Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты и особенности постсоциалистических конституций.
Прежде всего следует отметить, что конституции постсоциалистических государств исходят из общих начал конституционализма, таких как народный суверенитет, приоритет прав и свобод личности, правовое государство, разделение властей, представительная форма правления.
В большей части постсоциалистических конституций создан особый конституционный механизм, препятствующий возрождению тоталитарного общества и государства. Этой цели служат конституционные нормы, которые запрещают захват государственной власти, провозглашают принцип политического плюрализма и многопартийности, не допускают создания чрезвычайных судов, подробно регламентируют не только права граждан, но и правовой механизм их защиты от произвола со стороны государства..
2. Конституционные основы организации государственной власти. Практически все конституции провозглашают в качестве своей цели создание демократических, правовых, социальных и светских государств.
Демократические основы государственности раскрываются в конституционных институтах прямой и представительной демократии, при этом неизменно подчеркивается принадлежность суверенитета и верховной власти народу. Так, Конституция Венгрии устанавливает: " В Венгерской Республике вся власть принадлежит народу, который осуществляет свой суверенитет через избранных представителей, а также непосредственно" (ч. 2 ст. 2). Несколько иным образом принцип народовластия раскрыт в Конституции Чешской Республики
3. Конституционные права и свободы. В конституциях постсоциалистических государств неизменно подчеркивается приоритет прав и свобод личности (он подтверждается также тем фактом, что разделы о правах и свободах, как правило, следуют непосредственно за разделами об общих конституционных положениях).
Основным гарантом прав и свобод личности провозглашается судебная власть Следует, впрочем, отметить, что отдельные конституции, в основном конституции государств Содружества Независимых Государств, ограничиваются общими декларациями о защите прав и свобод, не обеспечивая ее действенных форм.
4. Государственное устройство. В настоящее время практически все постсоциалистические государства отказались от федеративной формы государственного устройства. Вместе с тем во многих постсоциалистических государствах (главным образом в пределах СНГ) созданы автономные образования. В большей части стран Центральной и Восточной Европы автономий нет. Более того, в отдельных конституциях установлен прямой запрет на их создание.
6. Конституции и вопросы международного права. Особенностью постсоциалистических конституций стало расширение блока конституционных норм, которые отражают развитие интеграционных процессов. Практически все конституции признают обязательный характер общепризнанных принципов и норм международного права и необходимость приведения внутреннего законодательства в соответствие с ними.
§ 2. Особенности форм правления
в постсоциалистических государствах
1. Общая характеристика форм правления. В основу организации государственной власти всех постсоциалистических государств положен принцип разделения властей
В большей части зарубежных стран СНГ преобладает президентская (например, Беларусь и Казахстан
В государствах Центральной и Восточной Европы в основном действует парламентарная форма правления.
10. Конституционный контроль в зарубежных странах: назначение, основные модели. Конституционный надзор – за соблюдением Конституции, гарантии исполнения Конституции. Виды конституционного надзора: Американская модель: решение конституционно-правовых вопросов всегда происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного спора по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают, что политическое давление на суд минимально. Специальная конституционная юрисдикция – заключается в рационализации процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения (Германия, Франция: 2 органа конституционного надзора: конституционный совет рассматривает вопросы о несоответствии Конституции актов Парламента, а Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти), Существует ряд вопросов, решение которых отнесено к исключительной юрисдикции Конституционного суда: а) споры между высшими органами государства по поводу их компетенции, б) споры между органами и субъектами федерации, в) признание конституционных законов, принятых парламентом, г) проверка конституционности референдума, д) окончательное решение вопросов, связанных с проверкой результатов выборов в высшие органы государства, е) отстранение от должности высших должностных лиц государства за нарушение Конституции, ж) установление антиконституционного характера политических партий. Формы контроля за конституционностью законов: Превентивный, предварительный контроль (осуществляется до принятия законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы на ранней стадии законодательного регулирования, что не вредит авторитету законодателя, но затягивает и усложняет процедуру принятия законодательных актов), Регрессивный, последующий контроль (только по высшим нормативным актам и законам, а более низкие акты рассматривают суды общей юрисдикции).
|