Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тихий Дон» М.А.Шолохова как роман-эпопея о судьбе донского казачества в годы революции и гражданской войны.






1926-1940гг. Жанр: роман-эпопея. Сочетаются романное (судьба семей) и эпопейное (изображение судьбы народа в исторически переломный монументально значимый период) начало. К р-ну Шолохов подступал издалека. В 1926г Ш начал работу над р-ном «Донщина», в кот-м описывал участие казаков в походе белого генерала Корнилова на Петроград. Но писатель понял, ч то объяснить мотивы, подтолкнувшие казачество к этому выступлению, он сможет, только если изобразит довоенную жизнь казаков. Шолохов утверждал, что он не идеализирует, а ребиалитирует казачество. В р-не соч 2 типа времени: циклическое (природное: казак-земледелец живет от весны до зимы) и историческое (казак-воин, кот отрывают от земли и призывают на воинскую службу). НО! Веками сложившаяся гармония природного и социальная (циклического и истор) нарушается. Так, Григ Мелехов 8 раз бежит от войны домой: то с белыми, то с красными – возвращается домой, когда надо пахать, сеять, косить. Хронол рамки повеств: май 1912г – март 1922г. Май – маета, начало активных полевых работ. Март – предвестие новой жизни. Практически круг замыкается. – циклическое время. Эти 10 лет ровно пополам делятся октябрем 1917г. Хотя события Октябр рев-ция изображены не прямо через Григория, но это истор событие, кот нарушает циклический ход времени. Эпиграфы. Первую книгу р-на открывают эпиграфы, кот задают тон всему 1му тому р-на. Это старин казач песни, кот предваряют рассказ о братоубийственной войне. ни связаны с названием р-на и подчеркивают его внутреннее противоречие. Оксюморон: Дон не мб тихим, особ-но в период рев-ции. В первом эпиграфе показано, почему он не тихий, а во втором – причина: мир сломался. Название и эпиграф – сост единый смысловой узел. Григорий Мелехов – центр перс-ж р-на. Он внешне похож на отца, и, значит несет в себе идею продолжения казачьего рода. НО есть в нем что-то, что все время выделяет его из казачьей среды. Это что-то подчеркивается как турецкая кровь. Мелеховский курень стоял на самом краю хутора. Он принадлежит казачьему миру, но повернут и к другому миру. В портрете Григория тоже подчеркивается самобытность, индивидуальность. «Вислый коршунячий нос, подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул, обтянутые румянеющей кожей». Портрет чеканный, монументальный Григорий Он особенно чувствителен к чужой боли. Он не противится, когда родители женят его на Наталье. Но жить с ней не может. Григорий с Аксиньей уходят в Ягодное – именье Листницких, а Наталья остается жить с Мелеховыми. Эти две женщины отныне будут играть в жизни Григория 2 важные, но принцип-но противоположные роли: одна – Наталья – тянет его к дому, к семье. Это центростремительная сила, она бережет ту ось, к кот он должен возвращаться. А Аксинья – роль центробежной силы. Она тянет его за грань хутора. Все ост жен персонажи – те же роли. Центростремит-я: Ильинишна (из тихой женщины – роль возрастает,) Тип разрушительницы: Дарья. В переводе с греч.: Аксинья+ Ксения – чужая В пер с лат: Наталья – родная. Уйдя из хутора с Аксиньей в Ягодное, Григорий оторвался от земли. Легкая, сытая жизнь его портила: он растолстел и выглядел старше своих лет. Он все время чувствует себя прислужником. Охота: ранняя весна, охота на волка. В азарте охоты он понимает, что скачет по своему наделу и сердце сжимается. Азарт охоты сменяется с сожалением о том, что не может работать на земле. Григорий уходит на службу. Здесь он – храбрый воин, настоящий мужчина. Но противостоит бессмысленной, садисткой жестокости. (Вазмистр, Франя, пленный австриец) Но война есть война и Григорий тоже убивает, и долго помнит своего первого убитого австрийца. При этом нет сомнений в его храбрости: во время 1 мир войны он становится полным георгиевским кавалером (полный бант – 4 медали). Практически солдатский герой. Выносит с поля офицера, хотя сам ранен. Частично теряет зрение – Москва, клиника Снегирева. Григорий все время нах в противостоянии: противостоит ученым людям и в среде белых, и красных. Он не будет своим ни там, ни там. Он – природный человек. Столкновением с учеными людьми заканчивается его пребывание в клинике. Усугубляется душевный разлад разрывом с Аксиньей. Вернувшись в Ягодное он избивает молодого Листницского, оскорбляет Аксинью и возвращается в семью. 2том События 1917г. (к. 16го – апрель 18го). Революция касается Григория вскользь, ее события показаны через восприятие Бунчука, Листницкого или самого автора. Страшна не роев-ция, а то, что после нее – братоубийственная война. Будучи среи красных, Григорий становится свидлетелем того, как Подтелков зарубил пленного полковника Чернецова. Григорий пытается броситься на Подтелкова с наганом. Примкнув к белым, Гигорий видит, как идет на казнь Подтелков. Единственная возможность спастись, вырваться из этого – возвращение к земле. Заканчивается второй том описанием могилы красноармейца Валета – какой-то старик установил над ней «часовню»… «В годину смуты и разврата не осудите братья брата» 3 том Верхнедонское восстание казаков против советской власти. Это уже борьба не за правду, а за выживание. Правда, честь, совесть – это все ушло. Символ этой книги – огонь. В татарском, н-р, горит дом за домом. Григорий становится одним из лидеров верхнедонского восстания, но он – чужой для его руководителей. Его не зовут на собрание, и тп В этой ситуации сплошного огня и пожара Григорий пытается жить в согласии с сердцем. До него доходит слух, что поймали Мишку Кошевого, кот убил его брата. И он мчится в хутор, чтоб защитить Мишку от расправы. Узнает, что Дарья застрелила Котлярова, Григорий чуть на зарубил ее. Нарастающий трагизм связан со смертью Натальи, умирает мать, в доме Мелеховых хозяйничает Дуняшка и ее муж – Мишка Кошевой. Сам Григорий переболел тифом. Он устал и возвращается домой: ему к земле, к детишкам. Но Кошевой предлагает ему зарегистрироваться в ЧК, как белому офицеру, а сестра предупреждает, что его арестуют и убьют. Григорий примкнул к банде Фомина. Вывод страшный: ничего нет, ни белых, ни красных, Бога нет. Отстает от банды. Его последняя надежда – Аксинья. Они вместе отправляются на Кубань. Надежда иллюзорна. Они передвигаются по ночам, а днем спят. Это приравнивает их к темному миру. Аксинья сплела венок – кладет его у изголовья Григория. Ночью Аксинья погибает. Мелехов хоронит ее и видит: черное небо и ослепительно сияющий диск солнца. Черное небо – подземное царство. Когда хоронит Аксинью, считает, что жить ему недолго. У него болит сердце, боль лечит тем, что ложится на землю – подчеркивается природность. Возвращается к детям. Остался только сын. Отец и сын на пороге разрушенного дома – завершение р-на. Мишатка похож на отца и на деда. Род Мелеховых продолжается. Открытый финал. Обобщенно-символическое значение. Споры вокруг р-на: Вокруг открытого финала р-на. О причинах трагедии Мелехова. (теория отщепенства – ГМ не такой как все, оторвался от казачества; - Лежнев, Лукин; теория заблуждения – ГМ ошибался, и из-за этого страдал – Емельянов, Бритиков, Эльсберг). Об авторстве р-на. Подозрение на плагиат. Возможные авторы: 1)Сергей Голоушев, критик. 2) изв казачий пис-ль, участник Белого движения Федор Крюков. В 1999 году Институту мировой л-ры им. А. М. Горького РАН удалось разыскать рукописи 1-й и 2-й книг «Т Дона». были проведены три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная, удостоверяющая подлинность рукописи и её принадлежность своему времени.

 

23. Творческий путь А. Солженицына. Солженицын Александр Исаевич (р. 1918)- рус. пис-ль, публицист, общественный деятель. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 г., получил звание капитана. В 1945 г. Солженицын был арестован за резкие отзывы об И. В. Сталине в письмах к другу и осуждён на восемь лет лагерей. После окончания срока заключения (1953) – в бессрочной ссылке, преподавал математику в Казахстане. В 1956 г. освобождён из ссылки, через год реабилитирован. Жил под Рязанью, в Рязани, затем в Москве. «Один день Ивана Денисовича». Повесть имела первоначальное название «Щ-854. (Один день одного зэка)» (1959; Щ-854 – лагерный номер заключённого). под названием «Один день Ивана Денисовича» была напечатана в журнале «Новый мир». Публикация рассказа стала историческим событием; на короткое время Солженицын был признан официально. Для него характерна высокая степень приспособляемости, но она не имеет ничего общего с униженностью и потерей человеческого достоинства. Герой не «стучит», никого не предает, и потому совесть его чиста. Солженицын вернул литературе право на учительство, и в этом его сходство с Львом Толстым. Действие повести умещается в один день, повествование ведётся от лица автора, но Солженицын прибегает к несобственно-прямой речи: в авторских словах слышится голос главного героя. Отличительная особенность повести в том, что о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чём-то обыденном, как будто хорошо известном читателю, что создаёт эффект присутствия. Все персонажи, за исключением главного героя, имеют прототипы среди людей, с которыми автор познакомился в лагере; документальность – отличительная особенность почти всех произведений писателя: жизнь более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел. Рассказ «Матрёнин двор» (1963) основан на реальных событиях из жизни: Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем. Матрёна – воплощение лучших черт русской крестьянки, её лицо подобно лику святой, а её дом соотнесён с ковчегом спасения библейского праведника Ноя. Матрёна – не узнанная праведница, которая всегда готова поделиться последним. В повести «Раковый корпус» (1963—66) отразились впечатления от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия – стенами больницы (такое сужение времени и пространства – отличительная черта многих произведений писателя). В романе «В круге первом» (1955—68), прототипами героев которого были заключённые «шарашки», где писатель отбывал срок, действие разворачивается накануне 1950 г. Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам. Сама действительность должна подтвердить бесчеловечность, мертвящую пустоту сталинского режима. В середине 1960-х гг. на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, и начались гонения на Солженицына. В 1970 г. он становится лауреатом Нобелевской премии. Публикация за рубежом книги «Архипелаг ГУЛаг» (1973—75), истории Главного управления лагерей и тюрем в Советском Союзе (1958—68), ставшая причиной новых преследований, – это и историческое исследование, и мемуары автора, и эпопея страданий мучеников ГУЛага, дань памяти тем, кто погиб в этом аду. Солженицын выступает в основном как собиратель историй, рассказанных множеством узников. История советских концлагерей ориентирована на текст Библии. В эмиграции Солженицын закончил четырёхчастную эпопею «Красное Колесо»: «Август Четырнадцатого», «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого» и «Апрель Семнадцатого». Одно и то же событие даётся в ней в восприятии нескольких персонажей, использована техника «монтажа»: репортаж, протокол, стенограмма; вымышленные персонажи соединены с историческими. В эпизоде отступления русской армии в августе 1914 г. оторвавшееся от телеги колесо становится символом безумия истории. Вслед за Л. Н. Толстым Солженицын противопоставляет актёрствующих политиканов разных партий рядовым людям, подчёркивая их роль в истории. Но солдаты и офицеры Толстого творили историю, не сознавая этого. Герои Солженицына стоят перед драматическим выбором: в истории действует не рок, а люди, и поэтому ничто не предопределено окончательно. В 1994 г. писатель вернулся в Россию. В книге «Россия в обвале» (1998) он резко критикует экономические реформы, размышляет о необходимости возрождения земства и русского национального сознания, в конце 1990-х гг. регулярно выступает с литературно-критическими статьями о творчестве русских прозаиков и поэтов. В ряде «двучастных» рассказов и повестей: «Молодняк» (1993), «Настенька» (1995), «Абрикосовое варенье», «Эго», «На краях» (все – 1994), «Желябугские выселки», «Адлиг Швенкиттен» (оба – 1998) описываются судьбы разных персонажей, вовлечённых в одни и те же события, но не ведающих об этом. Солженицын обращается к теме вины и ответственности человека за совершённые им поступки. Кроме того, С-ным были написаны публицистические эссе. Это: «Бодался телёнок с дубом (Очерки литературной жизни)», «Жить не по лжи», «Образова́ нщина», " Как нам обустроить Росиию" и др. «Жить не по лжи» - публ-ское эссе, обращённое к советской интеллигенции. Было написано 12 февраля 1974 года как ответ на организованную властями кампанию травли, которой была встречена публикация книги Архипелаг ГУЛаг. 18 февраля 1974 года эссе было опубликовано в газете Daily Express (Лондон), а в СССР распространялось через самиздат. Солженицын в данной работе говорил о том, что мы слишком трусливы, чтобы выйти на улицы и бастовать по примеру Запада. Что нам чужда мысль о том, что «станки будут пустовать». Что мы попросту боимся «оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки». Солженицын предлагал наиболее доступный, по его мнению, способ борьбы с режимом: «Самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Проблемы: 1) трусости перед властью; 2) псевдо свобода слова; 3) навязывание идеологии. В этом эссе он призывал каждого поступать так, чтобы из-под его пера не вышло ни единой фразы, «искривляющей правду», не высказывать подобной фразы ни устно, ни письменно, не цитировать ни единой мысли, которую он искренне не разделяет, не участвовать в политических акциях, которые не отвечают его желанию, не голосовать за тех, кто не достоин быть избранным. «Бодался телёнок с дубом (Очерки литературной жизни)» — автобиографическое произведение Александра Солженицына. В очерках описываются события с середины 1950-х по 1974 год включительно (высылка автора из СССР и начало жизни за границей). Значительную часть очерков занимает описание литературных встреч и событий, связанных с журналом «Новый мир» (в частности, подробно описана история публикации рассказа «Один день Ивана Денисовича») и его главным редактором А.Т. Твардовским. Смысл названия. Это первая половина русской пословицы " Бодался теленок с дубом, да рога запропастил". Солженицын отдает себя под защиту народной мудрости, но лукаво недоговаривает, оставляя " мораль" невысказанной. На самом деле, бодаясь с дубом, маленький теленок скорее отращивает рога. Эта книга, как и все солженицынское творчество, стоит под знаком русской пословицы и народного лукавства или народной же оглядчивости.

 

24. Поэзия И.Бродского. Осн.мотивы. Худ.своеобразие.Иосиф Бродский Годы жизни (24 мая 1940, Ленинград – 28янв 1996, Нью-Йорк). Русский и американский пот, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по лит-ре 1987г, поэт-лауреат США 1991-1992г. Основные произв-я: поэтич-е сборники: «Остановка в пустыне» (1967), «Конец прекрасной эпохи» (1972), «Часть речи» (1972), «Урания» (1987), «В окрестностях Антлантиды. Новые стихи» (1995); сборники эссе, новелл: «Меньше единицы» (1986), «Набережная неисцелимых» (1992); пьесы, переводы. В своей Нобелевской речи 1987г Бродский сформулировал основную задачу, стоявшую перед поэтами его поколения: «Мы стремились к созданию эффекта непрерывности ку-ры, к восстановлению его форм и тропов». Создание этого эффекта непрерывности означало для Бр. не возвращение к классич-й традиции русск реалистики 19в, а возрождение опыта модернизма в лице Ахматовой, Цветаевой, и др.Важной составляющей этого подхода стала мысль о поэте как инструменте яз. В этой позиции можно выделить 2 существенных положения. С одной стороны, согласно Б власть яз принципиально лишена этич-го содержания, т.е. яз безразличен к категориям добра и зла. Истинный поэт, верный яз, тоже будет индифферентен по отношению к категориям добра и зла. Т.о., позиция Бр в этом смысле тяготеет к принципам постмодернизма. С др стороны, в поязии Бр сам яз превращен в очищенную гармонизированную модель мира, кот-й живет по более совершенным законам, чем реальный мир. Здесь прослеживается подвластность поэт некой высшей безличной силе – Богу, Правде, Идеалу. А это важнейший закон классич-й эстетике. Среди важнейших поэтич-х тем в поэзии Бр можно выделить такие как смерть или утрата, время, пустота, пространство, свет, тема языка, тема поэзии и ис-ва. Философской и эстетич-й основой этих тем стала традиция Барокко. Лосев объясняет обращение Бр к опыту Барокко следующим образом: «Мировоззрение Бр определяет философия экзистенциализма Кьеркегора, Шестова и Достоевского». Но в русск поэзии не было средств для воплощения такого рода медитаций. В европейской поэзии проблематика экзистенциализма и метафизич-я проблематика эпохи Барокко имеют много общего: мысль об одиночестве ч-ка во вселенной, противостояние ч-ка и Бога. Для поэзии Барокко хар-на гипертрофически развернутая метафора. Кроме этого, ку-ра Барокко типологически схожа с постмодернистской ку-рой в целом. В Барокко, в постмод-зме, в поздней советской ку-ре очень значимо восприятие реальности как хрупкой иллюзии. Теме смерти в поэзии Бр отводится большое место. Нек-рые исследователи отмечают сходство поэтич-го лица Бр с миром английского поэта Джоном Доном. Начиная с ранних стихов, Бр смотрит на мир с т.з. смерти. Нр, в стихотворении «Июльское интермеццо» (1961) проводится мысль о том, что степень подлинности любой ценности проверяется ч-з мысленное сопоставление со смертью. Образ смерти возникает у Бр как логич-е завершение моментов боли и утраты, последующий хар-тер универсального ве-ва существования. Так, в ранней поэме «Холмы» (1962) Бр разворачивает философскую метафору бытия как стандартного перехода от страдания к смерти. Холмы -- это наши страданья./Холмы -- это наша любовь./ Холмы -- это крик, рыданье, / уходят, приходят вновь./ Свет и безмерность боли, / наша тоска и страх, / наши мечты и горе, / все это -- в их кустах./ < …> Присно, вчера и ныне/ по склону движемся мы./ Смерть -- это только равнины./ Жизнь -- холмы, холмы. В более поздних стихах эта философия выраж-ся в форме спокойного стоицизма, смирения. По Бр, способность ч-ка принять не прячась вместить в сознание мрак смерти, боль утрат как то, из чего сделана жизнь как ее существо – это единственный способ преодоления мрака и боли. Поэтому лирич-й герой Бр напряжено вглядывается в мрак, потому что только вглядываясь в темноту можно увидеть свет, только помня о конечности существования можно понять красоту жизни. Неизбежность превращения в ничто лишь усиливает сознание уникальности жизни ч-ка. Наиболее радикально Бр развил философскую тему, кот-я явл-ся цент-й как для Барокко, так и для постмод-зма, - тему мнимости реальности. Эта тема выразилась в осознании пустоты как неизбежной среду существования. Ничто - это предел времени и пространства. Пустота у Бр становится символом. Нр, в стихотворении «Бабочка» (1972), поэт, обращаясь к бабочке-однодневке, находит в ее краткой и обреченной красоте эквивалент бытия и тво-ва. Сходство бабочки со всем сущим, с поэтом и его стихами объясняется тем, что бабочка – есть воплощение пустоты, ничто. Ты лучше, чем Ничто./ Верней: ты ближе/ и зримее. Внутри же/ на все на сто/ ты родственна ему. Пустота Бр – это то, что ожидает ч-ка после смерти. Время в поэзии Бр выступает как разрушительная сила. Он буквально пишет: «время создано смертью». Эта связь воплощена во многих метафорах и сравнениях поэта: «будильник тикает, как мина», «время стирает, как резинка, не оставляющая следов». Будущее как рез-тат временного движ-я либо сравнивается с оледенением, либо отсутствует вообще. Прошлое предстает как память об утрате. Но парадокс Времени состоит, по Бр, в том, что будучи силой, кот-я несет утрату, отнимает у ч-ка все, время не только вбирает в себя человеч-ю жизнь, но и сохраняет ее как море и реки. Т.о., время несмотря на его разрушительный хар-тер оборачивается формой вечности. В лирике Бр трагич-й природе бытия противопоставляется концепция счастья, особенно ярко она воплощена в цикле «Римские элегии» (1981). Лирич-й герой Бр достигает гармонии с миром, попадая в вечный город. И знаком достигнутой гармонии становится образ света. Стихи Бр раннего периода характеризуются яркой эмоциональностью и динамичностью. Поэт большое внимание уделяет звуковой организации своих стихотворений. У него часто встречаются анафоры. И особый интонационный строй достигается повторениями одних и тех же слов и конструкций. К сер 60-х поэтич-й строй стихов Бр меняется. Появл-ся интонация спокойного размышления, происходит приближение поэтич-й речи к обыденной. Достигается этот эффект, прежде всего, за счет особого синтаксиса. Теперь синтаксич-я организация речи у него основана на многочисленных переносах. В прошлом веке этот прием служил средством создания иллюзии разговорной речи, т.е. был ритмико-интонационной фигурой. У Бр перенос превращается в естественную форму организации стихотворной речи. Отсюда сложный синтаксис, большое кол-во придаточных и вставных конструкций, кот-е сосредотачивают на себе внимание. Переносы в стихотворениях поэта изощренные, необычные, поскольку отрываются друг от друга и переносятся в др стихотворную строчку не только сам-ные части реи, но и служебные: предлоги отрываются от сущ, переносятся частицы и даже разрываются устойчивые конструкции. Итак, эстетика и поэтика Бр оказыв-ся не столько суммой признаков модерна, постмодерна и традиц-го ис-ва, сколько интегрированием всех этих худ-ных систем.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал