Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэзия Н.А. Некрасова.






Н.(1821-1877).Н. был народным поэтом, сатириком. В его тв-ве ракр след темы:

1) самая глобальная в его тв-ве - тема народа: («Тройка», «В дороге», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»). Его ранняя лирика посвящена судьбам отдельных людей, а стихи превращаются в небольшие монологи, новеллы в стихотворной форме. «В дороге» – ямщик жалуется на свою жизнь (жена – крестьянка, выросшая в барском доме и сама ставшая «полубарыней» не уживается с мужиком). «Тройка» – тема загубленной юности (девушка-крестьянка мечтает о большой любви, а Некрасов прочит девушке судьбу крестьянки со строгим мужем, на которой будет тяжким грузом висеть непосильный труд и суровый быт). «Размышления у парадного подъезда» - (Вот парадный подъезд. По торжественным дням,/ Одержимый холопским недугом,/ Целый город с каким-то испугом/ Подъезжает к заветным дверям;/ Записав своё имя и званье/ Разъезжаются гости домой,/ Так глубо́ко довольны собой,/ Что подумаешь — в том их призванье!) В стихотворении описано явление ходоков к дверям власти, то есть к парадному подъезду. (Раз я видел, сюда мужики подошли,/ Деревенские русские люди,/ Помолились на церковь и стали вдали,/ Свесив русые головы к гру́ди;) Они уверены, что найдут у государства помощь и поддержку, что оно установит истину и справедливость. Но на деле их не пропускает швейцар. (Показался швейцар. «Допусти», — говорят/ С выраженьем надежды и муки./ Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!/ Загорелые лица и руки,/ Армячишка худой на плечах,/ По котомке на спинах согнутых,/ Крест на шее и кровь на ногах,/ В самодельные лапти обутых/ (Знать, брели-то долго́нько они/ Из каких-нибудь дальних губерний)./ Кто-то крикнул швейцару: «Гони!/ Наш не любит оборванной черни!»). Тема произвола помещиков, тема униженности народа, его забитости. «Железная дорога», которое стало одним из известнейших. Сюжет стихотворения укладывается в маленький эпиграф – на вопрос мальчика, обращённый к папаше-генералу о том, кто строил железную дорогу из Москвы в Петербург, последний отвечает, что строил её граф Клейнмихель. Само стихотворение представляет собой реакцию негодования лирического героя на такой ответ. Он решил открыть Ване глаза на правду, явив ему картины строителей дороги: «Труд этот, Ваня, был страшно громаден, / Не по плечу одному». В воображении ребёнка предстают мистические картины: мертвецы бегут за поездом. Среди всей этой массы выделяются отдельные фигуры, например, белорус, долбящий лопатой мёрзлую землю. Всё это воздействует на душу ребёнка сильнейшим образом, недаром он говорит: «Видел, папаша, я сон удивительный». Однако отцу вовсе не нравится позиция лирического героя, и монолог последнего перерастает в полемику о России и пути её прогресса. Но спора с отцом мальчика лирич герой избегает («я говорю не для вас, а для Вани»). Автор взывает к молодому поколению задуматься о судьбах простых людей.



2) тема врагов народа. Среди этих произв-й: «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Филантроп», «Секрет!», «Нравственный ч-к». В «Нравственном ч-ке» герой сам о себе говорит. Поэт «приближается» к своему герою с издевкой: намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей. Его герой сам себя разоблачает. Живя согласно с строгою моралью,/ Я никому не сделал в жизни зла./ Жена моя, закрыв лицо вуалью,/ Под вечерок к любовнику пошла;/ Я в дом к нему с полицией прокрался/ И уличил.. . Он вызвал: я не дрался!/ Она слегла в постель и умерла,/ Истерзана позором и печалью/ Живя согласно с строгою моралью,/ Я никому не сделал в жизни зла.

3) тема любви. Говоря о теме любви, Н. оригинален: поэтизируя взлеты любви, не обходит вниманием и ту «прозу», кот-я «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди»: Мы с тобой бестолковые люди:/ Что минута, то вспышка готова!/ Облегченье взволнованной груди,/ Неразумное, резкое слово.). В его стихах рядом с любящим героем появ-ся образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой («Я не люблю иронии твоей…»). А потому и отнош-я м-у любящими в лирике Н. сложные: духовная близость сменяется размолвкой с ссорой, герои часто не понимают друг друга и это непонимание омрачает их любовь Проводится мысль, что счастливой любви нет, о неизбежности прозы в любви. Это приводит лирич-го героя к ощущению надлома.



4) Тема назначения поэта и поэзии («Муза», «Поэт и гражданин», «Элегия»). Н. считает, что быть поэтом — это священный жребий, долг, в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки: Поэтом можешь ты не быть,//Но Гражданином быть обязан. «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н.А.Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».Стих-е написано шестистопным ямбом с парной рифмовкой, т.е. Александрийским стихом – торжественный размер эпохи классицизма. Это декларация отношения Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Защита прав простых людей – первоочередная задача поэзии: «Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! Не стАреет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, как тощие стада по скошенным лугам, оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!..». В стихотворении много восклицаний, есть риторические вопросы («К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира?..», «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..», (об отмене крепостного права 1961 года). «Элегия» написана в 1874 году, но изменилось ли положение народа за десятилетие? Бедственное положение народа («Как тощие стада по скошенным лугам»). Антитеза («Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет»). Противопоставляются толпа и сильные мира сего и простой народ, голос которого никто не слышит. Борьбу за народное счастье поэт приравнивает к воинскому подвигу («Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба»). В «Элегии» поэт подводит своеобразный итог: «Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен…».

Т.обр, в поэзии Некрасова отражены ведущие кач-ва поэта-гражданина: демократизм, реализм, народность, гуманизм. Ведущие темы его тв-ва: Родины, народа, поэта и поэзии, женской доли, о городских бедняках, пейзажная и интимная лирика.

 



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал