Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жанр антиутопии в РЛ 20в. (Замятин, Платонов, Аксенов).




Антиутопия является логическим развитием утопии. Но если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора. Жанр А. расцвел в 20 в., когда утопические идеи начали воплощаться в жизнь. Первой страной реализованной утопии стала Россия, а одним из первых пророческих романов – «Мы» (1920) Е.Замятина, за которым последовали М.Козырева, «Чевенгур» (1926-29) и «Котлован» (1929-30) А.Платонова, «Остров Крым» Аксенова и др. «Мы» Замятина (1920). В се особенности антиутопии прослеживаются в романе Евгения Замятина «Мы»: это и изображение тоталитарного государства, и острый конфликт (персонаж испытывает сомнение в логических посылках системы, которая норовит, как мечталось конструкторам Единого Государства, сделать человека вполне «машиноравным». Он переживает это сомнение как кульминацию своей жизни, пусть даже развязка окажется трагической, по видимости безысходной), и псевдокарнавал, являющаяся структурным стержнем антиутопии (люди «любят» Благодетеля, но одновременно и боятся его.), и часто встречающееся рамочное устройство (когда само повествование оказывается рассказом о другом повествовании, текст становится рассказом о другом тексте. Само сочинительство оказывается знаком неблагонадежности. Роман является ни чем иным, как заметки Д-503), и квазиноминация (Суть ее в том, что явления, предметы, процессы, люди получают новые имена, причем семантика их оказывается не совпадающей с привычной. Люди в р-н «Мы» имеют не обычные имена, а «нумера»). Проблематика: 1)влияние развития техники на человечество, 2) проблема «тоталитаризма». Роман построен как дневник гениального математика и глав инженера космического корабля «ИНТЕГРАЛ». Его дневник начинается как послание жителям далеких планет. У него есть друг, поэт R-13 и постоянная половая партнерша – О-90 (розовощёкая, пышнотелая и невысокая девушка). «Зелёная Стена» отделяет гигантский город-государство от окружающей природы; «Часовая Скрижаль» минута в минуту регулирует режим общества; все квартиры абсолютно одинаковы со своими стеклянными стенами и аскетическим набором мебели; действует закон «розовых билетов» и «сексуального часа», который гарантирует право каждого на каждого (чтобы ни у кого не было ни малейшей привязанности ни к кому); «Бюро Хранителей» обеспечивает госбезопасность и в случае казни уничтожает преступника с помощью особой машины мгновенно, путём превращения в лужицу воды; всемогущий правитель, называемый «Благодетелем», избирается единогласно на безальтернативной основе. После встречи с женским нумером I-330 (худая, сухая и жилистая актриса) жизнь Д сильно меняется. I-330 – революционерка, которая стремится сломать систему. Она даёт ему попробовать алкоголь и табак (в Едином Государстве любые вызывающие привыкание вещества строжайше запрещены). После общения с ней мировоззрение ГГ начинает меняться. Д-503 решает обследоваться у врачей — и в итоге выясняется, что у него «образовалась душа». Причём врач отмечает, что в последнее время таких случаев становится всё больше. Конец истории трагичен: всё население должно подвергнуться «Великой Операции», психосоматической процедуре по удалению мозгового «центра фантазии». Прошедшие операцию фактически становятся биологическими машинами. Лишившись фантазии, Д-503 выполняет свой долг (чего, собственно, и хотел и на что не решался до Операции) — сообщает о революционерах, их планах и местонахождении, и о своей когда-то так горячо любимой I-330. Ее пытают у него на глазах, затем на след день казнят. Андрей Платонов «Котлован» (1930г) В повести отразились главные исторические события рубежа 2-х-30х гг: индустриализация и коллективизация. Им соответствуют две части повести: 1)индустриализационная – рассказывается, как рабочие землекопы роют котлован под фундамент общепролетарского дома. 2) действие происходит в деревне, в период сплошной коллективизации. Раскулаченные мужики на плотах отправляются в океан, а те, кто вступил в колхоз – собираются на оргдворе. Внешне «Котлован» имел все черты производственной прозы. Фабула заменена изображением трудового процесса. Но производственная жизнь рассматривается как материал для философской притчи и футурологического прогноза. Прогноз неутешителен. Все проекты переустройства природы и общества обречены. В тяжелых условиях рабочие роют котлован под фундамент огромного дома, куда переселится местный пролетариат. Они терпят холод и голод, живут в бараке, но сознательно приносят эту жертву будущему. НО кроме котлована, кот-й все расширяется и расширяется, на протяжении повести они так ничего и не создают. И в авторской речи слово котлован постепенно заменяется другими: яма, могила, пропасть, бездна. Дома не будет. И в этом постепенно убеждается читатель. Почему? Прямого ответа нет. Но целый ряд ассоциаций: 1.Библейская легенда о Вавилонской башне. (никогда не была построена). 2.Строители считают, что дом они сажают в землю, в кот-й он должен укорениться. Но укоренения не происходит потому, что строители разрушают природу (гибнут травы, цветы, деревья) и природное в ч-ке. Их дом – дерево без корней. Без прошлого, без предков. Такой дом тоже жить не будет. Поэтому все строительство останавливается на рытье ямы – котлована. Таким образом звучит предсказание для всего общества: нельзя построить ничего нового, отказавшись от опыта прежних поколений. К этой мысли приходит Вощев – бывший рабочий механического завода, кот-й был уволен за то, что задумался о плане общей жизни. Вощев чувствует в рытье котлована «не то», труд не приносит радости. Вторая часть символически отражает проблемы коллективизации. Тут тоже звучит мрачный футуристический прогноз. Землекопы принимают участие в раскулачивании крестьян соседних деревень. Это тоже умерщвление природы. Лошади, которые не хотят идти в колхоз, отказываются от еды и умирают. Изображается насилие над самой деятельной частью крестьян – хозяевами земли. Символом коллективизации в этой части становятся строители котлована при рытье. Гробы – последняя собственность крестьян, то, что они утаили от колхоза, и просят рабочих вернуть рабочих эти гробы. Они все отдали в колхоз, но гроб у каждого д/б свой. Обыгрывается слово «домовина». Рабочие отдают крестьянам гробы, оставляют себе только два: для девочки Насти. В одном она спит, во втором хранит игрушки. Уничтожению, разрыву всех естественных природных и социальных связей противостоит любовь (в христ смысле). И инженер Грушевский, и простой землекоп Чиклин вспоминают о девушке, кот-я когда-то запала им в душу. Чиклин обещает привезти эту девушку, он находит ее, но она, в лохмотьях, умирает на соломе, в том самом заводском помещении, где он когда-то ее встретил, оставляя дочку Настю сиротой. Мать просит забыть ее, потому что она – буржуйка, а девочке нельзя. Настю удочерили землекопы. Для них она – тот живой смысл, то будущее, ради которого роют котлован. Девочка все больше чувствует себя сиротой, т.к. природное, материнское отсутствует, и умирает. И это смерть – приговор будущему, которое отреклось от прошлого. Настю хоронят в пропасти котлована. Вместо дома будущего в нем появляется могила будущего. Это символический образ, т.к. будущее, отказавшееся от прошлого, обречено.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал