Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






График выполнения и сдачи заданий СРО по дисциплине






 

Тема Объем часов Неделя
  Что может социология и что она хочет» на основе анализа источников: П. Монсон «Лодка на аллеях парка», П. Бергер. «Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива».    
  Понимание особенностей исторической динамики социологии и социально-философских предпосылок    
  Сравнительная характеристика социологических направлений    
  Общество и общности    
  «Логика генезиса и жизнедеятельности социальных групп»    
  Статусный портрет личности    
  Социальная мобильность и стратификация», «Типы стратификационных систем»    
  Контркультура и субкультура    
  Информационная эпоха: экономика, общество и культура    
  Экономическая социализация    
  Социология массовых коммуникаций. Социология молодежи.    
  Социология религии    
  Социальная дифференциация. Конкуренция. Конфликт    
  Составление программы социологического исследования    
  Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.    

Методические и методические рекомендации по выполнению заданий СРО

Самостоятельная работа студента по изучению социологии носит характер исследовательской деятельности. Если студенты усвоят методы самостоятельной работы, значит, приобретено самое важное - исследовательские умения и навыки: умение работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать высказывания кратко, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.

 

Самостоятельная работа студента Подготовка устных сообщений, рефератов, ээсе способствует гораздо более глубокому пониманию студентами специфики социологического знания, развивает их социологическое воображение, общую культуру, помогает освоить им методику научного познания.

Социология учит студентов, как правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

Алгоритм подготовки студента должен включать следующие шаги:

1.Каждому студенту, приступающему к изучению нового предмета, важно познакомиться с общим содержанием силлабуса, структурой различных учебников.

2. При самостоятельном обучении каждый студент должен сам определить для себя и со­держание, и объем, учитывая цели, мо­тивы обучения и свои возможности.

3. Прочтя учебник, Вы должны не только получить свод готовых знаний о том, что есть социальный статус или девиантное пове­дение. Эффективно не только знать, апреж­де всего, понимать социальную проблему; видеть ее социальные корни, последствия. Важно научиться социологическому мышлению и анализу. Для этого надо активно выполнять зада­ния к теме. Они выведут на третью составляющую со­циологического видения мира — умение применять на практике полученные знания и навыки.

4. Изложение учебного материала должно быть систематизиро­вано и определено строгой логикой. Таковы непременные тре­бования к процессу обучения. Фундаментальное знание социо­логии раскрывается в ее предмете. Поэтому тема об объекте и предмете науки логически открывает ее изучение.

5. Система знаний по дисциплине состоит из знания основных понятий и закономерностей, важ­нейших представителей научных школ, концепций. Необходимо усвоить определенную систему умений и навыков, рекомендуемых к теме занятий:

♦ Слушать и записывать лекции, анализировать и оценивать их, готовить свои выступления, записывать и исполнять их, анализировать и оценивать выступления на семинаре других студентов и преподавателей.

♦ научиться работать с научной и публицистической литературой и периодикой; овладеть навыками ведения разных форм записей (планы, конспекты, тезисы и т.д.), на­писания докладов, рефератов и фиксированных выступле­ний.

♦ Участвовать в беседе, диалоге, аргументированно отстаивать в дискуссии свою точку зрения, прогно­зировать события и их результаты;

♦ Владеть комплексом аудиовизуальных средств, со­ставлять программы информационного фонда.

♦ Грамотно и критически анализировать и использовать статистические данные, документы, обрабатывать их, сис­тематизировать и классифицировать, выделяя наиболее важное, основное.

♦ Творчески составлять и решать раз­личные задания.

Учебные задания – подготовка презентаций, работа с наглядными пособиями, электронными учебни­ками. Под задачей надо понимать сложный вопрос или сформули­рованную проблему, требующую исследования, умозаключения. Ответ следует дать сразу, обратив­шись к своей памяти, вспомнив пройденный материал и осве­жив его в памяти. Ответ можно найти, и обратившись к тексту учебников, лекции, словарю, справочнику.

Необходимо также систематически проверять степень овладения учебным материалом, работая над контрольными вопросами и заданиями для самостоятельной работы, само­проверки и самоконтроля.

В лекции материал освеща­ется неполно, что дает студентам возможность подумать над своим вариантом, чтобы они могли показать дальнейшее развитие про­блемы, события или их будущее, предварительно прочи­тав необходимые источники информации.

К видам СРС относится также создание наглядных пособий силами студентов, составление и оформление структурно-логических схем, презентаций, стендов, раскрывающих суть основных понятий социологии, их структуру, взаимосвязь различ­ных элементов.

Участие в дискуссии. Надо заранее подготовиться к обсуждению, сделать тезисы вступительного слова, которое обозначит проблему и вызовет спор, изучить литературу и вопросы, сформулированные в планах семинаров.

Необходимо при подготовке работы с источниками соблюдать следующие требования:

а) конкретность излагаются только те сведения, которые раскрывают проблему, тему:

б) четкость: выделяются в тексте части по смысловой связанности;

в) логичность: должна соблюдаться определенная последовательность всех частей:

г) аргументированность - каждая мысль должна быть подкреплена убедительными доводами

д) точность формулировок - стремится избегать неоднозначных толкования в высказывании, общих повторений, лишних слов, затрудняющих восприятие информации.

Особое внимание следует обратить на оформление текста, приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник. Все источники могут группироваться по алфавиту в один список литературы и нумеруются. Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль – 14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательно выверенная грамматика, орфография и синтаксис. Текст итоговой творческой работы (эссе) должен быть от 5 страниц. Творческая работа не должна иметь реферативного или описательного характера, акцент должен быть сделан на аргументированном представлении своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики.

Список литературы

В конце работы приводится список использованных источников, на основе изучения которых она была сделана. Библиографическое описание источника может быть кратким, включающее следующие обязательные элементы: сведения об авторах: заглавие: сведения об издании (номер издания); выходные данные (место, год издания, издательство); количественные характеристики (страницы).

Образец: Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-/Дону.- 1996. - С. 210-211.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. - М., 1996. - С. 210-211.

Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. Гл. 4. / Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С. 111-140.

Луман Н. Понятие общества. / Проблемы теоретической социологии. - Сбп., 1994. - С.31.

Осипова О.С. Девиантное поведение: благо иди зло'? // Социологические исследования, 1998, №9. - С. 106-109.

Комиссия профсоюзногокомитета: Сб. офиц. материалов М.: Профиздат, 1989, 94с.

Энциклопедический Социологический словарь / Обшая ред. академика РАН Г.В. Осипова. М., 1995. - 95с.

Эссе.

Требование к письменной работе, оформляемой в форме Эссе.

Эссе должно быть самостоятельной краткой научной работой, предлагающей ответ на поставленный в теме вопрос или раскрывающей заданную проблему.

Содержание работы должно однозначно продемонстрировать следующее:

· Знание студентом точек зрения на проблему, высказанных различными исследователями (при этом необходимо дать изложение точек зрения, а не ссылку на источник);

· Владение фактологическим материалом (тенденции развития определенной эпохи, события, личности, общие данные, показатели и т.д.) и умение ими аппелировать.

· Работа не должна содержать фактических ошибок в изложении нормативного материала или доктринальных позиций.

· Умение аргументировано изложить самостоятельную позицию по рассматриваемой проблеме (самостоятельное решение проблемы) либо изложить дополнительные аргументы в поддержку одной из высказанных точек зрения.

Структура научной работы в виде эссе должно состоять из следующих компонентов:

· Введение: суть и обоснование темы.

· Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе фактологического материала (идеи, модели и данные).

· Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме.

(Ссылка: Из Инструкции Научно-Методического Совета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева)

Эссе можно сравнить, например, с научной статьёй. В научной статье - сочинении небольшого размера, автор излагает результаты своего исследования. То же мы наблюдаем и в эссе. Логичность, ясность, последовательность изложения — этими особенностями научного стиля мы пользуемся, когда пишем эссе.

При написании эссе нет ограничений в выборе темы, тезисов, аргументов. Он вправе отвергать точку зрения автора, согласиться с ней или принять ее частично, высказать свое индивидуальное суждение, предположение. Первоначально следует увидеть и сформулировать проблему высказывания, определить её актуальность. Любая проблема — это вопрос или ситуация, требующая разрешения, причем вопрос, не имеющий однозначного решения. Что даст ученику определение проблемы, чем это поможет в написании эссе? Прежде всего, и это главное, раскрыть содержание темы.

Обязательным у с ловием является определение смысла высказывания. Для этого надо пересказать своими словами слова автора и сформулировать своё отношение к высказыванию: «согласен, не согласен, частично согласен». Коротко объясняем свою собственную позицию, почему «согласен, не согласен, частично согласен».

Важный этап работы - подбор аргументов, доказывающих точку зрения пишущего эссе. Аргументы имеют две стороны: а) мысль, б) обоснование мысли примерами. Количество аргументов зависит от знания учеником проблемы, лучше, если их будет не менее трех. Использование, а иногда и объяснение обществоведческих терминов является необходимым условием. Эссе не должно напоминать набор фраз, оно должно быть логическим рассуждением — исследованием. Закончить эссе разумно выводом о том, что вы доказали свою точку зрения.

7.Планы проведения семинарских (практических) и/или лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним

Планы семинарских занятий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал