Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические основы измерений в социологии
Переход от качественного анализа к количественному сопровождается дальнейшим усилением роли теоретического, абстрактного мышления, поскольку уже элементарные измерительные процедуры предполагают отвлечение от качественной определенности социальных процессов и явлений. Недаром математика считается наиболее абстрактной наукой. Противоположной позиции придерживается неопозитивизм, в частности его представители в социологии. Исходя из концепции сведения абстрактного к эмпирическим индикаторам, они соответственно процедуру редукции общего к эмпирическому превращают в процедуру измерения, а всякий анализ, в том числе и качественный, рассматривают как проблему измерения. «Испытываем ли мы какие-то чувства, или принимаем какие-то решения, мы используем при этом определенные измерения», [141] — утверждает П. Лазарсфельд. Для позитивиста подобная точка зрения является типичной, поскольку его исходным методологическим принципом выступает нахождение «операциональных» определений, эмпирических индикаторов, способных служить измерителями теоретических конструктов. Вполне очевидно и то, что в этом случае количественная мерка должна быть приложена в первую очередь к качественным признакам и соответствовать им. Количественные эталоны не могли бы оказаться этими измерителями, ибо в процессе измерения они функционируют как абстрактные величины. Сводить же конкретное к абстрактному — значит противоречить исходному методологическому принципу самого позитивизма. Вот почему, с точки зрения позитивиста, социальные явления должны быть объектом измерения в виде эмпирически наблюдаемых фактов, а не со стороны своих абстрактных свойств, т.е. количественных характеристик. Явление, взятое абстрактно, со стороны его общих свойств, считается, следовательно, эмпирически неизмеримым, а как качественное образование — якобы подлежит измерению через свои эмпирические индикаторы. Если следовать указанному принципу, то мерой меновой стоимости, например, следовало бы взять не количество общественно необходимого, т.е. абстрактного, труда, а полезность, потребительную стоимость, конкретный труд. Конечно, сравнивая одни потребительские блага с другими, мы ставим их в известный ряд сообразно иерархии своих потребностей, т.е., если угодно, «измеряем» их. Но здесь речь идет не о действительной мере этих благ, не о величине их стоимости, т. е. «не о том, что вообще понимается под " измерением стоимости"».[142] Сторонники этой точки зрения, как отмечает В.А. Штофф, думают, очевидно, «что если мы приписали числа разным объектам, классам или различным степеням какого-либо свойства и расположили их в некотором порядке, то этого уже достаточно, чтобы считать, что сами объекты и их свойства независимо от этой операции относятся объективно друг к другу так же, как и числа, которые мы им приписывали. Эта серьезная ошибка основана на предположении, что измерение не требует ничего, кроме приписывания чисел объектам».[143] Ничего предосудительного, конечно, нет в том, чтобы, например, качество спектакля оценивать числом его повторных постановок, а степень страха — уровнем адреналина в крови. Эту процедуру, однако, никак не следует истолковывать в духе эмпирического рсдукционизма — как игнорирование специфики качества, сведение его к количеству. Утверждение, что классификация качественных признаков является одним из случаев измерения или что измерение есть некий вид классификации, ошибочно, ибо предполагает необоснованное расширение сферы понятия измерения.[144] В действительности социальные явления и процессы могут быть измерены лишь с количественной стороны. Причем условием их измерения и соизмерения, т.е. предпосылкой приложения к ним количественных форм, является безразличие их качественных различий и подход к ним как качественно однородным явлениям. «Что является предпосылкой всякого липа количественного различия вещей?», — спрашивал К. Маркс и отвечал: «Одинаковость их качества. Стало быть, количественное измерение работ предполагает однородность, одинаковость их качества». [145] Поэтому различные в качественном отношении вещи соизмеряются не со стороны их качества, а лишь с позиций того общего основания, к которому они должны быть сведены, когда их качества одинаковы. Только как выражение этого общего основания вещи выступают одноименными и соизмеримыми величинами.[146] Отсюда понятно, что сведение явлений к однородному в качественном отношении состоянию предполагает абстрактный подход к ним, и, следовательно, количественное измерение осуществляется абстрактными формами, которые с самого начала относительно безразличны к качеству измеряемых объектов, его эмпирическим индикаторам. В противном случае невозможно их измерение и соизмерение. К сожалению, переход от качества к количеству как необходимое условие измерения не всегда соблюдается не только в теоретическом познании, но и в эмпирических социальных исследованиях. Можно встретить немало анкетных опросов, осуществленных на основе непосредственного соизмерения качественных признаков, т.е. без предварительного выявления их однородности. Нередко в анкетах опрашиваемому предлагают непосредственно соизмерить в численных масштабах различные качества или степень какого-то его свойства, например, «честность», «душевность», «целеустремленность», «коллективизм», «оптимизм», «скромность» и др.; оценить в баллах такие социальные ценности, как «любимая работа», «здоровье», «семейное счастье».[147] Несостоятельность всех этих измерительных процедур и вытекающих из них выводов доказывается не только философскими аргументами, в частности использованием категорий «количество» и «качество», но и тем, что они не соответствуют элементарным требованиям теории измерения. «Признаки качественной переменной, — пишут Л. Мюллер и К. Шусслер, — не могут быть упорядочены на шкале или расположены по порядку величины».[148] Скажем, у качественной переменной «личное счастье» признак «хорошие друзья» не может быть «больше или меньше», «выше или ниже» признака «здоровье». Отношения между качеством или градациями (степенями) данного качества как такового, если и обозначаются числами в определенном порядке (шкалы порядка), то объективно не предстают как количественные отношения. Числа 10 и 1, обозначающие, например, различную степень твердости двух тел, не означают, что мы в данном случае измеряем количества «твердости» или «мягкости», т.е. отношение 10 к 1 есть мера количества «твердости» или «мягкости». Если, например, алмазу приписывается число 10, а тальку — 1, то из этого вовсе не следует, что алмаз всего в 10 раз тверже талька или тальк в 10 раз мягче алмаза. «Поэтому процедуру установления шкал порядка нельзя толковать как измерение количества соответствующего свойства и установление того, " во сколько раз" количество этого свойства у исследуемого объекта больше (или меньше) соответствующей величины, принятой за единицу (т. е. твердость талька — 1), не является единицей измерения твердости металлов».[149] Еще более неприемлемым будет «измерение» количества какого-либо социального качества. Измерение количественных сторон социальных процессов и явлений, как и их качественную классификацию, нельзя сводить к эмпирическим процедурам, а проблему измерения решать в рамках соотношения теоретического и эмпирического. Измерение в прикладном исследовании, особенно когда речь идет о приложении теории к практике, — нечто другое, чем эмпирическая операция. Оно неизбежно подчиняется теории, нуждается в разработке теории объекта измерения, измеряемой величины. Многие производные измерения, проводимые на базе фундаментальных, вообще не требуют обычных эмпирических измерительных процедур, а теоретические принципы в этом случае применяются без какой-либо операционализации, не теряя своих метрических функций.
|