Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В социальной практической деятельности
Для правильного понимания практики необходимо ее представить как нечто объективное в отличие от субъективного, понятого как нечто психическое, просто человеческое. Если вывести человеческую практику (практическую деятельность) из сферы материальных отношений и их законов, то неизбежна ее субъективизация в указанном смысле. Иногда противопоставление практической деятельности объективному естественноисторическому процессу доводится до того. что ее относят на сторону процессов и явлений, не имеющих объективного характера. Объективное в этом случае выступает как закономерный, естественноисторичсский процесс, существующий вне и независимо от сознания человека, а практика как активная сознательная деятельность людей, преследующих свои цели, оставляется по эту сторону объективного процесса, причисляется к субъективно-психическому. Из такого противопоставления следует, что ни материально-производственная деятельность людей, ни их социально-историческая практика не являются объективными процессами, не входят в структуру объективного общественного бытия. В структуру объективного включается только нечто мертвое, овеществленное (если даже речь идет о производительном труде): географическая среда, средства общественного производства, обезличенный экономический базис, материализованные продукты культуры и т.п. Дальнейшим шагом в субъективизации практической деятельности выступает обычно ее превращение в некий центральный фактор, а в субъективизации объективных процессов, производственных отношений — их превращение в среду или внешние условия, в которых протекает человеческая деятельность. При этом объективное и субъективное ставятся в отношение «нерасторжимого единства», в котором вес происходящее в жизни общества может осуществляться только проходя предварительно через сознание. На самом деле практика, материальная деятельность должны быть отнесены на сторону общественного бытия и вместе с последним представлены независимыми от общественного сознания, в частности объектом познания, независимым от познания. С этой точки зрения не могут быть приняты суждения, сводящие практику, деятельность к субъективно-объективным отношениям, в системе которых якобы не существует объекта без объекта и объекта без субъекта. Понятое таким образом единство субъекта и объекта ведет к отождествлению общественного бытия и общественного сознания или к их «принципиальной координации», «соотнесенности», поскольку субъект в итоге сводится к сознательному началу. Из того факта, что деятельность и общественные отношения не существуют без наделенных сознанием людей (субъектов), вовсе не следует, что практика не может осуществляться как объективный процесс, развиваться по законам, независимым от общественного сознания людей. Если же в структуре практики допускается нечто отличное от психического Я, то это нечто превращается в трансцендентальный, стизийно протекающий, внеличностный процесс образования и эволюции норм морали, традиций, обычаев. Их трансцендентальность преподносится как некая вторая реальность наряду с психическим Я и только в этом смысле (в смысле общезначимости и, следовательно, надындивидуальности) допускается их объективность. Нередко эта вторая реальность отождествляется с признаваемым материалистами вне общественного сознания существующим объективным миром, с естествснноисторическим процессом При этом сама деятельность объявляется субъективным, а естественноисторический процесс — объективным моментом практики. Будто бы суть практики в том, что она содержит в себе эти два момента — естественноисторический процесс (ход обстоятельств) и деятельность, что практикой опосредствуется активность субъекта в создании смыслов, значений, целей и закономерности объективной реальности. В этом раздвоении практики на две реальности якобы и состоит отличие материалистического (марксистского) понимания практики от прагматистского.[263] Одна из причин такого представления о материализме — его искаженная трактовка: будто материалисты допускают некий независимо от людей, от их деятельности особо существующий мир имманентных надличностных процессов, а человека и его деятельность считают лишь вторичным фактором, воздействующим или невоздействующим на эти процессы. Вся современная политическая экономия, писал в свое время Ф. Блей, оперирует метафизическими предпосылками при объяснении явлений хозяйственной жизни: она выводит законы хозяйства из его «природы», а человека делает чем-то случайным, не имеющим значения по отношению к имманентным законам хозяйства. Из критики подсовываемого марксизму неокантианского тезиса с трансцендентальности экономических законов Ф. Блей делает вывод в пользу субъективизма, т.е. первенства поведения людей, их сознания по отношению к объективным законам, защищает «принципиальную координацию» субъективного и объективного, физического и психического. Так и отдельные современные авторы полагают, что по одну сторону находится безличный процесс, а по другую — духовная деятельность субъекта. Ф. Хайек, например, расширенному порядку человеческого сотрудничества придает трансцендентальный характер. Этот порядок, по Хайеку, выходит за пределы нашего понимания, желаний ujiu намерении и нашего чувственного восприятия, [264] выступает неким естественным упорядочением, не схватываемым сознанием людей. Хайек буквально повторяет один из аргументов В.И. Ленина в пользу первичности общественного бытия (в процессе хозяйствования складывается объективно необходимая цепь событий, не охватываемая общественным сознанием производителей), когда пишет, что на рынке распределение ресурсов производится безличным процессом, в ходе которого индивиды, действующие в своих собственных целях, не знают и не могут знать, каков будет конечный результат их взаимодеиствий.[265] Казалось бы, что признание социального порядка трансцендентным, т. е, не охватываемым сознанием и лежащим вне сознания субъекта, ставит этот порядок в зависимость от свойств самой объективной социальной реальности. Однако у Хайека вместо последней оказываются правила морали, обычаи и традиции, помещаемые между инстинктами и разумом субъекта. Их реальность будучи трансцендентной по отношению к индивидуальному сознанию, оказывается мнимой. Материализм двух реальностей не признает. Существует один и единственный объективный мир, отражаемый в сознании людей. Сопровождающие практику сознание, правила морали, обычаи суть лишь субъективная духовная сторона практики как объективного процесса, способа существования общества и человека.
|