![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для студентов ОФО. (образовательный профиль «Начальное образование») Наименование разделов и тем курса Количество часов Всего Аудиторные
(образовательный профиль «Начальное образование»)
Для студентов ЗФО (срок обучения 5 л.)
Для студентов ЗФО на базе СПО (срок обучения 3 г.10 мес.)
Содержание теоретических разделов дисциплины (лекции) Тема 1. Теория учебной деятельности, её психолого-педагогические основы Основополагающие теории учения, в трудах отечественных и зарубежных ученых. Культурно-исторический, деятельностный подход отечественной психологии к решению проблемы учения, учебной деятельности. Предмет учебной деятельности, её место среди других деятельностей. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников. Формирование психологических новообразований в учебной деятельности.
Тема 2. Структура и динамика учебной деятельности. Структура учебной деятельности Д.Б. Эльконииа. Категориальные основы деятельностного подхода к обучению: единица учебной деятельности – действие; интериоризация как основной психологический механизм учебной деятельности. Оценка уровня развития, т.е. эффективности процесса учения. Компоненты структуры учебной деятельности: задачи, цели деятельности, её предмет, способы принятия решения и выполнение действий, действия контроля и оценки деятельности. Взаимосвязь между компонентами учебной деятельности, их целостность. Учебные действия в структуре учебной деятельности младших школьников. Различные подходы к классификации учебных действий. Введение ФГОС НОО понятия «универсальные учебные действия». Особенности организации и содержания учебной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Тема 3. Моделирование в учебной деятельности школьника. Моделирование как одно из учебных действий (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Понятие о модели, её роль и назначение в учении. Виды и функции модели в учебной деятельности. Моделирование как центральное учебное действие и индивидуальная способность ребенка.
Тема 4. Оценивание в школьной жизни. Учебное действие оценки и контроля. Понятие об учебном действии оценки. Поле оценочных отношений в школе. Закономерности становления у ребенка учебного действия оценки. Учебное действие контроля. Виды контроля в учебной деятельности. Контроль как особая форма взаимоотношений между участниками учебного процесса. Особенности формирования действий контроля и оценки у младших школьников. Самоконтроль и самооценка как результат успешного формирования действий контроля и оценки у младших школьников.
Тема 5. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Основная дидактическая цель учебной деятельности – овладение способностью самостоятельно учиться. Личностные смыслы и значимость учебной деятельности младших школьников. Способы осуществления учебной деятельности: введение ребенка в содержание деятельности, приемы и методы усвоения содержания знаний, способы коммуникации участников учебного процесса. Соотношение репродуктивных и активных действий в становлении ребенка как субъекта учебной деятельности.
Тема 6. Этапы формирования учебной деятельности младших школьников. Сущность поэтапного формирования учебной деятельности. Роль и значение межпредметных связей в формировании учебной деятельности. Задачи и цели первого этапа формирования учебной деятельности расширение познавательных интересов у младших школьников. Второй этап формирования учебной деятельности – построение отдельных элементов структуры учебной деятельности и их процессуальной характеристики. Третий этап – формирование учебной деятельности через функционирование усвоенных элементов структуры на различных учебных предметах, в межпредметных связях. Индивидуальные образовательные траектории формировании учебной деятельности.
Содержание практических разделов дисциплины
|