Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное своеобразие сатирической прозы М.Салтыкова-Щедрина.




С-Щ (1826-1889).«История одного города»В его тво-ве выраж-е обличит-го пафоса и едва ли не хронологию важнейших событий истории российского общ-ва. Одно из ранних произв-й. Город Глупов. воплощал самодержавную бюрократич-ю Россию, а история города ситуацию угнетения и самодурства. Р-з в р-не ведется от лица повествователя, кот-й нашел в архиве летописные записи г.Глупова, а летописец жил в 18в. Пов-тель отводит себе роль издателя. С этим приемом русск. лит-ра уже сталкивалась неоднократно. Это позволяет: 1отстраниться от событий, взглянуть на них со стороны, 2 создать видимость или иллюзию достоверности, 3 усыпить бдительность цензуры. Жанр летописи, что позволяет сделать пов-ние предельно объективным, подчеркивая его якобы документальность. Р-н предворяется предисловием от издателя, в кот-м содержится ряд опорных мыслей:1 содерж-е летописи исчерпыв-ся исключ-но биографиями градоначальников. Так определяются тематика, композиция и хроникальный хар-тер р-на (это р-н-хроника). 2 опред-ся сатирич-й пафос р-на, его обличит-я направл-сть. 3 Опред-ся проблематика р-на: отношение власти и народа. 4 Опред-ся худ-ное время (1731-1825), кот-е четко соотносится с реальным истор-м временем. Хронологич-е указанные границы имеют символич-е знач-е. В 1725г умер Петр1, нач. эпоха безвременья, кот-я как считает С-Щ подвела к декабристскому восстанию 1825г. Писатель понимал неизбежность этого декаб-го восст., но не видел его рез-тов и сомневался в его полезности, т.к. р-н оканчивается фразой: «История прекратила течение свое». 5Условно фантастич-й гротесковый хар-тер изображаемого. Предисловие от летописца, кот-е содержит обращение к читателю содержит основные черты летописания самоуничижения летописца и возвышение объекта изображ-го.(пародия на ДРЛ, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»). С-Щ пародирует т/ж совр-ю лит-ную традицию. Его летописец-мелкий чиновник, малообразованный, одержимый порывом чинопочитания. Р-н открыв-ся гл. «О корене происхождения глуповцев». Эта гл. пародирует эпич-е летописные р-зы. Ее сюжет построен по типу легенды с добавлением элементов народно-бытовой сказки. Кроме фольклорного элемента в этой гл. пародируется знаменитый труд Н. Карамзина «История гос-ва российского», в частности р-з о том, как по совету старца Гастомысла новгородцы призывают варягов себе в князья. У С-Щ это старец Добромысл, кот-й советует Головотяпам (предкам глуповцев) искать себе правителя. Далее идет опись градонач-ков, кот-е имеют комич-й хар-тер. Само пон-е «опись» уже задает сатирич-ю интонацию, поскольку подразумевает перечисление неодуш-х предметов, хранящихся в музее или архиве. С-Щ широко использует прием метафорич-го овеществл-я и омертвления героев. Т/ж пон-е «опись» позволя показать, что у градоначальников было нечто общее-бесчеловечность, бездушие, головотяпство. Каждая гл. повествует об определенном правителе и об эпохе его правл-я. В том, как выстроена последовательность у гл. градонач-ов прослеживается прием градации, т.е. наращивание гротесковых и сатирич-х элементов от 1го градонач-ка к последнему. Брудастый-органщик (1й подробно описанный градонач-к) и Угрюм –Бурчеев (последний) стали воплощением свирепости, беззакония и бездушия власти. Но если в образе Брудастого больше комич-х черт , то в образе Бурчеева больше гротескно ужасающих. Осо-ти жанра: сатирич-й р-н-хроника, р-н-пародия, антиутопия. В сис-ме персонажей четко выдел-ся 2е гр: с одной стороны градонач-ки, с др-народ или «народишко» как его называет автор. С-Щ проявляет сочувствие и сострадание по отношению к глупому и забитому народу. Это проявл-ся в гл. «Голодный город», «Соломенный город». Однако писатель не идеализирует народ. Он сатирически показывает, что его главн. черта-пассивность, покорность, политич-я наивность, начальстволюбие. Т.о. сатира одновременно направлена против власти и политич-й пассивности глуповцев. Но природа сатирич-го изображ-я в этих случаях разная. Среди жителей города нет устрашающих фигур. В гл. «Голодный город» появ-ся образы народных заступников, но их судьба трагична (старик Евсеич и ходок Похомыч). Осн. идея р-на-хроники выражена не явно. Дорога из Глупова в Умнов лежит ч-з Буянов, т.е. только организованное сопротивл-е произволу власти, просвещение среди народа избавит от рабства. Заканчив-ся р-н вселенской катастрофой, кот-я названа в р-не «оно», т.е. это не только природное, но и общ-ное явл-е. Многие современники видели в этом образе революцию, однако С-Щ не соглашался с такой трактовкой. Сказки С.Щ. рассм. как итог наблюдения за русской действ-стью. С первыми сказками С-Щ выступил в 1869 г. Современные исследователи выдвигают нес-ко предположении обращения С-Щ к сказкам: 1) Некот.-е считают , что причиной стала болезнь, кот. не позволила работать писателю над большими произв-ми. 2)В 80 г. писатель находился вдали от детей, он писал письма своим детям в виде сказок. 3) С-Щ обращ. к этому жанру, следуя общему увлечению сказкой. 4) С-Щ и др. писатели видели в сказке возможность воздействовать на широкую аудиторию. Худ-ные ср-ва сказки помогали укрупнить масштаб худ-ного изображения. 5) Сказочная фантастика в какой-то мере служила ср-вом худ-ной маскировки наиболее острых идейно-политических замыслов. Сказки С-Щ связаны с 1 стороны с фолькл. традицией, с 2 стороны – с сатирической лит. сказкой 18-19 вв. Группы сказок: 1)сатира на правительственные верхи( «Медведь на воеводстве»,»Дикий помещик», «Богатырь», «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»)2)Сатира на либеральную интеллигенцию (все сказки о зайцах и рыбах, «Самоотверженный заяц», «либерал», «Соседи»). 3) сказки о народе («Коняга», «исель», «Ворон-челобитчик»). 4) сказки, разоблачающие частнособственническую мораль(«Дурак», «Христова ночь», «Рождественская сказка» и др.) Ос-сти худ. метода и поэтики сказок:1) связаны с фолькл. традицией. В них мы встречаем традиц-х сказочных персонажей: говорящих животных, рыб и т.д. Писатель использ. хар-ные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, просторечие постоянные эпитеты, слова с уменьшит-но-ласкат-ми суф-ми. У с-щ нет четких временных рамок. 2) при близком соответствии фольклорной и лит-ной сказок темы и образы с-щ отличаются новизной, худ-ным совершенством. В основе лежат народные сказки о животных. Это освобождало писателя от дополнит-х хар-к. 3) с-щ исп. принцип соц-го контраста , н-р в «повести о том, как 1 мужик 2-х генералов прокормил» противопоставляются образы беспомощных и деспотичных генералов образу простого, покорного и мастеровитого мужика. 4) он вводит в повествование общ-нно-политич-ю лексику, канцелярские обороты, французские сл-а. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности. 5) с-щ исп. в сказках эзопов язык. писатель обосновывал иносказательность, исходя из 3-х моментов: цензура, художественная ценность, уровень читателя. 6) Широко исп. в сказках ироническая похвала, сарказм, гротеск, аллегория. Знач-е сатирич-х сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирич-е, эпич-е, сатирич-е начала и предельно остро выразить свою т.з. на пороки класса власть имущих и на проблему судьбы рус.народа.



 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал