Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тв-во Н.В.Гоголя.




Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), (романтические настроения, лиризм и юмор). Повести из сборника «Миргород» открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. Тематика «Вечеров» — нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь»), казачества («Страшная месть») и мелкого поместного дворянства («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). Отражая народные представления и собственные мечты о справедливых социальных отношениях, об идеальном человеке, прекрасном физически и нравственно, Гоголь в «Вечерах…» возвышает добро над злом, отвагу над трусостью, энергию над ленью и праздностью, одухотворенную любовь над грубой чувственностью. В «Вечерах…» герои во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Чертям, ведьмам, русалкам придаются реальные человеческие свойства. Так, черт из повести «Ночь перед рождеством» «спереди — совершенный немец», а «сзади — губернский стряпчий в мундире». Романтический принцип: быт не в его повседневности, а в праздничности, исключительности. Ярмарка, Иванов вечер, гуляние парубков и дивчин в майскую ночь, колядки. Но ведущими героями «Вечеров…» являются характеры могучие духом, широкие по своей натуре, волевые, цельные, вроде кузнеца Вакулы («Ночь перед рождеством»), умные, смелые, ловкие, как Грицко Голопупенко («Сорочинская ярмарка»), поэтические, подобно Левко и Ганне («Майская ночь, или Утопленница»). Действующие лица «Вечеров…» чаще рисуются в одностороннем преувеличении их психологических свойств. В «Миргороде» В «Старосветских помещиках» и в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — обличение замкнутого, паразитического существования, духовного примитивизма, убожества мелкопоместного дворянства и уездного чиновничества. Основной прием — противоречие между отрицательной сущностью изображаемых характеров предметов и преувеличенной похвалой их несуществующих достоинств. «Вий». В этой повести в сложной форме художественного сплава реализма и романтизма, быта и фантастики, отображается извечная борьба добра со злом, человеческого с бесчеловечным, как она воспринимается в народных представлениях. Все «Петербургские повести» связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя (разночинца, «маленького» человека), целостностью ведущего идейного пафоса (развращающая сила денег, разоблачение несправедливости общественной системы). При главенстве сатирического принципа изображения Гоголь обращается к фантастике и приему крайнего контраста. Но фантастика подчинена здесь реализму. «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего», Портрет, Коляска. Повесть «Шинель» тема - положение «маленького» человека; идея — духовное подавление, обезличение человеческой личности в условиях антагонистического общества. Гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. Башмачкин - переписчик, труженик, терпит обиды и унижения от «значительных лиц», от глумящихся над ним молодых чиновников, от уличных грабителей, снявших с него новую шинель. Писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать протест даже самого тишайшего горемыки. В критике комедию Гоголя " Ревизор" принято называть лучшей социальной комедией своего времени. Высокий реализм тесно слился в " Ревизоре" с сатирой, сатира - с воплощением социальных идей. В основе сюжета " Ревизора" лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но Хлестаков ни за кого себя не выдает. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего. Основным импульсом развития комедии является страх чиновников. только страх способен сплотить этих людей. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе - все это показано в " Ревизоре" в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование. Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». В основу конфликта поэмы Гоголь положил главное противоречие современной ему действительности между исполинскими духовными силами народа и его закабаленностью. Реализуя этот конфликт, он обратился к самым насущным проблемам того периода: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношениям крестьянства с властями, судьбам народа в России. В поэме Гоголя «Мертвые души» выведена целая галерея типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова - чиновника, скупающего «мертвые души». Название поэмы многозначно: 1. это души тех помещиков и чиновников, кот-х посещает Чичиков, 2. это души крестьян, кот-х скупает Чичиков, 3. это филос-й вопрос о том, что убивает человеч-ю душу и что может ее оживить. Всех персонажей можно поделить на 2 группы: 1-я связана с мотивом мертвого, неподвижного начала, напр, Манилов, Коробочка. 2-я группа – те персонажи, кот-е связаны с мотивом движ-я - Плюшкин, Чичиков, автор. Автор часто сравнивает своих героев с вещами или с животными. Не случайно галерею помещиков открывает Манилов – он нейтрален, он не имеет к-л яркой черты. Не случайно завершает галерею Плюшкин. Биография Плюшкина – это биография утрат: в начале умирает его жена, затем дочь убегает с военным, сын проигрывает казенные деньги. Г. оригинальным образом разрабатывает известный в мировой лит-ре тип «скупого богача». Плюшкин не собирает богатств, он собирает мусор. Итог Плюшкина – это итог человеч-й жизни, от деятельности ч-ка остается куча мусора. Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя — Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников — эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение. Чичиков – новый герой в жизни и в лит-ре. Г. создает образ совр-го ч-ка, все плутни кот-го во имя копейки. Автор называет своего героя подлецом, хотя в Чичикове есть и привлекат-е черты: он деятелен, недоволен своим положением и стремится изменить его к лучшему. Но за «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера. Художественный метод Гоголя эволюционировал от реализма к духовному реализму. В том виде, в котором " Мертвые души" предстали перед читателем, это произведение соединило в себе элементы различных жанров. Это и эпическое масштабное произведение, и плутовской роман, и лирическая поэма, и социально-психологический роман, и повесть, и сатирическое произведение. Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе. + «Тарас Бульба»


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал