· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).
«Жанры изобразительного искусства»(12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Цели и задачи
| Характеристика учебной деятельности
| Универсальные учебные действия
| Дата проведения
|
План
| Факт.
|
| Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр.
|
| Цели: ознакомление с коллекциями ведущих художественных музеев мир, с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Повторение основ цветоведения: цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета
| Ориентироваться в учебнике. Принимать участие в беседе о художественных музеях как хранилищах коллекций национальной культуры. Выполнять задания по инструкции. Использовать в речи ключевые слова: натюрморт, жанр, колорит, светотень
| Называть ведущие музеи мира, различать жанры искусства, выделять композиционный центр картины. Понимать и объяснять значение терминов «светотень», «тень падающая», «рефлекс», «полутень», «свет», «блик», передавать объем предмета в изображении с использованием светотени, правильно использовать выразительные возможности карандаша. Применять изученные приемы графического изображения в самостоятельной работе. Учитывать особенности композиции и этапов изображения натюрморта при выполнении творческой работы, возможности акварели в передаче различной фактуры
Определять жанр пейзажа по отличительным признакам, характеризовать особенности композиции, обсуждать и высказывать личное мнение о сюжете картины
Объяснять особенности перспективы в пейзаже, учитывать законы перспективы при изображении объемных и удаленных объектов. Различать линейную и воздушную перспективу, объяснять значение перспективы в изображении, использовать законы перспективы в творческой деятельности. Различать классическое и современное искусство. Рассказывать об особенностях портрета как жанра, основах композиции портрета. Использовать различные техники при создании портрета, учитывать особенности скульптурного портрета.
Выделять и анализировать информацию из текста, иллюстраций, осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы. Формулировать под руководством учителя цель и задачи, планировать собственную изобразительную деятельность
| | |
| Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров
|
| Цели: Знакомство с жанром натюрморта. Формирование восприятия и оценки натюрморта как жанра изобразительного искусства. Изучение основ композиции в натюрморте.
| Познакомиться с произведениями художников, работающих в жанре натюрморта и их картинами. Работать с текстом и иллюстрациями. Уметь выделять главное в композиции на примерах из учебника.
| | |
| Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последовательность рисования куба
|
| Цели: Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Продолжение освоения особенностей материалов и инструментов для графики. Изучение передачи светотени на предмете
| Изучать особенности материалов и инструментов для графики. Рисовать предмет быта округлой формы: крынку или шар. Научиться рисовать куб. Передавать светотень на предмете. Применять штриховку карандашом по формепредмета.
| | |
| Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель).
|
| Цели: Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения приёмов работы акварелью. Совершенствование умения рисовать натюрморт.
| Установить последовательность рисования предметов натюрморта (от общего к частному) и использовать эту последовательность при выполнении работы. Изучить порядок работы. Решение творческих задач: передавать светотень на предмете.
| | |
| Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров
|
| Цели: Ознакомление с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
| Ознакомиться с выдающимися произведениями отечественного и зарубежного искусства. Исследовать особенности композиции в пейзаже на примере картин мастеров. Поисковая работа: собрать репродукции картин и рисунков с изображением природы
| | |
| Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива
|
| Цели: Продолжение ознакомления с жанром пейзажа. Продолжение изучения основ перспективных построений линейной и воздушной перспективы.
| Сделать набросок рисунка пейзажа
| | |
| Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель).
|
| Цели: Обучение акварельной живописи. Передача пространства на листе с помощью линейной и воздушной перспективы.
| Продолжить рисовать пейзаж акварелью. Решать творческую задачу: передать пространство на листе, используя приёмы линейной и воздушной перспективы.
| | |
| Портрет как жанр. Автопортрет
|
| Цели: Ознакомление с портретом как жанром изобразительного искусства. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Знакомство с рисованием автопортрета, композицией портрета.
| Работать с текстом и иллюстрациями. Знать, что такое автопортрет, основы композиции портрета.
| | |
| Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш)
|
| Обучение рисованию портрета. Продолжение освоения рисунка карандашом.
| Решать творческую задачу: рисовать портрет девочки, передать светотень, сходство и создавать выразительный образ.
| | |
| Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин или глина).
|
| Цели: Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Обучение лепке и рисованию портретов.
| Изучить последовательность выполнения работы. Решать творческую задачу: лепить портрет дедушки, создавать выразительный образ. Использовать разнообразные приёмы лепки
| | |
| Портреты сказочных героев. Силуэт
|
| Цели: Знакомство с традициями изображения сказочных персонажей. Освоение выразительных возможностей силуэта. Обучение умению вырезать и рисовать силуэты сказочных героев.
| Вырезать или рисовать чёрной тушью силуэты сказочных героев. Соотносить силуэт и характер героя.
| | |
| Необычные портреты. Школа коллажа
|
| Цели: Обучение технике коллажа Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения. Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств чел-ка.
| Решать творческую задачу: сделать портрет в стиле художника Арчимбольдо в технике коллажа. Изучить последовательность работы
| | |
| Проверочный урок. Твои творческие достижения
|
| Цели: Формирование устойчивого интереса к искусству, эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, скульптурных).Формирование восприятия и оценки произведений изобразительного искусства.
| Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам и жанрам. Вести беседу, используя текст учебника и изображения, выполнить задания
|
Рассказывать об устройстве и декоре старинной русской избы, называть и классифицировать предметы кухонной утвари русского народа. Рассказывать об особенностях богородских игрушек, отличать богородские игрушки от других народных промыслов, изготавливать игрушку-дергуна из картона по образцу
Рассказывать об особенностях жостовской народной росписи, расписывать предметы быта в жостовском стиле. Рассказывать об истории и особенностях орнаментов, составлять композиционные схемы павлопосадских платков. Рассказывать об отличительных особенностях скопинской керамики, создавать собственные творческие работы в скопинском стиле. Различать поделки и соотносить их с определенным народным промыслом (Дымково, Городец, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Ско-пино, Богородское, Хохлома, матрешка)
| | |
| Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда
|
| Цели: Знакомство с резьбой по дереву, украшением изб. Обучение умению вырезать узоры из бумаги. Воспитание любви к русскому народному искусству.
| Решать творческую задачу: рисовать и лепить старинную посуду; вырезать из бумаги силуэты изб и узоры для их украшения.
| | |
| Богородские игрушки. Школа народного искусства.
|
| Цели: Знакомство с изделиями богородских мастеров. Обучение умению рисовать богородские игрушки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
| Изучить последовательность сбора игрушки «Мишка-дергун». Решать творческую задачу: сделать ёлочную игрушку «Мишка».
| | |
| Жостовские подносы. Школа народного искусства
|
| Цели: Знакомство с работами жостовских мастеров. Обучение умению выполнять жостовские цветы и ягоды. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
| Изучить последовательность выполнения жостовской росписи. Повторить выполнение цветов и ягод. Решать творческую задачу: роспись жостовскими цветами предметов быта (гуашь).
| | |
| Павловопосадские платки
|
| Цели: Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров. Обучение умению рисовать павловопосадские цветы. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
| Повторить образцы павловопосадских цветов. Решать творческую задачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь). Вариант: рисовать угол платка. Изучить, какие платки и шали носят женщины в крае.
| | |
| Скопинская керамика. Школа народного искусства.
|
| Цели: Воспитание любви к русскому народному искусству. Знакомство со скопинской керамикой. Обучение умению лепить скопинские сосуды. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.
| Изучить последовательность лепки сосуда-рыбы. Вылепить сосуд-рыбу в традициях скопинской керамики (пластилин).
| | |
| Проверочный урок. Твои творческие достижения.
|
| Цели: Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка владения практическими умениями и навыками художественной творческой деятельности.
| Решать творческие задачи: продумывать схемы изготовления игрушек; самостоятельно делать ёлочные игрушки. Оценивать свои творческие достижения.
| | |
| Декоративная композиция. Стилизация.
|
| Цели: Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение приёмам стилизации. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
| Изучить приёмы декоративной композиции и стилизации. Решать творческую задачу: выполнить стилизацию цветов или пейзажа (по выбору)
| Рассказывать об особенностях декоративной композиции, приводить примеры декоративной композиции в искусстве (коллажи, гобелены, витражи, мозаика), отличать стилизованные изображения, приводить примеры замкнутого орнамента, характеризовать композиционное решение орнамента разных форм. Создавать собственные творческие работы на основе правил композиции замкнутого орнамента
Различать живописный и декоративный натюрморт. Создавать собственные творческие работы в жанре декоративного натюрморта. Различать живописный и декоративный пейзаж. Знать и использовать в своей творческой деятельности приемы создания декоративного пейзажа в различных техниках. Рассказывать о художественных особенностях декоративного портрета, использовать приемы декоративного рисования при создании портрета
Действовать по иллюстрированному плану при самостоятельной творческой работе, использовать изученную технику при создании авторских творческих работ. Использовать различные материалы и инструменты при создании собственных творческих работ. Рассказывать о пасхальной символике на доступном уровне, создавать творческие работы на пасхальную тему с использованием личного опыта
Узнавать стиль, технику и жанр произведения искусства, создавать декоративные работы в избранных технике и стиле
| | |
| Замкнутый орнамент
|
| Цели: Изучение схем размещения орнамента на круге, прямоугольнике и квадрате. Обучение приёмам декоративной росписи. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека.
| Решать творческую задачу: расписать геометрическими узорами тарелочку по краю (акрил). Собрать коллекцию изображений ковров разных народов.
| | |
| Декоративный натюрморт
|
| Цели: Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение декоративной живописи. Развитие творческих способностей
| Решать творческую задачу: рисовать декоративный натюрморт «Фрукты в вазе» (гуашь).
| | |
| Декоративный пейзаж
|
| Цели: Продолжение ознакомления с пейзажным жанром. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение технике бумажной мозаики. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.
| Решать творческую задачу: сделать декоративный пейзаж «Старый город» в технике бумажной мозаики.
| | |
| Декоративный портрет. Школа декора.
|
| Цели: Продолжение ознакомления с портретным жанром. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Развитие эмоционально-ценностного отношения.
| Решать творческую задачу: рисовать декоративный портрет богатыря (гуашь). Выполнить декоративный портрет друга (аппликация из газет и журналов).
| | |
| Маски из папье-маше (картона). Школа декора.
|
| Цели: Формирование интереса к декоративному творчеству. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, умения планировать работу и работать в коллективе.
| Решать творческую задачу: сделать маски сказочных героев. Коллективная работа. Учиться работать вместе, договариваться о результате
| | |
| Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками
|
| Цели: Обучение секретам декора. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека.
| Сделать декоративную бумагу: катать окрашенные гуашью шарики; печатать нитками. Использовать декор для украшения предметов быта.
| | |
| Праздничный декор. Писанки.
|
| Цели: Обучение декоративной росписи. Формирование эстетических чувств при восприятии Развитие эмоционально-ценностного отношения к человеку, его изображение в декоративном искусстве.
| Принять участие в беседе о пасхальных сувенирах — яйцах Фаберже и яйцах—писанках. декоративного образа. Решать творческую задачу: расписать контуры, силуэты или деревянные яйца по своему эскизу (гуашь).
| | |
| Проверочный урок. Твои творческие достижения
|
| Цели: Проверка развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, владения навыками декора. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений декоративного искусства и в процессе выполнения творческих декоративных работ.
| Освоить технику печати с помощью мыльных пузырей. Решить творческую задачу: выполнить декоративное панно. Оценивать свои творческие достижения.
| | |
| Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца.
|
| Цели: Сформировать представление о дизайне и архитектуре как видах искусства. Изучение формообразования на основе яйца. Обучение умению различать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры. Выполнение эскизов объектов дизайна. Развитие конструкторских способностей.
| Сравнивать изображения на открытках, в журналах, на фотографиях и в видеофрагментах по теме урока. Решать творческую задачу: выполнить эскизы предметов быта, техники, моделей одежды в форме яйца (смешанная техника).
| Узнавать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе формы яйца
Узнавать форму спирали в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе формы спирали
Узнавать форму волны в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе формы волны
Применять изученные техники, формы, стили, материал и инструменты в самостоятельной творческой работе
| | |
| Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Декоративная свеча.
|
| Цели: Обучение изготовлению мобиля и декоративной свечи. Развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности давать эстетическую оценку объектам дизайна.
| Изучить последовательность работы. Изготовить декоративную свечу. Оценить свою работу и работы одноклассников.
| | |
| Форма спирали. Архитектура и дизайн
|
| Цели: Обучение умению различать спирали в объектах дизайна и архитектуры. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
| | | |
| Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек
|
| Цели: Обучение изготовлению розы из цветной бумаги. Обучение конструированию бус и панно на основе спирали.
| Изготовить бумажную розу. Сделать бумажные бусы. Выполнить панно «Барашек».
| | |
| Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна. Изготовление декоративного панно. Коробочка для печенья.
|
| Цели: Развитие зрительного восприятия и ощущения волнообразной формы. Обучение умению различать волны в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения лепить и декорировать панно. Развитие эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и дизайна. Развитие умения планировать работу и трудиться в коллективе.
| Изготовить панно с волнистым декором (пластилин). Изучить последовательность работы. Участвовать в коллективной работе. Планировать работу, согласовывать действия, договариваться о результате.
| | |
| Проверочный урок. Твои творческие достижения
|
| Цели: Проверка развития эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и дизайна, владения навыками конструирования на основе волны и спирали. Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческой активности.
| Сконструировать украшения на основе формы волны и спирали. Решить творческую задачу: выполнить коллажи «современный город», используя полученные знания по теме коллаж. Сделать вазу из яичной упаковки. Оценивать свои работы и работы одноклассников.
| | |