Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы семьи






ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

1) Восприятия человеком природы как живой материи (влияния

природы на душу человека)

«Слово о полку Игореве»

Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами,

способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о

несчастьях, переживает с ними горе и радости.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова

полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во

время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые

впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и

величием могучего дерева.

2) Постижения прекрасного в природе

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере

разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает

расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья.

Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом

и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение

красоты в природе ведет к остижению красоты в искусстве, в себе.

3) Бережного отношения к природе

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его

обитателей.

В. Астафьев «Царь-рыба»

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей

силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие.

Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот

герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на

отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему

человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или

вынужденной жестокости.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

4) Роли детства в жизни человека

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с

товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы»,

унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание

помочь в любую минуту.

В. Астафьев «Последний поклон»

Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие

человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра,

уважения к человеку.

 

5) Роли семьи в формировании личности

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и

дети — Наташа. Николай и Петя — стали по- настоящему хорошими

людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и

Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.

И. Полянская «Утюжок и мороженое»

Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых

стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини

рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.

6) Материнства (роли матери в воспитании)

М. Горький «Сказки об Италии»

Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»;

всё лучшее на земле — от матери.

А. Фадеев «Молодая гвардия»

В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её

забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить

жизнь.

7) Материнства как подвига

Л. Улицкая «Дочь Бухары»

Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя

отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже

будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь

дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только

после этого позволила себе уйти из жизни.

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя

ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них

Матерью.

8) Взаимоотношения отцов и детей

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка,

избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь

породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание

понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в

конце концов к тяжелейшей болезни матери.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может

быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут

его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала

Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только

Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время

казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

9) Взаимоотношений в семье

А. Амлинский «Возвращение брата»

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного

мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его

в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший

брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако

вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в

ее исключительность, не желают понять классную руководительницу,

стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного

высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет

учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой

обрекает человека на одиночество.

10) Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)

В. Тендряков «Ночь после выпуска»

Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не

научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит

Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от

того, что в ней нет этих качеств.

Е. Гришковец «Начальник»

Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и

внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью

А. Лиханов «Обман»

У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды

связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов:

выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной

квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и

свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и

отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что

невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев

приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.

11) Преемственности поколений

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его.мастерство

сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как

самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит

мальчика всем премудростям ремесла и жизни.

12) Роли учителя в жизни человека

В. Распутин «Уроки французского»

Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки

французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать

чужую боль.

В. Быков «Обелиск»

Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб

вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими

учениками.

 

13) Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности;

безвинного детского страдания)

Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в

цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик

разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали

жертвами жестокости и равнодушия взрослых.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал