Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности методов прикладной социологии






Особенности выбора методов прикладной социологии прежде всего зависят от понимания специфики самой прикладной социологии и тех задач, которые она решает, а также от выбора критериев их применения.

Надо признать, что в целом для прикладной социологии во всем мире (а особенно для американской) характерны утилитарные тенден­ции. Целью ее являются практические рекомендащш социотехнического характера, помогающие усовершенствовать и упрощать управление и регулирование экономических, политических и социальных про­цессов. Социологи не только ищут и находят болезни, но и прописы­вают лекарства от недугов социального организма, чаще всего, правда, локального, частного характера. Необходимость решения практических задач в области экономики и социального управления в нашей стране также создало настоятельную потребность в «любых» результатах социологических исследований и породило нетерпеливое ожидание зна­чительного социального эффекта от их рекомендаций.

Однако приспособление научного знания для практического использования оказалось сложным и самостоятельным процессом, овла­дения которым в настоящее время явно недостаточно. Очевидно, что эффективность и качество социологических исследований весьма су­щественно будут зависеть от методологической и методической осна­щенности социологов и практиков, принимающих управленческие ре­шения. Кстати говоря, представление об эффективности прикладных социологических исследований в США во многом преувеличивается. Ограничение роли социологии в поставщика фактов для разработки социотехнических мероприятий лишает ее возможности понимания реальных перспектив общественного развития, соотношения социаль­но-классовых сил в борьбе за практическое изменение конкретной ситуации. В настоящее время социология США все больше и больше поворачивается к теории и методологии социологической науки, спо­собной обосновать и прогнозировать те или иные практические шаги.

Здесь необходимо подчеркнуть одну важную особенность при­кладных социологических исследований, которая имеет принципиаль­ное значение для понимания механизма перехода от теории к практике, Как известно, практическая деятельность имеет дело с отдельным, а научное познание направлено на обнаружение общего. Поэтому пред-посьшкой практического применения научных знаний является иссле­дование отдельных объектов. Значит, без такого обнаружения общего на уровне теории, которое учитывает специфику его существования в отдельном, нет возможности конкретизации социологической теории, а следовательно, нет и возможности применять на практике научные знания. К тому же сама практика представляет собой единство общего, особенного и единичного. Отсюда важное условие осуществления при­кладного социологического исследования, заключающееся в получе­нии конкретных знаний о конкретном объекте практической деятель­ности, в переводе знаний-описаний в знания-предписания для обеспе­чения определенной практически заданной цели.

Поскольку практическая деятельность всегда связана с изменени­ем конкретных, эмпирически данных объектов, постольку и познание направлено на полное раскрытие реально существующих вариантов развития данного социального объекта (в том числе его оценки с точки зрения социально-классового анализа). Добавим, что организованное практическое действие есть действие планомерное. Именно планомер­ность деятельности является конкретной программой организации де­ятельности людей, поскольку указывает цель, определяет средства и намечает последовательность действий. Именно в плане снимается противоречие объективного и субъективного, теорегического и прак­тического.

К сожалению, надо признать, что благодаря слабому развитию прикладной социологии (да и всех общественных наук в целом) чело­вечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать социально-психическую энергию людей, выс­шую из всех видов энергии. Мудрено ли поэтому, что наша борьба с социальными бедствиями даст наглядную иллюстрацию истории че­ловеческой глупости. Преступников мы лечим тюрьмой; душевноболь­ных — домами умалишенных, способными здорового сделать идио­том, но не наоборот; общественные волнения мы исцеляем пулеметами и чрезвычайными положениями; невежество — многолетним оглупле­нием в школах; нужду голодного — смертью; разврат — домами терпимости и т. д.

Положение дел может измениться лишь тогда, когда мы лучше будем знать закономерности и причинные отношения взаимодействия людей. В отличие от бессодержательных, хотя и напыщенных «систем морали» (планетарная мораль, общечеловеческая мораль), большей частью представляющих набор елейных фраз, не способных что-либо изменить и что-либо излечить, прикладная социология, подобно при­кладной медицине, должна быть опытной системой рецептуры, указвывающей точные средства для борьбы с социальными болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни (в эко­номической, политической, правовой, религиозной, научной, педаго­гической и др.), для наилучшего использования социально-психичес­кого потенциала человека-

Прикладная социология, или социальная политика, должна быть осуществлением афоризма О. Конта: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы мочь». Таким образом, прикладная социология — это практическая дисциплина, которая, опираясь на законы, сформу­лированные теоретической социологией, дает человечеству возмож­ноность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям.[166]

Решать названные задачи социологии позволяют методы исследо­вания, которые обычно различаются:

— по масштабу применения: общенаучные (например, системный подход, математические), частнонаучные (например, опрос);

— по уровню знания: теоретические (восхождение от абстракт­ного к конкретному, гипотетико-дедуктивный и др.), эмпирические (наблюдение, изучение документов и др.);

— по стадиям исследования: методы формулирования проблем, целей и задач (моделирование, анализ и синтез, дедукция и индук­ция...), методы сбора информации (опрос респондентов, наблюдение, изучение документов, биографический метод...), методы обработки информации (группировка, ранжирование, корреляция,,.), методы ана­лиза информации (обобщение, качественный анализ, типологизация, кластерный анализ, факторный анализ...).

В прикладном социологическом исследовании наряду с вышеперечисленными главными и совокупными методами получения данных используются также методы и средства решения конкретных проблемных ситуаций в сфере практической деятельности, социального управ­ления и планирования (социальное моделирование, социальная анали­тика, социальная экспертиза, социальный эксперимент и др.). Данные методы вписываются в логику и структуру именно прикладного соци­ологического исследования.

Социальное управление и планирование должно опираться на проблемно-целевые проектные разработки, выбирать те варианты ре­шений социальных проблем, которые наилучшим образом обеспечены ресурсами, апробированы экспертами, проверены социальными экспе­риментами.

Методология проблемно-целевого подхода реализуется и в ходе прикладного социологического исследования инновационного гипа, где социолог на первом этапе осуществляет «перевод» проблемной ситуации на язык исследования, создает дескриптивную (описатель­ную) модель изучаемого объекта (с привлечением экспертов-специа­листов), на втором этапе — прогноз, опирающийся, с одной стороны, на экстраполяцию существующих тенденций, т.е. развитие социаль­ных процессов без практического изменения ситуации, с другой сто­роны, на нормативный прогноз, на третьем этапе социолог составляет «дерево возможных решений», в которых рассчитываются вероятности приближения эксплоративных прогнозов к нормативному состоянию. На этом этапе рассматриваются различные комбинации включения имеющихся ресурсов для реализации того или иного норматива (обыч­но предлагается несколько нормативов, от минимума до максимума). По существу, данный этап аналогичен формулировке гипотез в эмпи­рическом социологическом исследовании. Информационное обеспече­ние гипотетических решений, сбор информации, нужной для обосно­вания возможных решений — задача социолога на четвертом этапе прикладного социологического исследования. Эмпирическая информа­ция является здесь не более, чем средством уточнения гипотетических решений. Социолог может вообще обойтись без сбора эмпирической информации и предложить практические решения, исходя из своего профессионального опыта и знаний. На пятом этапе предлагаются конкретные варианты решений, инноваций, мероприятий. На шестом этапе происходит экспериментальная апробация решения, за которым на седьмом этапе следует прогноз возможных проблемных ситуаций, последствий нововведения. Заключительный восьмой этап — собст­венно внедрение, которому предшествует разработка нормативных до­кументов (регламентация, обязанности различных служб, инструк­ции).[167]

Особое внимание в прикладном исследовании уделяется обосно­ванию оценки социального эффекта предлагаемых решений. Ориенти­рами успешности внедрения нововведений также являются социальные нормативы, выражающие систему типичных требований, предъявляе­мых социальными объектами по отношению друг к другу. Ядром всех методик социального нормирования является количественное опреде­ление уровня этих типичных требований. Как показывает опыт при­кладных исследований, наибольшее значение для разработки норма­тивов социального развития, например трудовых коллективов, имеют следующие методы выявления типичных требований.

Метод конкретизации идеала и его разновидность — метод ло­гического экстремума, логического предела. Здесь необходингые нор­мативные показатели характеризуются предельно высокими и предель­но низкими значениями.

Метод моделирования. Уровень нормативных требований формируется в зависимости от различных определяющих его факторов в конкретных условиях. При этом одна и та же модель может исполь­зоваться для расчета норматива в самых разнообразньтх условиях.

Метод экспертных оценок. Применяется в тех условиях, когда практически невозможно дать достаточное обоснование расчету нор­мативов какими-либо более точными и объективными способами. Его целесообразно использовать в качестве дополнительного метода опре­деления норматива, когда нс хватает времени и других ресурсов для сбора информации, в случае отсутствия данных или если показатели имеют качественный характер.

Метод продвинутых групп. Уровень нормативных требований определяется на основе среднепрогрессивных показателей по отрасли, по лучшим предприятиям и т, п., отобранным в типологические группы.[168]

Установление целей и задач социального управления может про­исходить при использовании нормативно-прикладного метода. Задан­ная в такой форме система целей выступает необходимой предпосыл­кой для эффективного инструмента управления — плана социального развития. В частности, как показывает практический опыт, в качестве целей социального развития коллектива могут служить такие социаль­ные нормативы, как удельный вес рабочих с комфортными условиями труда, коэффициент сменности, коэффициент закрепляемости кадров. Преимущество данного метода состоит в том, что с его помощью можно не только математически рассчитать приоритетное направление развития коллектива, но и оценить имеющиеся резервы, а затем решить вопрос о степени напряженности плана, устранив тем самым элементы планирования «от достигнутого».

Внимательное изучение современной практики прикладных социологических исследований показывает, что сегодня нет, пожалуй, ак­туальнее задачи, чем подготовка научно обосновашшх указаний по содержанию методов получения достоверного результата и использо­вания его в практике социального управления и планирования.

Немного найдется прикладных теорий, разрабатывающих методы, пригодные к практическому использованию. И надо сказать, те из них, которые все же имеются, не всегда успешно применяются именно в своей прикладной части (теория управленческих решений, например). Трудности здесь как всегда начинаются с перевода методологии на уровень методики, совмещения исследовательской и практической функций в конкретных методах прикладного исследования. Об этом — в следующих очерках.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986.

2. Ельмеев В. Я. Социологический метод. СПб., 1995.

3. Иванов В. Н. Реформы и будущее России. // Социс. 1996. № 3.

4. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии. // Социс. 1996. № 5.

5. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. М., 1990.

6. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар, 1991.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал