![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физическая культура в ВУЗеСтр 1 из 24Следующая ⇒
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Основные понятия Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и используемых обществом для физического совершенствования людей и укрепления их здоровья. Физическая культура личности – часть общей культуры человека, отражающая степень освоения и использования им ценностей физической культуры. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшения форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц). Физическая подготовка - это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности. Физическая подготовленность – результат физической подготовки, показывающий уровень развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также физической работоспособности. Физическое развитие определяется состоянием морфологических и функциональных свойств организма человека, которое изменяется в течение жизни. Физическое совершенство - уровень здоровья и гармонического развития личности, которое соответствует требованиям трудовой и других сфер жизненной деятельности. Физические упражнения - двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека. Физическое совершенство – высшая степень развития индивидуальных физических способностей. Физическая рекреация – средства физической культуры, используемые в режиме активного отдыха. Спорт – специализированный процесс подготовки и участие в соревнованиях. Двигательная активность – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие. Функциональная подготовленность – состояние систем организма и их реакция на физическую нагрузку. Жизненно-необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности, обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.
1.2. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Компоненты физической культуры (ФК). Различают ценностные и деятельностные компоненты ФК. Ценностные компоненты. К ним относятся духовные и материальные ценности, накопленные обществом для физического соверщенствования человека. Духовные ценности составляют теоретическое, научное, методическое наследие ФК (книги, фильмы, звукозаписи, спортивные зрелища и др.). Материальные ценности составляют учреждения ФК, спортивные сооружения, оборудование, инвентарь и др. Деятельностные компоненты физической культуры. Формой существования и преумножения ценностей физической культуры является физкультурная деятельность людей. Деятельностные компоненты ФК функционируют в единстве и взаимодействии друг с другом, их общим основным средством являются физические упражнения в сочетании с использованием оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. К деятельностным компонентам ФК относятся: - Массовая ФК. - Спорт. - Оздоровительно-реабилитационная ФК. Массовая ФК. Массовую ФК образуют деятельность людей в рамках процесса физического воспитания для своего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также физическая рекреация. Массовую ФК составляют: · Физическое воспитание (ФВ). Целью ФВ является формирование физической культуры личности – той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Цель ФВ достигается решением взаимосвязанных задач: - оздоровительных и развивающих (укрепление здоровья, гармоническое развитие тела, достижение высокой работоспособности и др.); - образовательных (приобретение необходимых знаний в области физической культуры); - воспитательных (формирование потребности в занятиях, в физическом самосовершенствовании и др.). · Физическая рекреация. Основными средствами её являются: туризм и физкультурно-оздоровительные развлечения. · Гигиеническая физическая культура. Основными средствами её являются: - Утренняя гимнастика. - Физические упражнения в режиме дня. - Прогулки. Спорт и физическая культура. Физическая культура включает в себя спорт, но некоторые виды спорта выходят за ее рамки. К ним относятся: - Спорт высших достижений и профессиональный спорт, целями и задачами, которых не является укрепление здоровья, а тренировочные и соревновательные нагрузки не всегда адекватны возможностям спортсменов. - Виды спорта, в которых двигательная активность и тренировочная нагрузка настолько незначительны, что не приводят к физическому развитию спортсмена (стрельба, шахматы, шашки, бридж, бильярд, ряд технических видов спорта и др.). Такие виды спорта не могут служить средствами физического воспитания студентов. Оздоровительно – реабилитационная ФК – использование средств физической культуры с целью восстановления функций организма после заболеваний, перенесенных травм, а также при утомлении. Основными средствами ее являются: - Лечебная гимнастика. - Циклические упражнения с дозированной нагрузкой (ходьба, бег, плавание и др.). Физическая культура в ВУЗе Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, физическая культура с 1994 года является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Обязательным требованием является соблюдение объема часов, выделенных на учебную дисциплину: «Физическая культура», который составляет – 400 часов. Учебная нагрузка распределяется: по 4 аудиторных часа в неделю на 1-2 курсах и по 2 аудиторных часа в неделю на 3-4 курсах с проставлением итоговой оценки.
|