Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные художественные особенности романов Л.Н.Толстого.






В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея "Война и мир". Жанр романа-эпопеи - это создание Л.Н.Толстого. Идейный и художественный смысл каждой романной сцены и каждого характера становится до конца ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи, то есть в контексте исторических событий. Требованиям жанра подчинена и композиция "Войны и мира". В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, художественное авторское повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпопеи составляют события большого исторического" масштаба, "жизнь общая, а не частная", отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым" достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни - отсюда огромное число действующих лиц. Мысль народная заключается не в том, что изображается простой народ, а в том, что в момент исторических потрясений нация приобретает направленное движение, объединяющее все слои общества. Для Т-го народ - это не крестьяне, а все русские люди, противостоящие внешнему врагу, и разделение происходит не- по социальному признаку, а по признаку свой -чужой.. Народ в «Войне и мире» — это живая душа нации: русские крестьяне —солдаты и и партизаны; горожане, уничтожавшие свое имущество и оставлявшие давно обжитыеs места: дворянство, создававшее ополчения; население, покидавшее Москву и показывавшее «этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Общее благо (победа) изображается писателем как необходимый (закономерный) результат однонаправленных интересов множества людей, определявшихся всегда одним чувством — «скрытой теплотой патриотизма». Один из глав композиц приемов построения р-на – АНТИТЕЗА. Уже в названии: «В и М». два антонима. Пон-е война в своем знач-нии, но мир – как 1) покой; 2)всеобщность, весь свет; 3)мир с И кратким – община, ячейка общ-ва. Община подразумевает общность: бытовую, интересов, экономическую. Как правильная модель устройства общ-ва. С этим принципом организован весь текст: эпизоды мирной и военной жизни композиционно перемежаются. Он показывает ч-ка в мирное и военное время. Сис-ма перс-жей тж определяет стр-ру р-на. Любимые и нелюбимые герои. Живые, кот-е дух-но развив: Андрей, Пьер, Николай, Наташа. Они противопост-ны статичным героям: Элен, Соня (тоже противопоставлена Наташе. Она не стала идеалом Толстого, т.к. она милая, но холодная (эпизод летней ночи) и она не реагирует, не рефлексирует). Анатоль. Наполеон и Кутузов. Глаза – важная деталь толстовского героя, осмысленный, глубокий взгляд. Принципу антитезы подчинены 2 копозиционного гнезда: Война 1805-7гг и 1812г. В первой войне рус армия проявл себя пассивно, души русских не затронуты. Вторая – отечественная, оборонительная. Андрей: При Аустерлице защищать было нечего. В Бородинской пленных не брать, они вошли в мой дом. Композиционные гнезда еще. 1) семьи: семья – зеркало общ-ва. Показаны разные семьи и они тоже противопоставлены: 1)Семьи, где союз между родителями и детьми. Ростовы, Болконские. Они тоже между собой противопоставлены: Ростовы – абсолютное доверие и всепоглощающая любовь. Наташа приходит к матери и рассказывает все мысли. Николай признается отцу о карточном долге, тот ему помогает. В семье Болконских доминирует отец. Покорность детей строится на авторитете отца. Мария готова учить геометрию, чтоб отец был ей доволенг. Прощание отца и Андрея. Отец сначала дает распоряжение, если сын вернется, а отец уже умрет. Далее он дает наказ: я рад, что ты идешь на фронт и станешь воином, но мне будет больно, если ты погибнешь, но мне будет горько, если ты поведешь себя не как сын Болконского. Андрей: вы могли бы мне об этом не говорить. В этих семьях воспитываются те люди, кот станут основой русск нации. 2)Связь между ними отсутствуют. Курагины, карагины, берги. Курагины – моральное разложение. Все, что они противопост францущам – отказываются от фр языка. Жизнеспособность каждого персонажа «Войны и, мира» проверяются мыслью народной. В народной среде оказываются нужными лучшими качества Пьера: сила. пренебрежение к удобствам жизни, простота, бескорыстие, отсутствие эгоизма" Он стремится «войти в эту общую жизнь, всем существом проникнуться тем, что делает их такими».. Пьер чувствует свою ничтожность, искусственность своих умственных" построений в сравнении с правдой, простотой и силой увиденных на Бородинском поле' солдат и ополченцев. Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. Правоту Кутузов-а в его споре с Бенигсеном на совете в Филях подчеркивается тем, что на его сторона оказываются симпатии крестьянской девочки Малаши. Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевленная патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же в русской пляске, восхищенная народной музыкой проявляет всю силу заключенного в ней национального духа. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. «Мысль народная» воплощена во множестве индивидуализированных образах. Те чел. кач-ва, которые Т. всегда считал неотъемлимыми кач-ми русского солдата – героизм, сила воли, простота и скромность – воплощены в образе капитана Тушина, явл. живым воплощением народного духа. Под непривлекательной внешностью этого героя скрывается внутренняя красота, нравственное величие. Тихон Щербатый – чел. войны. Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все то бунтарское, что Т. обнаруживает в крепостном крестьянине, он собрал воедино в этом образе. Платон Каратаев вносит мир в души окружающих людей. Он совершенно лишен эгоизма: кроток и добр к каждому чел-у. «Мысль народная» явственно звучит в протесте против захватнических войн Наполеона и в благословении освободительной борьбы, в которой народ отстаивает свое право на независимость, на свой национальный строй жизни. Народное раскрывается в «Войне и.мире» прежде всего как всеобщее, национальное. «Анна Каренина»:начал печататься в журнале "Русский вестник" с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров. осн мысль – мысль семейная. Три типа семейных отношений. В р-не 3 сюжетных линии: 1) история супружеской измены Анны, треугольник Анна - Вронский - Каренин; 2) история семейство Облонских; 3) история любви Левина и Кити Щербацкой. На 1 взгляд, эти сюжетные линии слабо связаны м-у собой. Анна - сестра Стивы Облонского. Кити - сестра Долли Облонской; Анна и Левин дважды встречаются в романе (на балу, когда Левин делает предложение Кити, и незадолго до гибели Анны). Судьбы героев переплетены. Эти три сюжетных линии - три версии семьи, человеческих отношений и человеческих типов. Особенность композиции романа в том, что в центре него - две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют др.др. Принцип концентричности расположения больших и малых кругов событии в романе.Толстой сделал «круг» Левина значительно более широким, чем «круг» Анны. История Левина начинается гораздо раньше, чем история Анны и заканчивается уже после гибели героини, именем которой назван роман. Книга завершается не гибелью Анны (часть седьмая), а моральными исканиями Левина и его попытками создать положительную программу обновления частной и общественной жизни (часть восьмая). Анна и Вронский живут для любви, но любви чувственной, плотской. Каренин для общественной деятельности, и только Левин в романе дает окончательный и верный ответ: человек живет ради любви к людям. Левин единственный в романе задумывается над философскими вопросами. Он приходит к выводу, что в патриархальном укладе русской деревни ничего не нужно менять. Смерть Анны приводит его к мысли о зыбкости человеческого существования. Его тоже посещают мысли о смерти, но любовь к Кити и ребенку, ко всему миру спасает его и устанавливает равновесие между ним и миром: он обретает смысл жизни в деятельности для людей. «Воскресение».В сравнении с «Войной и миром» и «Анной Карениной» , «Воскресение»- новый, открыто социальный, «общественный» В струк-ре «Воскресения» важны 3 момента:1) главная задача р-на- художественно исследовать весь сущ-щий строй жизни. В произведении показаны различ-е соц-ные слои: аристоратия, духовенство, купечество, крестьянство, военная среда, английские миссионеры, рабочие, тюремщики. Место действия разнообразно: Москва и Петербург, нищая деревня, помещичья усадьба, тюрьма, пересыльные этапы, судебные учреждения, церковь, трактир и т.д. Завязкой р-на явл. преступление Нехлюдова против Катюши Масловой (соблазнение девушки). На этот сюжетный стержень нанизывается остальной материал.2) Р-н задумывался о грехе, раскаянии и возрождении дворянина Нехлюдова. Однако в окончательном вар-те на первый план как предмет выдвинулось другое- жизнь обиженного народа , в частности невинно осужденной Масловой. Суд над Масловой подробно обсуждается в тюремной камере,как и все ее свидания с Нехлюдовым. 3)Р-н остро-публицистичен. Это и р-н-обозрение, и р-н – проповедь. Композиция однолинейна и строится в соответствии с осн-ным конфликтом. Мир делится на 2 лагеря неравных и враждебных: господствующие классы и крестьяне, городская беднота, арестанты, политические ссыльные. В центре повествования нах-счя ситуация падения и возрождения героев. Весь р-н за искл. первых глав-это история постепенного внутреннего возрождения ч-ка. Духовное воскрешение переживает Катюша Маслова. В ее жизни м. выделить 2 ключевых этапа: 1)подлость Нехлюдова и 2)встреча с политзаключенными, кот-е ей поверили. Затронуты ??? соц, нравств, ф-фского х-ра. Уже название – в нем звучат все эти проблемы. Воскресение – не день недели, это емкое понятие. 1) христианские смыслы: возрождение духовное (т.е. нравств падение и нравств восхождение) Искупление. Когда Катя Маслова становится проституткой – меняется даже ее имя: Любка. Она начинает вести другую жизнь. Точка судеб разбирательства – начало дух возрождения. Глав герой узнает свою давнюю любовь. Он видит в нем не Любку, а Катю. Он пробивается через стену, которой она себя окружила и начинается дух возрождение. Толстой показ 2 пути возрождения: 1) раскаяние, осознание. Нехлюдов – попытка спасти др ч-ка. 2) Катя Маслова – сближается с рев-ционерами, социалистами. Ее жертвенный путь – служение народу. В конце р-на, когда Нехлюдов едет за ней в ссылку в Сибирь. Перевалочные пункты – объяснение Нехлюдова в любви, предложение замужества. Она его любит, но никогда не позволит себе повесить на него ярмо прошлого. Она выбирает революц-ра, он становится ее мужем. «Воскресение» подвело итог всему тв-ву Толстого 80-90 х гг. В худ-ном плане задачи универсального обличения и моральной проповеди были осуществлены этим романом. За это произведение писатель был отлучен от церкви. Р-ны толстого были переведены на европ языки еще при жизни толстого. Они были приняты европейскими читателями. Они оказали влияние на мировоззрение, обсуждались р-ны, воскресенье – с откр финалом, потому много споров. Толстой оказал существ влияние на традицию европ р-на.





 

13. Творчество А.П. Чехова.А.П.Чехов (17.01.1860 – 2.07.1904). 1 пер - Тв-во 1 пол. 1880-х гг (1879-1885). Сотрудничает с юмористическими журналами (н-р «Осколки»). Подписывается как: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, чаще как Антоша Чехонте. В период 1-ой половины 1880-х гг. Чехов работает в разных жанрах: юмористическая мелочишка (шуточные афоризмы, подписи к рисункам, пародийные календари, отчеты и т.д.) литературная пародия, фельетоны, рассказ-анекдот, повесть («Живой товар», «Цветы запоздалые»), жанре сценки (короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей), комическая новелла (81-82гг): юмористический рассказ, построенный по новеллистическим законам остросюжетный и с неожиданным разрешением. («Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» и «С женой поссорился» (1884), «Дорогая собака» и «Лошадиная фамилия» (1885), «О бренности» (1886)). Основные новеллистические приемы: двойная развязка, нарушение традиций сюжетного штампа, финалы, «контрастно обернутые к началу рассказа», кольцевая композиция, типичный для комической новеллы «мотив неоправдавшегося ожидания» и др. Особое место занимает новелла нравов, возвышающаяся до острой сатиры. Цикл рассказов 1883 г ода о чиновниках, кот-е построены по одному принципу: герой резко меняет поведение или говорит нечто обратное тому, о чем говорил только что по внутреннему убеждению, «инстиктивно, по рефлексу», автоматически и мгновенно. «Хамелеон» Впервые был опубликован в журнале «Осколки», в 1884 году подписан «А.Чехонте». Особенности жанра. Действие начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Особую нагрузку несет деталь. В основе сюжета рассказа лежит определенная бытовая коллизия, конкретная ситуация: золотых дел мастера Хрюкина укусила собака, и полицейский надзиратель Очумелов должен разрешить конфликт на базарной площади. Особенность композиции: одна и та же сценка повторяется несколько раз. но повторяется, как в зеркале. В зависимости от того, кому принадлежит собака, Очумелов готов считать виновником инцидента ее или Хрюкина. Тема маленького человека. В рассказе «Смерть чиновника» показана парадоксальная ситуация, когда маленький человек преследует сильного. Чехов подчеркивает в маленьком человеке раба, не имеющего чувства собственного достоинства. Человек превращается в чин. Другой тип маленького человека разработан автором в рассказах «Горе», «Тоска» и др. Это человек униженный, угнетенный, но сохранивший человеческое достоинство, например как старик извозчик Иона Потапов из рассказа «Тоска». 2-й пер – Тв-во 2-й половины 80-х годов – 90-х годов.В 1885—1889 гг. Чехов начинает профессиональную литературную деятельность как сотрудник ежемесячных журналов «Северный вестник», «Русская мысль», «Жизнь». К этому периоду относятся рассказы и повести «Степь», «Именины» (1888), «Припадок», «Скучная история» (1889). В этот период выходят сборники «В сумерках» (1887), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890). Чехов много работает для театра: пьеса «Иванов» (1887—1889), одноактная пьеса «Свадьба» (1889, опубл. 1890), пьеса «Леший» (1889, опубл. 1890; затем переделана в пьесу «Дядя Ваня»), водевили «Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др. Повесть «Степь» принято считать переходным этапом в тв-ве писателя. В ней Чехов, уходя от конкретно-бытовой локализации ранних рассказов, меняет пространственные ориентиры, расширяет поле зрения.«Степь» вышла в 1888г. В «Северном вестнике». Осн темы и проблемы повести: 1)тема Родины, ее бескрайних просторов, могучих людей: 2)человека и природы; 3)красоты и смысла жизни: 4) народного счастья: Счастье понимается как преодоление, обретение жизненного опыта, освоение жизненного пространства, единение с людьми: 5) а также становления человеческой личности. Подзаголовок повести «История одной поездки» указывает на то, что произведение может быть воспринято на двух уровнях: внешнем, предметном, реалистическом, и тогда это почти этнографический очерк, в котором перед путешествующим 9-летним мальчиком Егорушкой одна картина последовательно сменяет другую. Название же «Степь», вбирающее в себя целый комплекс ассоциаций, выводит повествование на символический, метафизический уровень. Своеобр-е сюжета закл в том. что в рассказе переплетаютсяя две сюжетные линии: жизнь человека и жизнь природы. Пейзаж повести: степь с включенными в нее людскими судьбами. Степь - это целостный образ-персонаж. Автор использует прием соотнесения героя с природой (н-р поющая крестьянка - поющая трава. Драницкая - черная птица, Соломон - общипанная птица). Повесть условно можно поделить на 3 части: прошлая жизнь Егорушки, данная ретроспективно, в воспоминаниях, очень коротко: будущее Егорушки, которое пока неясно. В настоящем голая степь, живущая своей жизнью. Особенности композиции: каждая глава составляет особый рассказ. .Композиционно «Степь» выстроена гак же. как и многие поздние рассказы Чехова начало и конец, а так же многочисленные повторы закругляют повествование, образуя кольцевую композицию. Художественные особенности:1) стремление автора к максимальному обобщению (степь - это образ тоскующей Родины): 2) ассоциативность: 3) звукопись; 4) своеобразный хронотоп: в степи настоящее и прошлое накладывается друг на друга, происходит уплотнение времени. Егорушка проходит путь от патриархальной старины в мир цивилизации. Дорога в произведении это дорога из одного пространственно-временного плана в другой. Это русская история, история пути России. В 1890 г. Чехов предпринимает поездку на о. Сахалин, итогом которой становится очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893—1894, отд. изд. 1895). В том же 1890 г. покупает имение Мелихово в Московской губернии, где строит школы, помогает неимущим и занимается лечением крестьян, работает участковым врачом во время эпидемии холеры 1892—1893 гг., участвует во всеобщей переписи населения 1897 г. В 1898—1900 г. писатель создает самые известные свои рассказы: трилогию «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», а также «Ионыч» и «Дама с собачкой». Примерно с 1893 г. начинается новый этап в творчестве Чехова (пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900—1901, отмечена Грибоедовской премией), «Вишневый сад» (1903—1904)). В Вишн. саде в центре стоит продажа усадьбы.Но с первого акта и до конца пьесы драма Раневской погружает в движущий процесс общего быт –го обихода. Вишнй сад” Ч-а предст. собой сочетание комедии—“местами даже фарса”, как писал сам автор,с нежной и тонкой интригой. Высмеивая их слабости и пороки,автор одновр сочувст им. Главный же конфликт развивается и в душах героев. Он заключ не в борьбе за вишн сад, а в недовольстве св жизнью,невозможности соединить мечту и реальность. Особ конфл повлекли за собой изменени в изображении драматургич хар-ра. Автор не дает резк индивид реч хар-ки гер, скорее,их речь сливается в одну мелодию. С пом этого эффекта автор созд ощущ гармонии Новаторство Ч-драматурга закл. в том, что он отх от принц классич драмы и отраж драматич ср-вами не только проблемы, но и показ психологич пережив героев. Пьесы Чехова стали новой волной в театральном искусстве.

 

14.История, теоретические основы и художественная практика русского символизма. Поэзия А.А.Блока. Символизм впервые был осознан как новое литературное направление в статье Д.С. Мережковского 1893 г. Им были провозглашены 3 основных элемента русской л-ры: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Слово-символ рассматривалось как знак, с помощью которого художник постигал «мистическое содержание». Брюсов, Бальмонт, Сологуб принадлежали к поколению «старших» символистов. Декадентские настроения в их творчестве отразились в пессимистическом восприятии мира как тюрьмы (Гиппиус, Сологуб), в самообожествлении «Я» (Брюсов), мотивах одиночества, неверии в жизнь и собственные силы. В творчестве старших символистов отчетливо заявляет о себе апокалипсическая тема, связанная с изображением города. «Младшие символисты»: А. Блок, А. Белый, Вяч.Иванов, С. Соловьев, Эллис (Л.Л. Кобылинский) - пришли в литературу в начале XX в. и выступили как приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл. Соловьева. Младшие символисты пытались преодолеть крайний субъективизм и индивидуализм творчества старших. Вглядываясь в окружающую жизнь в поисках таинственных знаков, многие чувствовали тектонические процессы внутри русской культуры, русского общества, всего человечества в целом. Предчувствие грядущей катастрофы буквально пронизывает всю лирику зрелого Блока и А. Белого. Книга «Золото в лазури» А.Белого проникнута ожиданием апокалипсических сроков; в книгах же «Пепел» и «Урна» (1909) эти ожидания сменяются трагическими картинами гибнущей России. А в цикле «Город» из книги «Пепел» появляется признак рев-ции - красное домино, зловещий знак надвигающейся катастрофы. Основные черты символизма:- Двоемирие: уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики, существующего по законам Вечной Красоты; - Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений, иносказаний; -Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание; - Поэт – творец идеальных миров – мистического, космического, божественного; -Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога, отношение к слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов. Манифесты: 1)Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»; 2)Брюсов «Ключи тайн»; 3) Вяч. Иванов «Мысли о символизме»; 4)Блок «О современном состоянии русского символизма». А.А.Блок(1880-1921) Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в 1904 году, - "Стихи о Прекрасной Даме" многоплановы. Эти стихи символистские, противопоставляется скорбное ЗДЕСЬ и прекрасное ТАМ, святость идеалов героя, стремление в край обетованный, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты. Сюжет цикла — ожидание встречи с возлюбленной, которая преобразит мир и героя. Героиня, с одной стороны, реальная женщина «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Величавой Вечной жены», «Непостижимой». «Он» — влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению. «Она» — бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя. Вторая его книга, "Нечаянная радость", сделала популярным имя поэта в писательских кругах. Среди стихов "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна". Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. Он одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. А стихотворение "Осенняя волна" стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее. После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл "Итальянские стихи", весной 1914 года - цикл "Кармен". В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город»), религиозного интереса (цикл «Снежная маска»), осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест») Блок пришёл к идее неизбежности «возмездия» (цикл «Ямбы»; поэма «Возмездие»). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Блока ненависть к миру «сытых», к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (цикл «Страшный мир», 1909-16). Любовная лирикаБлока романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла «Снежная Маска», «Фаина», «Возмездие», 1908-13, «Кармен», 1914). Тема поэта и поэзии. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. стихотворения “Друзьям” и “Поэты. “К Музе” творчество - не награда, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием. Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворений о России ("Осенняя волна", "Осенняя любовь", "Россия") возникает двуликий образ страны - нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...». Блок рисует реалистичную картину современной ему России. И под лампадой у иконы /Пить чай, отщелкивая счет, /Потом переслюнить купоны, /Пузатый отворив комод... Но заканчивается произведение словами: Да, и такой, моя Россия,/Ты всех краев дороже мне. Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать" (1918). В ней отразились как реальные события, так и взгляды поэта на историю, сущность цивилизации и культуру. Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира — старый и новый, только что родившийся: Черный вечер. /Белый снег. /Ветер, ветер! /На ногах не стоит человек. Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, олицетворяющее старый уклад жизни. Как атрибуты старого уклада жизни - буржуй, барыня, и поп: Вон барыня в карАкуле / К другой подвернулась... /— Уж мы плакали, плакали...— /Поскользнулась /И— бац —растянулась! А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они — строители будущего или жестокие разрушители, убийцы? Блок употреблял в своей поэме множество символов: имена, числа, цвета. Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении «белого» и «черного». Черный цвет – смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего. Образ Христа также символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель святости и очистительного страдания. Для Блока его «двенадцать» - настоящие герои, так как они являются исполнителями великой миссии, совершают святое дело – революцию. Как символист и мистик, святость революции автор выражает религиозно. Подчёркивая святость революции, Блок ставит перед этими «двенадцатью» незримо идущего Христа.

 

15.Акмеизм в русской литературе: основные представители, эстетическая программа, художественная практика. Плэзия А.А.Ахматовой.Акмеизм как литературное течение выделился из символизма, возникновение течения относится к началу 1910-х годов. Формир-е нового движения протекает сначала в «Обществе ревнителей художественного слова» («Поэтической академии»), а затем в созданном в 1911 году «Цехе поэтов», кот-й возглавили Н.Гумилев и С.Городецкий. К наиболее видным представителям нового течения относились Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут. Позже к ним присоединились Г.Адамович, Г.Иванов, И.Одоевцева, Н.Оцуп. Программа акмеизма была провозглашена в таких манифестах, как: 1) «Наследие акмеизма и символизма» Н.Гумилева; 2) «Некоторые течения в современной русской поэзии» С.Городецкого; 3) «Утро акмеизма» О.Мандельштама. Органами нового течения стали журналы «Апполон» (1909-1917), созданный писателем и историком С.Маковским, и «Гиперборей», основанный в 1912 году и возглавленный М.Лозинским. Течение получило три неидентичных названия: «акмеизм» (от греч акме-цветение, вершина, острие), «адамизм» (от имени первого ч-ка Адама) и «кларизм» (прекрасная ясность). Философской основой этого течения были прагматизм (философия действия) и идеи феноменологической школы (отстаивавшей «переживание предметности», «вопрошание вещей», «принятие мира»). В ряду своих литературных учителей акмеисты выделяли Ф.Вийона (с его жизнеприятием), Ф.Рабле (с присущей ему «мудрой физиологичностью»), В.Шекспира (с его даром проникновения в внутренний мир ч-ка), Т.Готье (поборника «безупречных форм»). Так же поэтов Е.Баратынского, Ф.Тютчева и русскую классическую прозу. Художественные принципы акмеизма закрепились в его поэтической практике: 1) активное приятие многокрасочной и яркой земной жизни; 2) реабилитация простого предметного мира, имеющего «формы, вес, время»; 3) первобытно-звериный, мужественно-твердый взгляд на мир; 4) отрицание запредельности и мистики; 5) установка на живописность образа; 6) передача психологических состояний ч-ка при внимании к телесному началу; 7)выражение «тоски по мировой культуре»; 8) внимание к конкретному смыслу слова; 9) совершенство форм. Судьба акмеизма трагична. Ему пришлось утверждать себя в напряженной и нравственной борьбе. Он не раз подвергался гонениям. Трагическая судьба А.Ахматовой, и смерть Мандельштама (умер в больничном бараке в лагере), Нарбута (был расстрелян в карантинно-пересыльном пункте). Первой жертвой оказался лидер течения Н.Гумилев (был расстрелян). А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко; 1889-1966) - одна из известнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. Ахматова была одна из тех, кто выступил как представитель нового течения акмеизм (из символизма). В ее ранних стихах окружающий мир изображен ясно, ярко и предметно точно. «Мне больше ног моих не надо…». Предметно-образные выражения: водяная толща, прохлада, героиня хватается за водоросль рукой. Видит перед собой мост такой же дальний как и ее бывший возлюбленный. Слой воды плотен и тяжел, над водой легкий дым, в который превращается ее душа. Главная тема любви. Драматический момент: разлука, приближение разлуки. Изображается психологически точно. Сборник «Вечер». «Сжала руки под темной вуалью», «Я на правую руку надела перчатку с левой руки». Использует деталь-вещь, деталь-жест. Сборник «Четки» 1914 год. Тема любви расширяется, при этом происходит полный отказ от равнодушно-легкомысленного отношения к любви, углубляется психологизм, отказ от гедонизма (чувственных удовольствий). «проводила друга до передней». Дальше 1917 год. Сборник «Белая стая» и «Подорожник». Стихи, посвященные началу 1й мировой войны. «Памяти 19 июля 1914 год». «Молитва» героиня готова пожертвовать всем, чтобы туча над Россией стала облаком. Ахматова не приняла революцию 1917 года в феврале и отвергли октябрьскую. «Мне голос был, он звал утешно» стихотворение-монолог голоса +авторские ремарки. Эта форма сложнее, чем все предыдущие стихи. Тема эмиграции «уйти или остаться?». Ахматова остается. «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». Позиции: 1) те кто бросил землю в трудный момент - презрение; 2) «вечно жалок мне изгнанник» не по своей воле, их выслали – жалость; 3) те кто остался, даже на грани катастрофы – причисляет себя. В начале 20-х годов Ахматова вынуждена отказаться от публикации своих стихов, т.к. вступает в конфликт с тоталитарным режимом. Переводами занимается, жизнью и творпчеством Пушкина. В 30-е годы пишет цикл стихотворений, которые потом объединяет в поэму «Реквием». источники: личная трагедия Ахматовой (арест сына),расстрел Николая Гумилева, репрессия второго мужа Ахматовой. Речь идет об общем горе тоталитарного режима, горе всех русских женщин по «эту сторону тюремной решетки». «Вместо предисловия». 3 сюжетных пласта: 1) личное горе матери, потерявшей сына; 2) горе тысяч русских женщин; 3) горе Богородицы, теряющей сына. Сцепляются темы жизни, смерти, безумия, памяти, памятника. Мать настолько глубоко страдает, что зовет смерть, но приходит безумие. Она ему рада, потому что безумие убивает память и освобождает от страданий. Женщина-мать может позволить себе забыть, но женщина-поэт – нет. Ей нужно сохранить память этих «осатанелых лет». В эпилоге поэмы тема памяти оборачивается темой памятника. 2 вопроса: 1) будут ли обо мне помнить, 2) за что именно. «и я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мной». Памятник не ей, а тысячам женщин, потерявших близких. Памятник поставьте «здесь, где стояла 300 часов и где для меня не открыли засов». В годы войны Ахматова жила в Петербурге. Сборник «Ветер войны».Трагедия ленинградской блокады. «Клятва» и «Мужество» 1942г. Ахматова обращается к русской интеллигенции. Нужно сохранить русскую культуру, русское слово. Зрелое творчество «Поэма без героя». Действие в 1913 году в Петрограде. Это калейдоскоп жизни призрачного, фантастического города. Центральное событие – театрализованный маскарад. Здесь множество иносказаний. Множество намеков на реальных людей. Отрывочные эпизоды. В жизни города, как и на этом бале, господствуют маски вместо людей. Тем не менее, разыгрывается настоящая драма. Драгунский корнет со стихами покончил с собой под дверями каламбины, которая его отвергла. Этот сюжет проецируется на жизнь целой эпохи. легкомысленную, поверхностную и трагическую. Герой в ней есть – лирическая героиня, которая с высоты 50-х годов смотрит в свою юность в 1913 год. И с одной стороны – восхищается этим временем, а с другой – понимает, что именно тогда было упущено что-то важное, что привело страну к катастрофе. В зрелой лирике Ахматовой по-новому развивается тема творчества. Она исследует те тайные мотивы, которые приводят к созданию стихов сборник «Тайны ремесла». Цикл «Северные элегии». библейские и евангельские мотивы. Ей пришлось пережить две опалы. Во время второй опалы она умерла в 1966 году.

 

16. Русский футуризм: футуристические группировки, основные представители, манифесты, художественная практика. Поэзия В.Маяковского. Футуризм (от лат - будущее) возник почти одновременно в России и Италии.

Футуризм - одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в. Русский футуризм возник в 1910-1911 гг. как самобытное художественное движение. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы 4х основных группировок: «Гилея» (кубофутуристы), «Ассоциация эгофутуристов», «Центрифуга», «Мезонин поэзии». Самой ранней и наиболее радикальной была «Гилея», участники которой в многочисленных сборниках («Садок судей», 1910; манифест «Пощечина общественному вкусу», 1912; «Дохлая луна», 1913 и др.) и выступлениях преимущественно и определяли «лицо футуризма». В «Пощечине общественного вкуса» футуристы провозглашали рев-цию формы, независимой от содержания. Призыв к рев-ции формы вытекал из первого и главного постулата футуристов - об искусстве как жизнетворчестве, о субъективной воле художника как решающем и главном двигателе истории человечества. Грядущая рев-ция была желанна потому, что воспринималось как массовое худ. действо, вовлекающее в игру весь мир. После февральской рев-ции фут. «Гилеи» образовали воображаемое «Правительство Земного Шара». Программным для фут. стал эпатаж обывателя («Пощечина общественному вкусу» - манефест). Ф. более всего страшился равнодушия. Необходимым условием его сущ-ния стала атмосфера лит. скандала. Оптимальной чит. реакцией на тв-во фут. было агрессивное неприятие и истерический протест, которую провоцировали крайности в поведении фут. (Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, Маяковский – в женской желтой кофте, Крученых носил на шнуре ч/з плечо диванную подушку). Принцип их работы – принцип «сдвига», который был перенесен в лит-ру их авангардной живописи. Лексическое обновление достигалось депоэтизацией языка, введением стилистически неуместных слов, вульгаризмов, тех. терминов. Слово у фут. лишалось ореола сакральности, оно опредмечивалось. Синтаксич. смещения проявлялись у фут. в нарушении законов логической сочетаемости слов., отказе от знаков препинания. Большое значение фут. придавали визуальному воздействию текста. Футуристы выступали за разрушение условной системы литературных жанров и стилей, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве. Создание авторских неологизмов - общая черта в творчестве таких непохожих поэтов, как И. Северянин и В. Хлебников, В. Маяк-ий и А. Крученых. Ярким новатором в области языка выступил В. Хлебников, в начале 1920г. он ввел специальный термин для обозначения подобного языка - «заумь», «заумный язык». Призывая сбросить Пушкина и других классиков с парохода современности, поэты-футуристы не смогли разорвать узы, связывающие их с исконными традициями русской культуры. Отсчет традиций русского футуризма шел от поэтики «Слова о полку Игореве» через одическую поэзию XVIII в. (Г.Р. Державина), классическую поэзию XIX в (А.С. Пушкина), декаданса конца XIX - начала XX вв. и через поэзию символизма. Маяк-ий — поэт акцентного стиха с отчётливой ораторской интонацией(в тексте нет регулярного черед-я удар-х и безуд-х слогов. В длинных строках м/у удар-ми слогами помещается от 1 до 6 безуд-ных). Вместе с тем есть рифма; рифменное мышление Маяк-го вообще было строгим и оригинальным. Ранняя лирика.Тема города. Идея городской цивилизации как второй, рукотворной природы, которую ч-к создал вокруг себя в противовес первой. Стихотв-е «Вывескам», темой которого является «новая городская красота.«Железные книги» — уличные вывески на жести — действит-но, предназначены д/чтения. Предметом поэтич-го вдохновения здесь явл-ся город, кот-й прекрасен тем, что создан для ч-ка. Тема одиночества. Главной темой становится психологическое состояние его лирич-го героя, кот-й; несмотря на радушие вывесок, чувствует себя в большом городе одиноким. Этот герой тянется от книг, от комнатной жизни на улицу, к людям.Однако в ресторане можно увидеть жующее существо. Именно к нему Маяк-ий адресовался в стих-нии «Нате!»: «Через час отсюда в чистый переулок / Вытечет по ч-ку ваш обрюзгший жир». Город населен не людьми, а толпой, которую Маяк-ий презрительно называет «стоглавой вошью». Главная оппозиция раннего творчества: я - вы («А вы могли бы?» 1913);он имеет покаромантический х-р, отражает двоемирие.«Послушайте!»(] 914): плевочки—жемчужины. Тема войны («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер»). Сострадание к жертвам войны. «Вам!» - политическое продолжение «Нате!». Сатирическая тема-Пародийные гимны (обеду, ученому, критику, судье) «Облако в штанах» (1915), кот-я и принесла ему настоящую славу. Бунт Маяк-го адресуется Творцу, кот. создал любовь-муку, любовь-страдание.Герой Маяк-го претендует на то, чтобы свернуть Бога, объявляя Его «недоучкой, крохотным болшком». Так вырастает грандиозная идея переделки мироздания. Но единственным носителем бунта оказывается одинокое «я» поэта. Бунт происходит, в его сознании, разворачиваясь, как одна большая метафора. Брошенный небу вызов: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу», — остается просто неуслышанным. Коллизия, заявленная в «Облаке в штанах», была углублена и развита в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Война и мир» (1916), где проповедь гармонического мироустройства силами самого ч-ка соединялась с готовностью героя Маяк-го принести себя в жертву ради будущего. До полного исчерпания эта коллизия была доведена в поэме «Ч-к» (1916—1917), итоговом, завершающем пр-нии дореволюционного Маяк-го.РеволюциюМаяк-ий встретил восторженно. Во время рев-ции и гражданской войны он переименовал кубофутуристов в комфутов (коммунистов-футуристов).Потом он создал ЛЕФ — левый фронт иск-ва, кот-й должен был объединить, по его мысли, близких рев-ции деятелей ку-ры — не только писателей, но и музыкантов, художников, театральных и кинорежиссёров. Потом ЛЕФа ему показалось мало, захотелось стать «левее ЛЕФа», и он создал «Новый ЛЕФ», Потом ещё раз переформировал свою группу и переименовал её в РЕФ — революционный фронт искусства. Задача поэта облекать в стихотворную форму политический лозунг, агитационный плакат, торговую рекламу, текущую информацию, сатирический фельетон, писать оды в честь руководителей партии большевиков и революционных праздников. В первых послеоктябрьских стихах Маяк-ий называет свои стихи маршами и приказами: «Наш марш», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Приказ № 2 по армии искусств». Стихи Маяк-го первых послереволюционных лет звучат как ораторская речь на митинге. Из его стихов почти исчезает «я», которому предпочитается «мы». Маяк-ий говорит как бы от имени новой породы людей, кот. вызвана к жизни рев-цией. В 1918 г. он пишет пьесу «Мистерия Буфф».Мистерия — площадная инсценировка библейских сюжетов, а слово «Буфф» отсылало к традиции веселого циркового представления. Два плана, возвышенно-религиозный и комически-цирковой, определили сод-е и поэтику этой вещи. Местом действия объявлена «вся вселенная», которую бороздит ковчег в поисках «Земли обетованной». Таковой оказывается в итоге «Мир-коммунар», то есть земля, сполоснутая рев-цией — «прачкой святой» — и превращенная во вселенскую Коммуну. Вдогонку «Мистерии» он пишет героическую поэму «150млн» (1919), вдохновляясь перспективами приблизившейся мировой рев-ции (революционный пожар в 1919 г. уже полыхал в Болгарии, Венгрии, Германии). Главный герой поэмы — стопятидесятимиллионный народ России, сплоченный в «единого Ивана», сокрушал оплот мировой буржуазии — Америку. М написал 2 сатирич-х пьесы «Клоп» и «Баня». В пьесе “Клоп” 1929 г. поэт объявляет непримиримую войну мещанству во всех его проявл-ях. “Бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених”, Присыпкин, переименовавшийся в Пьера Скрипкина, в действиях и речах выявляет свою обывательскую сущность. Обитатели “молодняцкого” общежития, люди из будущего, в кот-е зритель попадает вместе с героями пьесы, воспринимают Присыпкина и микроб мещанства, кот-м он поражен, как явл-я, не совместимые с законами, взглядами, укладом жизни нового общ-ва. Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный хар-тер. Пьеса “Баня” (1930 г.) направлена на не менее опасное явление — бюрократизм. Пьеса — сплав мечты и действит-сти, переплетение настоящего и будущего. Это достигается использов-ем фантастики, кот-ая вплетается в реальную жизнь изобретателя Чудакова и его товарищей. Все действие сводится к борьбе за машину времени, создаваемую Чудаковым, кот-я позволит увидеть будущее, убедиться в реальности мечты, приближаемой каждодневно беззаветным трудом тысяч людей. Острый конфликт между настоящими строителями нового общ-ва и Победоносиковым, стоящим на пути общ-ва к будущему, разрастается в решительную схватку новых норм жизни с бюрократизмом, с победоносиковщиной. Фантастичность сюжета позволяет поэту показать неприемлемость бюрократич-х начал для общ-ва будущего: машина времени сбрасывает тех, “что не нужны для коммунизма”. Политич-я острота в постановке проблемы, меткость поэтич-го слова, изобретательность в создании сценического действия — отличительные особ-сти и этой пьесы М.

 

17.Основные тенденции развития русского реализма конца 19-начала 20 веков: основные представители, художественная практика. Творчество И.Бунина.Реализм в РЛ принадлежит к нестареющим и вечным явлениям, и в конце XIX - начале XX вв. в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова он переживает мощный взлет. У Толстого: пр-ния «Воскресение», «Отец Сергий», «Дьявол». У Чехова: пьеса «Вишневый сад», рассказы «Архиерей», «Невеста» (1903г). Позже в русскую литературу входит группа молодых писателей, продолжающих традиции классического реализма. Это В.Г. Короленко, А.И. Куприн, М. Горький, И.А. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, В. Вересаев, Л. Андреев. В пр-ниях этих писателей своеобразно отразилось взаимодействие реалистического метода с новыми веяниями эпохи. В 1902 г. Горький стал одним из организаторов издательского товарищества «Знание», а с 1904 г. начал выпускать коллективные сборники прозы и поэзии. В центре творчества писателей-знаньевцев стояла тема напряженного сопротивления ч-ка окружающему его социальному злу, тема пробуждения сознания, становления личности. В девятнадцати сборниках «Знания», появившихся в 1904-1907 гг., сотрудничали Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, С. Гусев-Оренбургский, А. Куприн, А. Серафимович, М. Горький и другие. И.Бунин (1870-1953).Тв-во развивалось в двух направлениях: поэзия и проза. Поэзия символистская с влиянием импрессионизма. Проза – реалистическая. Свой литературный путь Бунин начинал как поэт. Самое раннее его стихотворение помечено 1883г. на первых порах он явился учеником Никитина, Кольцова, отчасти также Некрасова. Бунин следовал за ними в разработке крестьянской тематики, перенимал мотивы их лирики, подражал строю и ритмике их стихов. Находясь в гимназии, он пишет в январе 1886 г. стихотворение «На деревенском кладбище» - о тяжелой доле русского мужика. характерно одно из первых стихотворений Бунина, появившихся в печати, «Деревенский нищий» (1886). В центре его – скорбный образ старика-крестьянина, бездомного страдальца, которого слишком нужда одолела, вынужденного доживать свои дни на нищенские подаяния. Грустные раздумья о родине находим в ряде стихотворений «Родине» (1891), «Родина» (1896).Постепенно природа становилась для Бунина той целительной и благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущения своего единения, родства с ним. Воссоздавая картины русской природы и образ Родины, поэт не может освободиться от чувства скорби. «Да, край родной не радует теперь!» - восклицает он в стихотворении «В степи» (1889), сливая воедино чувство родины и чувство скорби по ней. В 1903 г. Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о ГАйавате» (1896) американского поэта Г. Лонгфелло, основанной на сказаниях североамериканских индейцев (в 1909 г. Академия наук изберет Бунина своим почетным членом). В 1903-1908 гг. возникли скорбные стихи о современности, о России, где все смещалось – «великое и подлое», деспотизм и рабство, покорность, героизм и жестокость. Печатая в 1908 г. небольшой стихотворный цикл «Русь», Бунин раскрывает сложный, противоречивый мир России. Замыкающее его стихотворение «Пустошь», пожалуй самое социально острое стихотворение Бунина тех лет. Тема народа и его страданий сочетается с лирически-скорбным голосом автора. Реалистическая поэзия Бунина была связана с мотивами, настроениями, образами и темами его прозы. К художественной прозе Бунин обратился в шестнадцать лет. Своеобразной лирикой в прозе были незаконченный набросок «Песня жаворонка» и сказка «Свет жизни» (1886 - 1887); в которых сделана попытка выразить юношеское упоение красотой природы, страстные, но смутные мечты о счастье, к творчеству. Полна лирического одушевления и первая любовная повесть Бунина «Увлечение» (1886 - 1887), на всем повествовании лежит отпечаток книжной подражательности. Тема первой любви – в сюжете повести «Первая любовь». Молодой Бунин выступил «писателем обиженных и угнетенных». Самые ранние эпические бунинские вещи, вроде рассказа «Нефедка» (1887) или очерков «Два странника» (1887 - 1889) и «Судорожный» (1891), вводим читателя с мир деревенской бедноты, нищих, бродяг, одиноких странников, обездоленного, бесприютного люда. Тема нравственной ответственности дворянской интеллигенции перед народом была поставлена в рассказах «Танта» (1893), «Вести с родины» (1895). Во многих произведениях писатель показывает запустение дворянской усадьбы, одичание ее последних обитателей («В поле»). В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого России. Написаны рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Захар Воробьев» и другие. В них запечатлена красота русской природы, трагедия нищего, обездоленного народа. Наиболее яркое выражение проблемы крушения устоев дворянского общества видим в рассказе «Антоновские яблоки». Бунин сожалеет об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Лучшие воспоминания Бунина о прежней жизни пропитаны запахом антоновских яблок. В рассказах «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско» и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, мир человеческих страстей. В середине 1910-х годов он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной действительности. В рассказах «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско» и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, мир человеческих страстей. С мельчайшими подробностями описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. В центре произведения собирательный образ американского буржуа-миллионера, у которого нет даже собственного имени, так как его никто не запомнил. Общество потребителей вытравило в себе все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Октябрьскую революцию Бунин воспринял как социальную драму. В 1920 году эмигрировал во Францию. Там он продолжает свою творческую деятельность, создает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Косцы», «Лапти», пишет цикл новелл «Темные аллеи». В сборнике «Темные аллеи» главная тема — любовь. Книга «Темные аллеи» — это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские — вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их чувствам. Рассказы поражают разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее («Таня»); скоротечные дачные увлечения («Зойка и Валерия»); краткий однодневный роман («Антигона», «Визитные карточки»); страсть, доводящая до самоубийства («Галя Ганская»); простодушная исповедь малолетней проститутки («Мадрид»). Героиня рассказа «Холодная осень», потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное — «ненужный сон». В повести «Суходол» писатель пересматривает традицию поэтизации усадебной жизни. Идейная направленность произведения противоречива, ибо Бунин, правдиво рисуя ужасы крепостного права, жестокость и вырождение хозяев усадьбы, стремится в то же время обосновать мысль о кровном единстве помещиков и крестьян, об особой близости их бытового уклада и психики. Суходольская хроника преломлена через восприятие бывшей крепостной Натальи. Она покорна господам, неспособна к осуждению и протесту. Хрущевы слывут добрейшими господами. С другой стороны, они держат в страхе своих крестьян. В семье Хрущевых много странностей: сходит с ума дед, Тоня и Наталья то ли от скуки, то ли от любви. Дом столбовых дворян угрюм и мрачен, как и жизнь его обитателей. Кажется, что суходольцы живут в изоляции от окружающего мира. Во всей деревне такое же запустение, как и в их душах, смерть старого Хрущева, убитого Гевраськой, предопределены самой судьбой. Женщины, доживая свой век, живут одними воспоминаниями о прошлом. Над романом «Жизнь Арсеньева» Бунин работал долго, с перерывами. Роман строится как свободный лирико-философский монолог, где нет привычных героев, где невозможно выделить сюжет в обычном понимании этого слева. Но «Жизнь Арсеньева» не просто лирический дневник далеких дней. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учеба в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для философской, религиозной и этической концепции Бунина. Автобиографический материал преображен писателем. Из множества миниатюр складывается огромная мозаичная картина России.«Жизнь Арсеньева» посвящена путешествию души юного героя, необыкновенно свежо и остро воспринимающего мир. Страстное и глубокое чувство пронизывает последнюю, пятую книгу романа — «Лика». В основу ее легли переживания самого Бунина, его юношеская любовь к Варе Пащенко. Время бессильно убить подлинное чувство. «Недавно я видел ее во сне — единственный раз за всю свою долгую жизнь без нее» — так заканчивается «Жизнь Арсеньева». В романе смерть и забвение отступают перед силой любви, перед обостренным чувством — героя и автора — жизни. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.

 

18.Творчество С.Есенина. Проблематика. Художественное своеобразие.С.Есенин (1895-1925) Род в Рязанской губ-нии в крест семье. Учился в земской школе в с. Константинове, церковно-учительской в Спас-Клепиках, переезд в Москву. Это крестьянская элита! Там он работал помощником корректора в типографии Сытина, посещал собрания Суриковского кружка и лекции в народном университете Шанявского. (Суриковский кружок был основан в 1872 г. известным крестьянским поэтом Иваном Захаровичем. Суриковым как литературное объединение писателей из народа). Его ранние стихи были перепевами Кольцова, Надсона, подражательной разработкой фольклорных мотивов и жанров. В них было много безвкусицы и провинциализма. Довольно быстро осознал их ограниченность. Важный момент - знакомство с Блоком и Клюевым. Блок дал ему рекомендацию, и в конце 1915 г. Есенин издал в Петербурге первую книгу стихов — «Радуница». Вскоре он был радушно принят в петербургских салонах, а критика заговорила о нем как о «рязанском Леле». Первый период тв-ва Е. (1914-1916) называют китежским. (Клюев увлек Е. ролью салонного поэта: необходимо играть роль «пастушка» — сапоги, поддевка, крестьянский говорок. 1) Клюев учитывал возникшую моду на все «национальное», рассчитывая тем самым завоевать место в литературной среде. 2)Клюев, считавший себя представителем др/рус к-ры, звал Е. уйти в народ от испорченной городской ц-ции). Тво-во этого периода отражает св-венное рус-му ч-ку двоемирие. В быту - он язычник, но верит в Христа и ходит в храм. В центре есенинского мира- «голубая» Русь, крестьянская изба с образами («В хате»). Глав мотив - благодать («Черная, потом пропахшая выть!»). Пейзаж статичный; построен на метафоре. Христос ходит среди людей и зовет героя в дубравы. Лирич-й герой ранних стихов Е. предстает чаще всего в 2 ипостасях: 1. богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу и 2. Пастух-язычнык, (пастух-пастырь, он сопричастен делам Христа): Я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья. Языч-е и христианское сливаются в образе «двойного чувствования». Пример двойного чувствования – стих-е раннего Е. «Песнь о собаке» (1915), в котором ощенившаяся рыжая сука предстает едва ли не Богородицей. У нее топят щенков, и один из них, уподобленный рыжему месяцу в небе, оказывается взятым на небо. Трагедия собаки спроецирована на евангельский сюжет. Второй период - 1916 - 1919 гг. Есенин-утопист. поиск идеала -царства всеобщего счастья, земного рая. Идея России-Инонии, иной Руси (страна предков, мифологическая вечность). В маленьких поэмах «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Сельский часослов», «Инония», «Иорданская голубица». Говорит о богом избранной стране России, кот. должна стать земным раем. Христос близок русской рев-ции - он в яслях родился и в свои заскорузлые руки принял его мужик. В стихах и поэмах этого периода важен образ Иисуса-младенца и - параллельно - образ отелившегося неба: «Отелившееся небо лижет красного телка». Рождается новая Россия и несет миру Третий - крестьянский - завет. Новый бог - крестьянский, коровий, без креста и мук, поэтому звучит богохульство: «Я выплевываю причастие». 1918 г. гр.война – конфликт с Клюевым, разуверился в утопии. Антиутопия. В стих-нии «Кобыльи корабли» Третий завет обернулся мором. Лошади мрут на улицах городов - Апокалипсисис: «бешеное зарево трупов»). Кто повинен? Стихия Октября(Метафора: сгложет рощи октябрьский ветр). Он отрекается от февральских и октябрьских иллюзий. 1919г собственный поэтический манифест - «Ключи Марии». В «Ключах Марии» он писал о древнем ч-ке и его мифологии, тайну которой знала древняя славянская культура пастухов и земледельцев. Это искусство было связано с небом .Остатки этой культуры хранит русская деревня (Это крестьянский фольклор - основа русской образности), кот. в эпоху буржуазной, «городской», цивилизации умирает, «как выплеснутая волной на берег земли рыба». Знакомится с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем. (примерно 1920-1924 период имажинизма)Имажинисты утверждают мысль о самоценности образа в поэзии (содержание - слепая кишка искусства). Образ построен на логике, талант и интуиция - вещи сомнительные. Изгонялась и категория прекрасного, приветствовался антиэстетизм и физиологичность образа. В определенном смысле Есенин следовал этим принципам: «Солнце стынет, как лужа, которую напрудил мерин», «Над рощами, как корова, хвост задрала заря». «Имажинистский» период творчества Е. начинается превращением инока и пастуха в хулигана. 1920г. стих-я «Хулиган», «Исповедь хулигана». В них меняется не только лирический герой, но и пейзаж, кот. становится неуютным, мрачным, враждебным. Есенин усиливает мотив своей отверженности, называя себя разбойником, конокрадом, вором, хамом, шарлатаном, скандалистом. Но при этом всячески подчеркивает, что в душе он остался по-прежнему деревенским ч-ком. В 1920г. он начал работать над драматич-й поэмой «Пугачев», но его интересовал Нестор Махно, кот-го тогда наз-ли новым Пугачевым. Но писать поэму о нем было слишком опасно. Е. видел в Махно возможность третьего пути в рев-ции, но она разрушилась. 1922—1923 гг. цикл стихов «Москва кабацкая».(МК) (чувство безысходного тупика) Парадоксальное соединением темы пьяного распада с изумительной поэтической силой. Распад в «МК» по-азиатски жесток и разгулен. Одно из самых выразительных стихотворений цикла так и заканчивалось: Ты, Рассея моя... Рас-сея... Азиатская сторона. Столь же жесток в этом цикле и лирич-й герой Е. Очищение к герою «МК» могло прийти только через смерть и религиозное возвращение к утраченной национальной почве. «Русь советская» в творчестве С. Есенина Е. встретил рев-цию восторженно. Вначале он говорит о богом избранной стране России, кот. должна стать земным раем. В стихах и поэмах этого периода важен образ Иисуса-младенца и - параллельно - образ отелившегося неба: «Отелившееся небо лижет красного телка». Но гражд война охладила пыл. В стих-нии «Кобыльи корабли» Рай обернулся мором. Лошади мрут на улицах городов - Апокалипсисис: «бешеное зарево трупов»). Кто повинен? Стихия Октября(Метафора: сгложет рощи октябрьский ветр). Он отрекается от февральских и октябрьских иллюзий. Был близок к эссерам. Рассматривал республику Махно как новый путь России. После путешествия в Америку, В 1924-1925 гг. Попытка преодолеть свое несовпадение с действительностью. Концепция «принимаю».Делает миротворческий жест в сторону большевиков и пытается приобщиться к новой России. Е. пишет своего рода маленькую лирическую трилогию — «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь уходящая», — в которой впервые обращается к жизни советской деревни. Этой деревне чужд язык Е.ской утопии, что и рождало горькое признание: «Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я словно иностранец». Или, как он подытожил в другом стих-нии: «Кто я? Что я? Разве лишь мечтатель, / Синь очей утративший во мгле». Он пишет о «стальной Руси», о том, как хочется ему «задрав штаны, бежать за комсомолом», В «Письме к женщине» Е. вообще склонен осудить себя за то, что остался в стороне от борьбы за будущее, усилий заговорить новым языком. Последние крупные вещи Есенина носят финальный характер. В 1925 г. он — одно за другим — пишет цикл «Персидские мотивы», поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек». В «Персидских мотивах», возникает условная, придуманная Персия — страна поэзии и любви, иллюзорный мир покоя и тишины. В «Черном человеке» предметом изображения становилась пустая, обесцененная жизнь, перед лицом которой стихи изобличаются как нечто иллюзорное и лживое. Двойник поэта, Черный человек признается с циничным хладнокровием. Есенин мучительно ощущал, что проживает судьбу какого-то «авантюриста», «прохвоста и забулдыги». До сих пор это было маской. В «Черном человеке» маска приросла к лицу и отдиралась с кровью и мясом. «Анну Снегину» Есенин задумал как эпическое, «некрасовское» повествование из крестьянской жизни, но в итоге создал лирическую исповедь. Сюжет «Анны Снегиной» разворачивается на фоне борьбы мужиков за землю в 1917 г. Герой поэмы, двойник самого Есенина, которого тоже зовут Сергей, возвращается на отдых в родные места. Его друг Прон Оглоблин отправляется с ним в имение помещицы Снегиной (с которой у Сергея когда-то был роман) брать землю. Три любящих друг друга человека сталкиваются в мучительном конфликте — с тем, чтобы в итоге расстаться навсегда: Анна уезжает в Лондон, Сергей — в столицу, Прон убит белыми. Анна из эмиграции присылает ему письмо с признанием". «Но вы мне по-прежнему милы, / Как родина и как весна». И если в начале поэмы звучит обида на жизнь, в которой так мало любви («Но мало любили нас»), то в конце утверждается обратное: (Мы все в эти годы любили, /Но, значит, любили и нас). Автор «Анны Снегиной» прощает жизни все, что в ней «не сбылось», благословляя ее.

 



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал