Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и история в р-не Б.Пастернака «Доктор Живаго».






Р-н «Доктор Живаго». Он создавался с 1946-1955 годы. До этого произведения Пастернак был известен как поэт, но еще в середине 30-х годов он попытался объединить стихи и прозу. Во многом это объясняется его увлечением творчеством Достоевского и Толстого. С другой стороны Пастернак был вынужден заниматься переводами. Он переводил Шекспира. В феврале 1946 года в МГУ он публично читает свой перевод «Гамлета». Тогда же появляется стихотворение Пастернака «Гамлет», которое открывает 17-ю часть романа «Доктор Живаго». Вся эта часть – стихотворный цикл. Он является ключом к пониманию романа. Последнюю точку в романе он поставил в октябре 1955 года. Рукопись автор передает в журнал «Новый мир». Рукопись задерживают. В это время к автору на дачу приезжает итальянский журналист, которому Пастернак передает один из черновых вариантов «Доктора Живаго», с условием, что роман будет опубликован на Западе после того, как он выйдет в России. Роман выходит в итальянском издании на итальянском языке в 1956 году. На русском языке он будет опубликован в Голландии в 1978 году. А в России в 1989г. Но уже в 1958 году Пастернаку присуждают Нобелевскую премию за этот роман. Пастернака вынудили отказаться от премии и публично покаяться за создание романа.

В романе все вызывает вопросы. Жанр: Внешне «Доктор Живаго» подобен: а) любовному роману; б) Историческому роману; в) социально-психологическому роману; г) философский роман. Особенности: отдельная глава представляет собой стихотворный цикл. Наиболее адекватным является определение жанра «Доктора Живаго» как лирического романа. Потому, что последняя глава – стихи, а так же потому, что здесь представлен субъективный взгляд автора на человека в истории, переживания автора по поводу событий личной и общественной жизни. Главный вопрос – кто герой стихотворения «Гамлет»? 1. Гамлет, герой трагедии Шекспира. 2. «Я вышел на подмостки…» Актёр, исполняющий роль Гамлета. 3.Иисус Христос. 4.Юрий Живаго, как автор стихотворения. Он соотносится с предыдущими тремя. 5.Борис Пастернак.

Лирическое «Я» в стихотворении смещает в себя множество человеческих типов: от Иисуса – до самого Пастернака. И это значит, что частная история доктора Живаго, рассказанная в романе, вмещает в себя тот общий духовный путь, который выбирают лучшие представители человечества. Это путь жертвенного служения добру.

Философичность содержания и стилистика романа «Доктор Живаго» во многом продиктованы своеобразием проблематики и характером изображаемого материала, а именно обращением писателя к моменту величайшей ломки в истории России – ко времени революций и Гражданской войны.

Особенности: 1)Понимание истории как «второй вселенной», как «памяти человечества». 2)Проблема судьбы конкретного человека в ситуации исторического слома; 3)Интерпретация революции как ярчайшего проявления жизненных сил во всей полноте их противоречий; 4) Гуманистическое и христианское содержание религиозно-нравственной авторской концепции мира и личности; 5) Сюжетная и композиционная структура, основана соотношении двух пластов изображения – народно-исторической и романно-личностной; 6) Особенности художественного строя прозы, отличающегося соединением эпического повествования, характеризующегося полнотой, разветвленностью, завершенностью сюжетного развития, психологических портретов, и лирико-символической структуры.

В романе Пастернака события начинаются в канун Покрова дня 1903 г., и далее точно датируемый хронометраж жизни героев и страны, пересекающийся с Евангельским временем, будет фиксировать духовное, бытовое, бытийное время, в которое вольется эпоха революции, не отменяя его, а драматически усложняя и обогащая. Точкой отсчета в интерпретации революции в «Докторе Живаго»

является христианство. Одной из особенностей является то, что в р-не отсутствуют документально достоверные лица, вожди и выдающиеся деятели; напротив, героями произведений оказались негероические лица, в определенном смысле жертвы общественных потрясений. В подобном эстетическом принципе отбора проявился глубокий философско-этический смысл: значимость истории определяется судьбой каждого, единственного и неповторимого человека, тем самым все масштабы исторических ценностей, в том числе и революции, оказываются в зависимости от степени их ориентированности на христианство, теорию и религию Нового времени. В романе Пастернака история предстает в реальных деталях на основе принципа глобализации конкретности. Так, разгон демонстрации окрашен символикой красного цвета: сонце как бы отражается в красноверхих шапках драгун, в полотнище упавшего красного флага, в следах крови на снегу. Стилю Пастернака присущ динамизм, передающий стремительность изменений в мире и судьбе героев. Образец тому описание станции, где ритм движения выражает качество – самую жизнь: поезда приходят и уходят, составы разбирают и собирают, шум: свистки сторожей и сцепщиков, гудки паровозов. Важнейшим способом художественного воплощения стихийности и мощи революции как проявления жизненных сил у Пастернака являются параллелизм и символика, обращенные к природно-космическим стихиям. Для Пастернака осмысление сущности событий через соотношение их с природными стихиями носит универсальный характер. У Пастернака соотношение разных миров строится по принципу выявления их внутренней диалектики. На первый план выходит амбивалентность, многозначность образов, динамика переходов, звучаний, сопряжений. Так, в пятой части романа чувство опьяняющей свободы, пришедшей вместе с революцией, передано через прямое соотношение этого чувства с состоянием природы: ночной митинг (беседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания). Весь роман освещается христианской идеей жертвенности и приятия жизни, и ею определяются пути духовного развития героев. Таким образом, история как объект художественного исследования моделирует особый тип повествования, характеризующийся синтезом поэтики, ориентированной на патетическое (обобщающее) слово, обращенное в истоках к Библии, публицистическим жанрам, философскому эссе, и на традицию классического романа, стремящегося к психологической достоверности, сюжетной разветвленности, полноте изображения человека и мира.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал