Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судьба деревни в русской литературе 20 в. (М. Шолохов, А. Платонов, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Быков).




Нравств-е искания в русской прозе 2й пол 20в тесно связаны с так называемой «деревенской прозой». Термин «деревенская проза» до сих пор явл спорным в науке о литературе. Очень часто его приравнивают к термину «крестьянская тема», считая деревенской прозой все произведения о сельских жителях. Но это неверно. Деревенская проза определяется не только темой, но и особой поэтикой. Сложилась поэтика деревенской прозы в л-ре 70х годов 20в. в творчестве таких писателей, как: Федор Абрамов, Василий Белов, Валентин Распутин, Борис Можаев, Василий Шукшин, Евгений Носов, Борис Екимов. Типология деревенской прозы. Это л-ра с реалистической доминантой. Допускается определенная доля условности: это привлечение символики и фольклора. Н-р: символика – царский листвень и хозяин острова в «Прощании с Матёрой», фольклор – «Сказка о пошехонцах» в «Привычном деле» Белова. Ведущий жанр – повесть или роман. Даже если это рассказ, он развернут во времени и тяготеет к повести. Повесть – жанр, рассказывающий о нескольких, наиболее значимых, событиях жизни героя. Тема связана с местом действия. Это деревня – послевоенная, нищая, бесправная. Вплоть до 60х гг колхозники не имели паспортов и не могли без специального разрешения не могли покидать место приписки. После того, как крестьянство получило паспорта, начался массовый отток населения из сельской местности в город. Деревни оставались полупустыми, там царила колхозная бесхозяйственность и почти поголовное, повальное пьянство. Основная тема – тема гибели деревни. Герой – деревенский человек, крестьянин. Для русской классической л-ры крестьянин всегда был воплощением близости к природе, к естественной жизни. Это тургеневский Калиныч из «Записок охотника». Этот герой для л-ры 19в был воплощением нравственности: няня Татьяны из «Онегина», крестьяне-правдоискатели из «Кому на Руси жить хорошо». Главное формула этого образа: «Золото, золото – сердце народное» (Некрасов). В деревенской прозе 20в появляется новый герой, в нем нет прежней цельности, красоты, силы. Он переживает внутренний надрыв, разлом: Иван Африканович из «Привычного дела». Таковы шукшинские герои – честные и искренние, но не приспособленные к жизни («Чудики»). Особенности сюжета. Исследование отношения характер-обстоятельство. Исследуется эта проблема в 2х основных направлениях: 1) «Кто виноват?» – кто виноват в проблемах рус деревни; 2) «Что делать?» –чтобы преодолеть По-разному отвечают деревенщики. На 1й вопрос отвечают: 1)«Война». Время, когда силы деревни были подорваны, когда надо было выживать любой ценой. (Федор Абрамов серия «Братья и сестры», Вл. Тиндряков «Три мешка сорной пшеницы»). 2) «Эксперименты в агрономической науке». Лысенковщина: продолжение дела Мичурина в искаженном виде: скрещивали все и со всем, дурацкие эксперименты приводили к гибели деревни. 3) «Коллективизация». Великий перелом. Разрушение основ деревни, когда всех хозяйственников практически уничтожили, объявляя кулаками. До отмены цензуры о губительных последствиях коллективизации говорить было крайне сложно («Котлован», «Поднятая целина» – но это не деревенская проза). В конце 60х в печать прорывается правда о коллективизации: повесть Сергея Залыгина «На Иртыше», романы Бориса Можаева «Мужики и бабы», Василия Белова «Кануны». В конце 80х гг были опубликованы пр-я этих же писателей, создававшиеся «в стол»: наиболее яркие, наиболее правдивые, показывающие …: вторая часть «Мужиков и баб», рассказы Тендрякова «Хлеб для собаки», «Пара гнедых», повесть Федора Абрамова «Поездка в прошлое» – написана в 1974г, опубл 1989. «Поездка в прошлое» Внимание автора сосредоточено не на событиях, а на сознании и психологии людей. Поэтому жанр – социально-психологическая повесть. Психология этого обществ слоя иссл в повести. Время действия: начало 70х гг. место действия: поселок на севере России. Когда-то здесь жила колония спецпереселенцев (раскулаченных), сосланных из южных областей России. Сюжет повести основан на истории жизни Микши Кобылина: сельский конюх, алкоголик, непутевый человек. После поездки с незнакомым человеком на место бывшего поселения спецпереселенцев он тяжело запил и замерз на могиле своего отца. Тема: прозрение героя, осознание своей вины как общей части истории страны. Он перед смертью он запил не от пьянства. В свое время Микша отказался от отца: через областную газету 12ти-летний подросток отрекся от родного отца и от его фамилии. Отца в 37г посадили как пособника врагов советской власти. Микши взял фамилию братьев матери и стал Кобылиным. Его дядья – революционеры-коллективизаторы. Микша всю жизнь верил в то, что они честные, благородные, отважные люди. И в ходе этой поездки он осознает, что всю жизнь заблуждался: Мефодий Кобылин жестоко издевался над людьми, казнил безвинных. Александр Кобылин, как говорили в музее, героически погиб от рук врагов. На самом деле, дядя, пьяным, изнасиловал 15тилетнюю девчонку из спецпереселенцев, которая убирала комендатуру. А брат этой девочки, 14-летний его убил. Этим братом и оказался случайный попутчик Микши. Кто виноват в том, что случилось? Виноваты дядья Кобылины – да. Но виноваты и другие люди: деревенские старухи не пускали переночевать спецпереселенцев, отказывали в куске хлеба. Дети переселенцев пытались найти ягоды в лесу – их оттуда выгоняли местные пацаны. В этом преступлении участвовали все: взрослые, дети, руководители и жители села. Но! Были люди, которые отважились противостоять общему страху: учитель Усольцев и отец Микши. Микша едет к учителю и просит рассказать о отце, но т от даже не подает ему руки. Отец был честным человеком, помогал переселенцам чем мог, за что и ыл подвергнут наказанию. Микша все понимает, едет на могилу отца, где и умирает. Это, по сути, акт покаяния. 2й вопрос – «Что делать?» Как преодолеть дефицит духовности? Тут множество ответов. Необходимо восстановить прерванную, разрушенную связь поколений. Распутин «Прощание с Матёрой» (старухи, которых забывают на острове). Нужно совершать конкретные добрые поступки, а не рассуждать о абстрактных теориях добра и справедливости. Высшие ценности – сострадание и милосердие. Нужно попытаться сохранить дом. Образ дома – центральный в деревенской прозе. Образ символический. Дом – это не только точка на географической карте, дом – нравственная константа человеческой жизни. Дом – связь с прошлым, с предками. Именно с домом и с отношением к нему связана сюжетная ситуация нравственного испытания, которое проходит герой. Дом на новом месте символизирует новую мораль молодого поколения. К концу 70х гг деревенская проза заходит в тупик. Повторяются основные сюжеты, образы, все больше рассуждений о том, кто виноват, чем на тему что делать. Преодолеть тупики деревенской прозы удается Валентину Распутину: образ старух, Шукшин «Чудики», Екимов «Фетисыч» – образы детей. Распутин «Прощание с Матёрой» Дарья и другие старухи не ослеплены благами городской цивилизации. Напротив, в рассказе Дарьи о поездке в город возникает образ квартиры, «антидома». В ней нет жизни, в ней нет души, т.к. квартира не нуждается в хозяйской заботе и потому человека к себе не привязывает. Улучшение бытовых условий делает человека ленивым, избавляет от необходимости трудиться, служить своему жилью. Человек в условиях многоэтажки чувствует себя одиноким – не сближает, а разделяет людей. Забота о доме подменяется заботой об удобствах. Дарья противопоставлена к своим младшим родственникам в отношении к дому. Жена ее сына Павла легко покидает деревню – в городе ей удобнее, а внук Дарьи идет работать на ГЭС, т.е. он и будет затапливать Матёру. Люди так легко расстаются с жизненным укладом, потому что стремятся к новизне и потому что утратили память о предках. Трагически развивается тема утраты дома в сцене разорения кладбища. Кладбище – последний дом. Разрушая его людей лишают последнего пристанища. Петруха Зотов, житель Матёрой сам сжигает свой дом, т.к. за это пообещали деньги. Человек, который убивает свой дом, бросает на произвол судьбы и родных людей. Дарья объясняет это Настасье, матери Петрухи так: «Он живую избу спалил, он и тебя живьем в землю зароет». Знаменательна сцена подготовки Дарьей избы к смерти. Она готовит свой дом как к празднику и сравнивает его с человеком: не обмыв, не обрядив во все лучшее, покойника в гроб не кладут. И Дарья белит избу, вымывает, вычищает ее. Судьба избы и ее хозяйки оказываются слиты: обе остаются на острове, в ожидании наступления воды – т.е. смерти. Дети в деревенской прозе. Рассказ Бориса Екимова «Фетисыч». Яков Фетисыч – 9ти летний мальчик. Действие рассказа начинается осенью, грустной пейзажной зарисовкой: время к полудню, а на дворе – ни свет, ни тьма. Это время начала рождественского поста. В прежние времена, в деревне, все в это время вели себя строго: работа, ни капли спиртного. Теперь же деревенские жители пребывают в безверии и безделье. Пример – отчим Фетисыча (мотив безотцовщины), который пьет, сквернословит, вместе с др мужиками разворовали все колхозное добро. Украдены рамы из медпункта (лечиться негде), полы из клуба (развлекаться негде), даже колхозный свинарник разобрали на доски и шифер (работать нет). Осталась только школа, где учит ребятишек старенькая учительница. Но вот, в эти дни, умирает учительница. Детей должны перевести на учебу в большое село, а эта школа тоже погибнет от рук пьяниц. Девятилетний Фетисыч собирает детишек в заброшенной школе и начинает их учить. Он требует от взрослых найти учительницу, а сам приводит детей в школу, топит ее, поливает цветы. Рассказ заканчивается пробуждением мальчика: катарсис, очищение слезами. Он плачет, переживает о школе. Рассказ имеет открытый финал. Но важна пейзажная зарисовка, которой заканчивается произведение: «Заря вставала уже зимняя, розовая. К рассвету прояснилось. Хутор лежал в снегу». Некоторая надежда на возможное исцеление, возрождение природы.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал