об объеме и характере изученной информации, о собственном вкладе в исследование изучаемой проблемы). В последующем может производиться расчет средних значений каждого кандидата и суммарная сфера компетентности экспертов. Здесь, правда, имеется опасность неадекватности данных в виде завышенных самооценок. Но практика показывает, что серьезные эксперты, напротив, склонны несколько занижать самооценки и стремятся не принимать участие в экспертизах, выходящих за рамки их научных интересов. Сказанное приводит к выводу, что ни один из перечисленных методов и приемов не может служить «универсальной отмычкой» в решении вопроса об отборе экспертов и что методика такого отбора должна базироваться на сочетании различных приемов. Перейдем к следующей методической проблеме — процедуре работы экспертов. На практике применяются различные процедуры. Различие между ними сводится в основном к следующим аспектам: 1) характер контактов экспертов друг с другом (анонимный или нет); 2) «обратная связь» в работе экспертов (наличие или отсутствие возможности самообучения в процессе экспертизы). В соответствии с первым аспектом различаются очные и заочные (как правило, анонимные), в соответствии со вторым — одноразовые и многоразовые (в несколько туров) опросы. Одна из главных разновидностей очного (и, как правило, одноразового) опроса[208] — «мозговая атака»[209], или «коллективная генерация идей». В основе этой методики лежит организация коллективного обсуждения проблемы таким образом, чтобы стимулировать творческую активность экспертов, обеспечить их взаимное влияние друг на друга, вызвать своеобразную «цепную реакцию идей» и добиться получения качественно новой информации. В принципе «мозговая атака» широко применяется при решении любого типа проблем. Ее можно использовать в науке, технике, торговле, при решении социально-экономических проблем и проблем межличностных отношений. Результаты мозговой атаки оказывают влияние на развитие личных качеств членов «мозгоатакующсго» коллектива. Но особое значение она имеет в социальном прогнозировании, где необходима качественно новая информация. При проведении «мозгоатакующего» совещания обычно обращают внимание на 4 основных правила: 1) критика исключена, единственной задачей является выдвижение идей; 2) свободные ассоциации приветствуются; чем смелее и необычнее замысел, тем лучше; надо высказать все появившиеся идеи; 3) важно множество замыслов; чем больше замыслов, тем больше вероятность их использования (доказано, что количество замыслов рождает их качество); 4) комбинирование и улучшение замыслов желательно; участники совещания должны взаимно улучшать, комбинировать и направлять замыслы остальных; замыслы других могут быть использованы как «трамплин» для замыслов индивида; замыслы индивида являются, как правило, комбинацией замыслов других членов коллектива. Ключевое звено такой организации работы экспертов — категорический запрет на критику любого мнения, оценки, рекомендации, высказанных во время заседания экспертов, какое бы негативное впечатление на первый взгляд они ни производили. Напротив, требуется развитие высказанной партнером мысли независимо от своего первоначального отношения к ней, поиск альтернативных решений, выявление принципиально новых подходов и т.п. Иными словами, механизм обратной связи, обеспечивающий самообучение экспертов, открывается только в одном направлении — поиске оптимального решения поставленной проблемы путем соревнования, конкуренции идей. Никакая альтернатива не будет предложена, если нет уверенности в том, что она будет принята и рассмотрена. Как раз большинство хороших замыслов утрачиваются из-за недоверия к себе, повышенной боязни критики и неадекватной оценки вероятности принятия предложения, вследствие чего члены коллектива вообще не предлагают эти идеи. Поэтому создание атмосферы, в которой вообще недопустимы какие-либо отрицательные оценки или критические высказывания, способствует появлению альтернатив. На этом первом этапе все предложения принимаются доброжелательно. Возможность личных нападок, сведения «личных счетов» и «отбрасывания» идей после первых критических замечаний в этих условиях исключается. Когда каждый член коллектива своими замыслами способствует появлению различных ассоциаций у всех остальных членов группы, все предложенные идеи считаются достоянием всего коллектива, а при окончательном выборе решения за него отвечает весь коллектив. «Мозгоатакующее» совещание никогда не должно носить формальный характер. Единственным формальным моментом является запись и фиксация количества мыслей. Совещание ведется в форме дружеской беседы. Шутливые предложения по решению проблемы тоже записываются. Примерная продолжительность совещания не более 1, 5-2 часов (учитывается крайняя напряженность умственного труда экспертов при такой организации работы). После первого часа интенсивной мозговой атаки большинство участвующих в совещании устают и думают, что они уже не способны что-либо предложить. Однако совещание следует продолжить. В заключительной части совещания у членов коллектива возникают обычно 2-3 наиболее оригинальные идеи. Новые и оригинальные мысли возникают тогда, когда кажется, что исчерпаны все мысли и ассоциации. На второй или третий день после «мозгоатакующего» совещания созывается следующее совещание, которое должно из множества предложенных мыслей выбрать наилучшие и решить, какие из них можно реализовать. В новом совещании принимают участие те, кто не участвовал в «мозговой атаке». Оптимальное число участвующих в этом совещании 5-7 человек. После проведения экспериментов и окончательньк испытаний используется примерно 10% предложенных мыслей. Здесь вряд ли уместно подробное описание самой методики, довольно детально представленной в научной литературе и к тому же постоянно совершенствуемой. Достаточно указать, что в принципе все процедуры этого класса делятся на простые и управляемые. Первые подразумевают спонтанную дискуссию по поставленной проблеме, что имеет эвристическую ценность само по себе и, кроме того, методически несложно, требует меньше времени и средств на подготовку, проведение и обработку материалов сессии. Однако при большой сложности проблем (характерных, в частности, для социологического прогнозирования) такая процедура может оказаться недостаточно эффективной из-за стихийного отклонения экспертов в сторону от поставленной проблемы, высказываний не по существу. В этих случаях целесообразно пойти на затрату дополнительных усилий для организации управляемой процедуры. Данная процедура подразумевает заблаговременное четкое распределение ролей между экспертами согласно их способностям и функциональному назначению, чтобы держать процесс коллективной генерации идей на должном уровне. Один из ведущих экспертов назначается руководителем (председателем), «президентом круглого стола», удерживающим внимание экспертов на центральной теме дискуссии. В качестве «президента» может выступать сам организатор исследования. В его обязанности входит постановка проблемы и обеспечения подготовки, проведения и обработки материалов совещания. Кроме того, он является высшей инстанцией, арбитром, к которому можно апеллировать при возникновении каких-либо недоразумений. Иногда дискуссию начинает специально выделенный докладчик, который заостряет поставленную проблему таким образом, чтобы вызвать возможно более энергичную реакцию участников дискуссии, но чаше это входит в обязанности председателя. Затем слово предоставляется экспертам-аналитикам, раскрывающим современное состояние и тенденции исследований по поставленной проблеме. Далее в дело вступает центральное звено — эксперты-генераторы, отличающиеся способностью высказывать нетривиальные, оригинальные идеи. Их сменяют эксперты-регуляторы, в задачу которых входит «приглушение», «притормаживание» обсуждения явно случайных иди не относящихся к делу идей с целью возвращения дискуссии в намеченное русло, чтобы полемика проходила в рамках объективного обсуждения и не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга. Им на смену приходят эксперты-стимуляторы, стремящиеся оживить «заглохшие» почему-либо конструктивные идеи. Возможно повторное предоставление слова генераторам и другим экспертам. Наконец, можно выделить группу экспертов-селекторов, которые (желательно уже после завершения беседы) оценивают высказанные предложения, идеи, рекомендации, отбирают наиболее конструктивные из них и дают свободу руководителю, который подводит итоги. Помимо перечисленных участников сессии к ним следует добавить экспертов-методистов, ответственных за подготовку, проведение и обработку материалов дискуссии с соблюдением необходимых методических требований, а также работников группы обеспечения, отвечающих за техническую сторону дела. Оптимальное число экспертов в очном опросе за «круглым столом» 20-25 человек. Однако число участников дискуссии на практике большей частью не превышает 5-10 человек, поэтому некоторые эксперты выполняют несколько функций. Председателю приходится одновременно исполнять обязанности докладчика, аналитика, а иногда и селектора. Эксперт-генератор выступает также в роли стимулятора, эксперт-регулятор в роли селектора и т. д. Это предъявляет исключительно жесткие требования к отбору каждого члена экспертной группы, максимальному учету его способностей и недостатков. Поскольку общая продолжительность сессии не должна превышать 1, 5-2 часов, то необходим предельно жесткий регламент (не более 2-3 минут на выступление) и строжайшая дисциплина дискуссии. Другая разновидность очного опроса экспертов — «традиционная дискуссия», или «метод комиссии», — обычный обмен мнениями, в ходе которого каждый участник имеет право задавать вопросы выступающему, критиковать или поддерживать любую точку зрения, сам выступать неограниченное число раз, изменять или уточнять свою точку зрения с учетом полученной им новой информации. Конечно, такая процедура отнимает сравнительно много времени, особенно при «традиционном» регламенте 10-20 минут для каждого выступления, и имеет относительно низкий «к.п.д.». Но у нее есть и сильные стороны. Она обеспечивает мгновенную обратную связь и быстрое самообучение экспертов, вызывает соревнование между ними, позволяет подкреплять рациональные доводы эмоциональным воздействием, способствует быстрому преодолению возникающего иногда «взаимонепонимания» экспертов. А, главное — она привычна, проста, не требует специальной подготовки и организации. Опыт показывает, что «традиционная дискуссия» сравнительно эффективна только при условии, если поставленная проблема хорошо знакома всем или, по крайней мере, подавляющему большинству участников. В противном случае полагаться на ее результаты нецелесообразно. Недостатки метода «традиционной дискуссии» вызвали к жизни третью разновидность очного опроса экспертов — «метод отнесенной оценки», еще один вариант управляемой процедуры опроса. Данная процедура используется для того, чтобы в сжатые сроки получить согласованное мнение по какой-то конкретной проблеме. В основу кладется процедура итерации, т.е. в данном случае повторение нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепенной выработки единого мнения всех или большинства участников экспертизы, с оставлением за несогласными права на частное заключение. Такая процедура требует детально разработанного сценария обсуждения, в котором необходимо запрограммировать направленность дискуссии, распределение внимания в отношении отдельных вопросов, регламент выступлений, логику обсуждения с учетом цели и задач экспертизы и т.п. В отличие от «мозговой атаки» целенаправляющее воздействие председателя на ход и исход дискуссии осуществляется открыто. Существует еще несколько разновидностей очного опроса экспертов, но все они могут трактоваться как модификация перечисленных трех. Теперь о заочном виде экспертного опроса. Простейшая разновидность заочного опроса экспертов — разовый анонимный опрос, ничем в принципе не отличающийся от опроса населения, сравнительно простой (ввиду небольшого числа респондентов) и поэтому наиболее распространенный. Его существенный недостаток, как и при «традиционной дискуссии», — низкий «к.п.д.», Этот недостаток, как и при очном опросе экспертов, породил заочный вариант «метода отнесенной оценки» — «дельфийскую технику», «метод эвристического прогнозирования» (название данной техники прогноза заимствовано от названия древнегреческого города Дельфы, получившего известность еще до нашей эры как центр предсказаний оракулов). В основу этой методики положена идея о потенциальной возможности самообучения экспертов при проведении заочного опроса в несколько туров. Гарантируется соблюдение анонимности респондентов (во избежание «давления авторитетов» и опасения за свою репутацию в случае «неожиданных» ответов). Респондентам предоставляется возможность знакомиться с материалами предыдущего тура и последовательно уточнять свои оценки по мере изучения новых аргументов. «Дельфийская техника» помогает экспертам избавиться от сковывающего их фактора (мнения лидеров научного направления, господствующие взгляды большинства, эмоциональное воздействие оппонентов, затруднительность публичного отказа от ранее высказанного мнения и т.п.) и вместе с тем сохранить ценную возможность не только высказывать оригинальные суждения, но и менять их с учетом новой информации без риска для своей репутации. Эксперты заполняют анонимные анкеты или подключаются непосредственно к работе с ЭВМ, что повышает скорость опроса при сохранении анонимности. После 1-го тура эксперты знакомятся с итоговыми характеристиками позиции группы в целом. Во 2-м туре они получают возможность либо сблизить свое мнение с позицией большинства (если это необходимо), либо изучить и обсудить причину отклонения. В 3-м туре новая информация открывает возможность еще раз пересмотреть точки зрения. Это не значит, конечно, что частные заключения меньшинства или одиночек не должны приниматься во внимание. Напротив, их стоит исследовать особенно тщательным образом. Но для рекомендаций в сфере планирования и управления прежде всего важны максимально надежные оценки. В этом отношении согласованное мнение большой группы первоклассных экспертов имеет большое значение. Не случайно поэтому «дельфийская техника», несмотря на сложность подготовки, проведения и обработки результатов опроса, несмотря на сравнительно большие затраты времени и средств, получила значительное распространение. По масштабам применения во многих странах она оказалась в первой пятерке наиболее «популярных» методов социального прогнозирования. Следует отметить, что в последние годы получили значительное распространение упрощенные вариации «дельфийской техники» («мини-дельфи»), позволяющие собрать экспертные оценки по 2-3 турам за несколько дней или даже часов. Особенно упрощается техника сбора оценок при непосредственном подключении экспертов к работе с ЭВМ. Насчитывается еще несколько разновидностей заочных опросов экспертов, но все они занимают то или иное промежуточное положение между простейшим разовым анкетированием и сложившейся «дельфийской техникой». Эффективность экспертных опросов вызвала усиление тенденции к усложнению задач экспертов, к превращению опроса в особую разновидность многоэтапного исследования, в ходе которого экспертам предлагается решать все более сложные проблемы типа уточнения прогностических сценариев, матриц, графов, различных видов моделей, построения «дерева проблем» и «дерева целей» и т.д. В результате эксперт вынужден отходить от чисто интуитивной деятельности, активнее заниматься логическим анализом поставленной проблемы. Методы опроса постепенно теряют свой исключительно интуитивный характер, органичнее включаются в сложные системы комплексных методик прогнозирования. Так, одна из американских систем прогнозирования (ПАТТЕРН) побуждала экспертов принимать участие в составлении сценария, характеризующего тенденции развития объекта прогнозирования, давать оценку различным альтернативам дальнейшего развития, участвовать в построении «дерева целей», устанавливать иерархию задач, требующих разрешения для достижения главной цели (скажем, приписать каждой цели коэффициент значимости, определить степень важности, полезности, стоимости различных средств достижения той или иной цели).[210] Итак, мы показали методологические и методические особенности основных методов прикладного социологического исследования инновационного типа, которые положены в основу широко разрабатываемого сейчас социального проектирования. Это прежде всего методы моделирования, экспериментирования и экспертизы социальных явлений. Мы стремились обосновать, что все эти методы взаимосвязаны, неразделимы и подчинены единой методологической посылке. В частности, моделирование, на наш взгляд, есть процесс восхождения от абстрактного к конкретному, а содержание модели воплощает в себе единство теоретического и эмпирического уровней, конкретно-исторического и типологического подходов, субъективного и объективного в функционировании и развитии объекта в сфере управления и планирования, Отсюда методологические особенности мысленной (идеальной) модели в модельном (теоретическом) и натурном эксперименте. В свою очередь, социальный эксперимент также представляет собой противоречивую систему «производства» и «потребления» социологического знания, теоретического и эмпирического мышления, анализа и синтеза, идеального и материального и др. Одним из эффективных методов практической деятельности социолога, обеспечивающих комплексную разработку предложений и ускорение их внедрения в практику социального управления и планирования, являются метод экспертных оценок и его разновидности (коллективная генерация идей, «мозговая атака», «дельфийская техника», деловые игры и т. д.), а также метод социального анализа. Социальный анализ (как завершение экономического), в конечном счете, призван оценить реализацию экономических результатов деятельности предприятия в социальном развитии коллектива. Речь идет о внедрении в практику социального управления и планирования нового, собственно прикладного анализа сложных процессов и механизмов социальной жизни, который позволит превратить социальный проект или план из суммы планов и проектов по отдельным сферам социальной жизни трудового коллектива в план-систему, в эффективную систему практических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА 1. Литвак Б.Г. Экспертная информация. М., 1982. 2. Масленников Е.В. Эксперт в социологическом исследовании. // Вестник МГУ. Сер. Социология и политология 1995. № 4. 3. Масленников Е.М. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании. М., 1992. 4. Макаревич В.П. Игровые методы в социологии: концепция, содержание, символы. / Пер. с англ. М., 1993. 5. Прогнозирование в социологических исследованиях. / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада, М., 1978. 6. Osborn A.F. Applied Imagination. New York, 1960. 7. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. М., 1987.
|