Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие политич. элиты. Классич. и современ. теории элит.
Правящая элита- это социальные группы, занимающее наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени степени властью и возможностями влияния на общество.
Теории:
1. В.Парето. Исходил из тезиса, что люди изначально не равны. Элита- совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области. Элита делится на правящую, прямо или косвенно осущ.власть, и неправящую, не имеющую доступа к управлению и руководству. Разделял элиты по методам правления на «львов» и «лис». Первые опираются на материальную силу, хар-но использование силы. Лисы для укрепления власти используют хитрость, обман- эти более динамичны.
Циркуляция элит- часть элиты перемещается в низы, часть поднимается по соц лестнице.
2. Моска. Отличительные качества открывающие доступ в элиту считал: богатство, происхождение, личн каче-ва. Политический класс занимает господствующее положение в обществе и осуществляет властые функции благодаря организованности. 3 способа воспроизводства правящей массы: наследование, выборы и кооптация
3. Михельс. Невозможность прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации(партии, профсоюзы). Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращается в олигархию.
Современные теории:
Технократическая теория (Богданов, Веблен).В связи с развитием науки, техники возрастает роль инженеров-организаторов. Используя особые знания, технократы постепенно вытесняют традиционных собственников с ведущих постов
Организационно-управленч теория. Бернхейм. Революция менеждеров- переход власти из рук собственников в руки профессиональных менеджеров.
Меритократическая. Белл, Гоулднер. Элита- наиболее ценный и важный сегмент общества, обладающий выдающимися качествами. Занимает господствующее положение в общество. Формирование элиты –следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
Властный подход. Моска, Михельс, Миллс. Элита –группа, осуществляющая властные функции и влияющее на общ-во.
***********************************
26. Типы полит. элит и способы их формир-ния.
Типы элит:
По функциональному признаку: политическая- составляют группы и политические лидеры, осуществляющие властные полномочия. (выделяют: высшую –президент и его окружение, среднюю- депутаты, мэры, административная- члены правительства, слой гос служащих), экономическая, культурно-информационнная.
По месту в политической системе: правящая и оппозиционная.
По интенсивности циркуляции и способом рекрутирования: открытые, закрытые.
По структкре: объединенные(единая идиология, согласие внутриэлитных групп относительно ценностей, правил полит конкуренции, осуществления власти), разъединенные(острая борьба м\у группировками)
По степени представительности: высока и низкая степень Важный аспект теории политических элит - вопрос о механизме их формирования и воспроизводства. Социальная представительность и качественный состав политической элиты во многом зависит от систем их рекрутирования (отбора). Эти системы определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, критерии и побудительные мотивы. Существуют две основные системы рекрутирования элит - антрепренерская и гильдий. Антрепренерскую систему отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число институциональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций; 5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и внешнему эффекту. Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т. д.; 3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик. »+» относятся высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов. В то же время система гильдий генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.
***********************************
27. Понятие и концепция политич. лидерства.
По своей сущности и форме политическое лидерство - проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами. Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми». Становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное.
Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения стоящих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему. Политический лидер - это человек, который руководит политическими процессами, оказывает влияние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом. Политическое лидерство можно определить как легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, как механизм и конкретные способы реализации власти. Оно отражает объективную потребность политического сообщества или отдельных его частей в сознательной саморегуляции и саморазвитии. В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента: личностные качества лидера, инструменты осуществления власти, ситуацию, в которой действует лидер и влияние которой испытывает. Понятие инструменты власти включает все, на что может опираться лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обстоятельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач. третий компонент политического лидерства - это ситуация, с которой он сталкивается. В соответствии с ней должны изменяться и методы действий. Исторически возникновение политического лидерства связано с формированием общественных интересов и с появлением личности как субъекта политического действия. Различается формальное и неформальное политическое лидерство. Формальное лидерство основывается на положении определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правилах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства. Стадии эволюции полит лидерства
1) возникновение общественных движений и выделение их лидеров; 2) образование партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства и борьба за власть; 3) приход партий к власти и участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей. Функции:
- интеграция общества вокруг общих целей и ценностей, олицетворение национального единства во взаимоотношениях с другими государствами; - нахождение и принятие оптимальных политических решений; - осуществление социального арбитража и патронажа, защита граждан от беззакония и произвола.
- коммуникация власти и народа. В условиях сложной и многоступенчатой иерархии государственных органов, их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для предотвращения отчуждения граждан, для поддержания консенсуса; - охрана традиций и инициирование обновления, мобилизация населения на достижение политических целей.
Функции полит лидерства. Диагностическая функция предполагает своевременную оценку ситуации, определение наиболее важных проблем, выделение негативных тенденций и установление путей их преодоления.. Директивная функция означает выработку линии поведения группы, принятие решений для изменения ситуации и выбор момента начала действий. Мобилизационная функция - это конкретные действия по достижению поставленной цели, вовлечение в эту деятельность индивидов, социальных групп, слоев. Культ политических руководителей, - неотъемлемый элемент сакрализации власти. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в претензии идеологий на монопольное обладание истиной. Лидеры, олицетворяющие эти «единственно верные идеологии», наделяются качествами пророков и ясновидцев.
***********************************
28 Структура и функции политич. лидерства, его типология. Типология политического лидерства. В политологии существуют различные классификации политического лидерства. Одна из первых типологий основана на определении корней лидерства. Она восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами выделяются три типа лидерства. 1. Традиционное (вожди племен, монархи). Опирается на обычаи и традиции. Характерно в основном для доиндустриального общества. 2. Рационально-легальное, которое легитимируется законом. В современных условиях основной путь обретения лидером политической власти - всеобщие выборы. 3. Харизматическое, основывающееся на вере в выдающиеся качества и способности руководителей. В зависимости от целей, которые ставят лидеры, и оказываемого ими воздействия на общество американский политолог Р. Таккер выделил три типа лидеров - консерваторы, реформаторы и революционеры. Консерваторы стремятся к сохранению статус-кво общества. Реформаторы заинтересованы в постепенном совершенствовании общественного устройства, прежде всего властных структур. Революционеры ставят своей задачей переход к принципиально иной общественной системе. В зависимости от технологии выработки и принятия решений, методов управления обществом в политологии выделяются два политических стиля лидерства - демократическое и авторитарное. Демократическое лидерство предполагает коллегиальность принятия решений, акцент на побуждающих, а не принуждающих методах управления. Авторитарное лидерство предполагает монопольную власть лидера, единоличное определение им целей и способов их достижения, акцент на административных методах управления. При очевидной предпочтительности демократического стиля лидерства оно не всегда является оптимальным. В чрезвычайных обстоятельствах преимуществами обладает авторитарный стиль. Авторитаризм может трансформироваться в эффективную демократию, как это произошло в Испании и в Чили. Возможна дифференциация и типология политического лидерства на основе комплекса факторов: а) качества самого лидера; б) свойства его приверженцев; в) взаимосвязь между лидером и приверженцами и г) ситуация, в которой осуществляется лидерство. Исходя из этих факторов, выделяют четыре собирательных типа лидеров. 1. «Знаменосец». Обладает собственным видением реалий и перспектив, способен определять цели и способы их достижения, воздействовать на сторонников. 2. «Служитель». Выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев, руководствуется их желаниями и действует от их имени. 3. «Торговец». Способен убедить людей в привлекательности своих идей и планов, заставить их «купить» эти идеи и планы. 4. «Пожарный». Способен откликнуться на актуальные проблемы и насущные требования момента, адекватно реагировать на них. В реальной действительности эти четыре идеальных типа лидерства встречаются достаточно редко. Чаще всего их свойства проявляются на различных этапах деятельности одних и тех же политических лидеров. В завершение обзора представлений о типологии лидерства отметим индивидуальное и коллективное лидерство. Первое обычно представлено одним лицом-руководителем. В качестве субъектов коллективного лидерства могут выступать такие институты, как партии, общественные организации, правительства, руководящие органы парламента, элиты деятелей науки, экономики и культуры, иные коллективные группы, оказывающие влияние на общество или его часть. Пригожин, относительно России:
- наследование, то есть принятие власти по родству через смену поколений или другими близкими родственниками монарха; - самозванство, то есть захват власти с помощью силы, нелегитимно; - уступающий тип лидерства, связанный с тем, что спасение системы стало возможным через ее преобразование под давлением новых мировых и отечественных реалий. В качестве примера приводится М. С. Горбачев; - инверсионный тип лидерства, который проявляется в признании лидера не столько в связи с его идеями и заслугами, сколько из-за его преследования предыдущей властью; - конструктивный тип лидерства, сформировавшийся на основе конструктивной программы. Россию можно отнести к лидерскому типу общества. Неразвитость структур гражданского общества компенсируется лидерством. Лидерское общество чрезвычайно зависимо от личных особенностей главы государства. Лидерский характер российского общества будет преодолеваться по мере становления гражданских структур.
***********************************
29. Политическ. партии: сущность, структура, функции.
Термин «партия» происх. от лат. Pars - часть ч.-л. целого. Партия предст. собой часть об-ва в виде организ-й группы людей, объед. общими идеями и интересами В пол-ии этот термин обозн. орг-ю полит. характера, выраж. интересы обществ. класса или опред-го социал слоя и объединяющ. наиб. активн. его предст-ей. Цель созд. этого полит. ин-та: завоевание гос. власти. Наличие данной цели и целого ряда специфич. признаков отличают полит. партии от других полит. институтов, например, обществен. объедин-й и групп интересов. Сущ-ть:
1ым специф. призн. п.п. является ее обязат. участие в полит. процессе, кот. заключ-ся в стремл. к завоев-ю гос. власти, росту полит. влияния в гос-ве с целью реализации поставл. целей партии и удовл-ия интересов ее членов. Этот признак является важнейшим, т. к. именно он выделяет п.п. из огромн. числа организ. групп и обществ. объединений.
2й признакзаключ. в сущ-ии идеологич. платформы, опред. доктрины, кот. должна отраж-ся в прогр. партии и оправдывать ее притяз-я на власть, цели и методы реализации этих притязаний. Приверженность той или иной полит. идеологии и системе ценностей и идеалов служит объединяющ. фактором для членов п.п. Идеологич. доктрина партии зафиксир. в программе партии, уставе и других партийн. документах.
3й признакхарактериз. п.п. как постоянно действующее объед., имеющее опр. орг. структуру, многочисл. регион. отд., кот. обеспеч. поддержку насел-я на местах и пополн-е числен-ти партии. Это отличает п.п. от ряда неформ. орг-ий, образуемых на основе личных связей, и времен. объед., создан., например, на время выборов.
4м признаком п.п. может являться ее соц. однородность, т.е. принадлеж-ть ее членов к одному общ. классу или соц. слою. Но этот признак явл. сегодня менее актуальн., чем другие, и нехарактерен для больш-ва современ. партий.
Т. о., п.п. – это постоянно действующ. особ. обществ. объед-е, созданн. с целью приобрет. полит. влияния и стремл-я к завоев-ю гос. власти для реализ. поставл. задач и удовлетв. интересов своих членов в соотв. с идеологич. пристраст.
Опред-е функций п.п. в разных странах в значит. степени зависит от существующего полит. режима и его особ-тей, а также от национ.-этническ. специфики. Ф-ии:
1) политическ.: коммуникативн. фун-я предусм. двустор. связь власти и общ-ва; представительск. ф-я реализует возм-ть участия в управл-и гос-вом ч/з представительн. органы власти с целью защиты интересов членов партии; правотворческ. ф-я позвол. непоср. участвовать в созд. законов ч/з законодат. орг. власти; властн. ф-я предст. собой непоср. осущ. власти силами одной партии (чаще всего, в тоталит. гос-вах и однопартийн. системах); ф-я форм-я элит способст. улучш-ю качеств. сост-я элиты с пом. выбора лучш. канд-ов из чл. партии.
2) идеологические: пропагандистская ф-я напр. на овлад. общ. сознанием и внедр-е в него собст. критериев оценки общ. явлений, что способств. привлеч-ю в партию нов. членов; интеграцион. ф-я призвана сплотить общ-во на базе идеологическ. основ партии.
3) воспитательные: ф-я идентификации help сформировать у членов партии сознание своей партийн/ принадлеж-ти и определ-я места и роли в политическ/ партии; ф-я социализации заключ. в передаче политическ. опыта, традиций и политическ. культуры молод. членам партии и потомкам.
Партии явл. постоян. действ. полит. организациями, но больш. часть их ф-й реализ. только в предвыборн. и избират. компаниях. Это связано с тем, что в бол-ве стран за партиями офиц. закрепл. право выдвиж. кандид. на выборн. гос. должн.; партии им. право распростр. собств. печат. издания, проводить митинги, манифест., демонстрац., а в ходе избират. кампаний в больш-ве демокр. стран получ. доступ к гос. СМИ (в отд. случаях они им. доступ и в периоды между кампаниями). Существ. легальн. возм-ть // обычай, предост. партиям право давать оценку прав-ву и гос. администр-и.
Партии, представ. в парл., имеют право созд. парл. группы (фракции). В распоряж. таких фракций предост. спец. помещ-я, а также адм-технич. персонал. Парт. фракции имеют право на внес. разл. предлож. на рассм. парламента, участвуют в сост. повестки дня и др. Напр., в Швеции при выдвиж. канд. на долж. прем.-мин-ра тальман (пред-ль) Риксдага советуется с председ-лями парт. групп; в Португ. при назнач-и прем.-мин-ра презид.т также советуется с рук-ми партий, представлен. в парламенте.
В демокр. гос-вах наряду с правами определ. также и обяз-ти п.п: соблюд. конституции и законов, принц-ов демокр-ии, принц. гласности (ежегодно публиковать отчеты о своей деят., фин. отчеты); сообщ-е в гос. орган, осущ. регистр. партий, об измен. устава, прогр.; не прибегать в своей деят-ти к насил. методам.
***********************************
|