Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русский романтизм. Социальные и философские корни. Эстетика.Русский романтизм формируется в начале XIX века. Сложность литературного движения начала века вызывает активную полемику между отдельными литературными направлениями и группировками. Периоды: начальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и период последекабристского развития. Философские основы романтизма закл-сь в том, что романтики осознавали высокий смысл духовной жизни человека, пренебрегали материальным бытием как низким и пошлым, достойным лишь обывательской толпы. Религиозная вера, христианство, были источником их произведений. Языческие образы, картины дохристианской старины в романтизме были не порождением отказа от христианства, а данью новой эстетической моде, поэтическому влечению к «неразгаданному былому», что обновляло сюжеты, метафорический язык, в целом лиризм произведения. На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма в России, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Романтизм в русской литературе отличается многообразием течений: элегический (В.А.Жуковский), революционный (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбеккер), философский (Баратынский, Батюшков), их взаимопроникновением и условностью определений. Синтетическим характером отличается творчество А.С.Пушкина, которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком. Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов. Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу. Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф.Одоевским, исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Васи́ лий Андре́ евич Жуко́ вский (1783, -1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Характерен для поэзии Жуковского и мотив умирания. В элегии “Вечер ” Жуковский изображает “угасание” природы, наступление ночи, когда знакомый окружающий пейзаж становится как бы ирреальным: луч зари “умирает”, “угасает” река, а на их месте появляется знак другого мира — “луна”. Вечернее время и неверный свет луны создают атмосферу таинственности, “ущербная луна”, “сумрак”, “туман” — непременные атрибуты мистической поэзии. Основным жанром поэзии Жуковского являются романтические баллады. Несчастная любовь и разлука — мотив почти всех баллад — имеют явно автобиографическое происхождение. В балладе “ Светлана” “голубочек белый”, символ Святого Духа, спасает героиню от пагубного воздействия темных сил. Жених Светланы как бы возвращается с “того света”, но он жив здоров, все кончилось хорошо благодаря вере Светланы, которая, в отличие от Людмилы, не ропщет на Бога и — главное — не теряет веры и любви. Если «Скорбь о неизвестном, стремленье вдаль, любви тоска, томление разлуки» остались существенными нотами поэзии Жуковского. Третий период творчества Пушкина (1820-1824) связан с романтизмом. Нарастает стремление Пушкина к «народности» — национальной самобытности творчества, что явилось существенной предпосылкой последующей пушкинской «поэзии действительности» — пушкинского реализма. Увлечение Байроном: «Погасло дневное светило» (1820), в подзаголовке «Подражание Байрону». Революционно-романтические тона южной полит лирики П. Вольнолюбивым духом проникнута и интимная лирика Пушкина: мотивы изгнанничества и жажды свободы: «К Овидию» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Антологическая поэзия – обращение к античному наследию через призму романтизма: «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда», 1820. На почве романтизма начал складываться и пушкинский историзм. «Песнь о вещем Олеге» (1822) (замечательно передает дух летописного рассказа). Созданы поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтический герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. Авторская ирония по отношению к разочарованному герою, элегия «Демон» и стихотворение «Свободы сеятель пустынный», начало работы над романом «Евгений Онегин». Кризис пушкинского романтизма проявился в двух ст-х этой поры: «К морю» (июль — октябрь 1824 г.) и в «Разговоре книгопродавца с поэтом» (сентябрь 1824 г.). «К морю» — еще в патетических тонах говорит здесь Пушкин о Наполеоне и Байроне, имена которых обычно тесно связывались друг с другом в произведениях романтиков. Однако поэт не только воспевает, но одновременно как бы «отпевает» этих двух недавних «властителей дум». Прощаясь с «свободной» и «могучей» морской стихией, поэт как бы прощается с романтическим периодом своего творчества, начатом «морской» элегией «Погасло дневное светило». «Разговор книгопродавца с поэтом» - тема профессионализации литературного труда. В диалоге поэта-романтика с купцом дано резкое противопоставление «поэзии» и «прозы» в широком значении этих слов: «возвышенных», романтических представлений о действительности и трезвого, сугубо «прозаического» восприятия жизни. Диалог «поэта» и «прозаика» заканчивается полной победой последнего, что ярко подчеркнуто и небывало смелым стилистическим приемом. Убежденный железной логикой Книгопродавца, Поэт от восторженных речей переходит на сухой язык деловой сделки, и стихотворная речь сменяется речью прозаической: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».Пафос стихотворения —в стремлении освободиться от беспочвенных и бесплодных мечтаний, вместе с тем сохранив в неприкосновенности свою внутреннюю свободу, неподкупную совесть художника: «Не продается вдохновенье, // Но можно рукопись продать». Данная страница нарушает авторские права? |