Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознанием






Г.ШИЛЛЕР

МАНИПУЛЯТОРЫ

МОСКВА «МЫСЛЬ»

СОЗНАНИЕМ


32И

Ш 58

РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ

Перевод с английского

Часть I — В М. ПОГОСТИН

Часть II —А. Н. БУРМИСТЕНКО

Научный редактор — доктор филологических наук,

профессор

Я. Н. ЗАСУРСКИЙ

Издательство «Мысль», 1980

10506-029 0302030900

004 (01)-80


В предлагаемой советскому читателю книге «Манипу­ляторы сознанием» объединены две книги известного аме­риканского ученого Г. Шиллера — «Манипуляторы созна­нием» и «Средства массовой информации и культурное господство», вышедшие в разные годы.

Г. Шиллер знаком нашему читателю по публикациям переводов его статей в советских журналах и газетах. В Соединенных Штатах Америки в последние 10—15 лет вокруг его работ идет весьма острая полемика, при этом деятели средств массовой информации пытаются поста­вить под сомнение выводы ученого, обвиняя его в опас­ном для Америки радикализме.

Герберт Шиллер родился в 1919 г., участвовал в войне против гитлеровского фашизма, затем окончил Колумбий­ский университет в Нью-Йорке и защитил там диссерта­цию. Долгое время он занимался проблемами экономики.

С 1970 г. Г. Шиллер — профессор факультета средств массовой информации в университете Калифорнии в Сан-Диего. Кроме чтения лекций по журналистике в Америке он активно участвует в международных конференциях по проблемам международной информации и неоднократ­но выступал в качестве лектора в европейских уни­верситетах — в Голландии, Швеции и других странах. Г. Шиллер пользуется большим уважением междуна­родной научной общественности, что нашло отражение в том, что он в течение полутора десятилетий является вице-президентом Международной ассоциации по науч­ным исследованиям средств массовой информации (АИЕРИ).

Исследовательская работа Г. Шиллера тесно связана с проблемами политической и социальной жизни Аме­рики. Книга «Массовые средства информации и амери­канская империя» вышла в свет в разгар подъема дви­жения против войны во Вьетнаме, активным участником которого был и Г. Шиллер. В ней он показал, ка­кую зловещую роль в агрессивной политике американских правящих кругов играют средства массовой информации.


Именно здесь Шиллер вводит и широко использует тер­мины «информационный» и «электронный» империа­лизм. «Дипломатия канонерок, — писал он в 1969 г., — теперь сдана в архив, но зато процветающим бизнесом сегодня стала дипломатия средств массовой информации». Г. Шиллер показал, как империалистическая Америка опутала мир сетью своих радиостанций и путем внедре­ния своей печатной продукции и распространения своих кинофильмов и телевизионных материалов для неокреп­ших телевизионных организаций не только развивающих­ся, но и многих капиталистических стран вмешивается в дела других государств, подчиняет их своему идеоло­гическому и политическому влиянию, вселяя в умы на­родов ложные идеи и представления.

Г. Шиллер выдвинул в этой книге также понятие «американской империи», рассматривая печать, радио и телевидение и их использование в целях внешнеполитиче­ской пропаганды как важнейшее орудие монополий для политической и военной экспансии.

К критике военной, политической и экономической экспансии он добавил еще один важный аспект — крити­ку информационно-пропагандистского аппарата амери­канских монополий, электронного информационного им­периализма.

Книга Г. Шиллера была обращена прежде всего к аме­риканскому читателю. Она остро и наглядно поставила перед ним проблему использования средств массовой ин­формации военно-промышленным комплексом американ­ских монополий и корпораций в интересах укрепления власти крупного капитала. Здесь экономическое обра­зование автора помогло ему глубже вскрыть зависимость средств массовой информации от истинных хозяев Соеди­ненных Штатов.

В 1973 г. Г. Шиллер издал новую монографию — «Манипуляторы сознанием», которая целиком воспроиз­ведена в качестве первой части настоящего издания. А в 1976 г. вышла в свет книга Шиллера «Массовые средотва информации и культурное господство», составля­ющая вторую часть его.

Критика американских средств массовой информации приобрела в этих работах новую глубину и основатель­ность.

Книги Г. Шиллера содержат богатейший фактиче­ский материал и помогают разностороннее, основатель-


нее и явственнее попять угрозу, которую представляет для миролюбивой общественности, для национального су­веренитета капиталистических и развивающихся стран, для их культуры и национальной независимости пропа­гандистская машина американского империализма.

В работе «Манипуляторы сознанием» автор последо­вательно рассматривает основные аспекты воздействия средств массовой информации на массовое сознание, на формирование буржуазного общественного мнения, на управление обществом посредством информационно-про­пагандистского аппарата.

Подобный подход позволяет автору разносторонне показать всю систему средств массовой информации, дейст­вующую в рамках американского государственно-монопо­листического капитализма. Он как бы вычленяет инфор­мационно-пропагандистский комплекс из других социаль­но-экономических институтов и скрупулезно анализирует все составные части его и их роль в манипулировании сознанием, в управлении поведением американцев. Монография начинается с анализа самого процесса манипулирования и того, что автор называет «расфасо­ванным сознанием». Он выделяет при этом пять основ­ных мифов буржуазной пропаганды: миф об индивидуализ­ме и личном выборе; миф о нейтралитете; миф о неиз­менной природе человека; миф об отсутствии социаль­ных конфликтов и миф о плюрализме средств массовой информации. Выделение этих основных направлений, которые призваны замаскировать классовый характер буржуазного общества и буржуазной пропаганды, помо­гает автору дать достаточно серьезную научную основу для понимания читателями системы манипулирования сознанием.

Хотелось бы специально подчеркнуть важность и обос­нованность критики Г. Шиллером мифа о плюрализме средств массовой информации. Он справедливо подчер­кивает, что буржуазная информационно-пропагандист­ская промышленность создает иллюзию информацион­ного выбора, выдавая обилие разного рода информацион­но-пропагандистских материалов, изготавливаемых на конвейере американской пропагандистской промышлен­ности, за разнообразие содержания. Исследователь доста­точно остро и глубоко показывает те основные тезисы, на которых строят пропагандистскую обработку насе­ления буржуазные органы массовой информации и


пропаганды. В качестве важнейших приемов воздействия на сознание аудитории Шиллер выделяет фрагментацию информационного потока и мгновенность доставки инфор­мации.

Фрагментация информационных сообщений, стремле­ние подать их как поток разнородных сведений лишают аудиторию — телезрителей, радиослушателей, читате­лей — возможности воспринять картину мира в целом. Намеренная раздробленность информационного потока ведет к раздробленности восприятия мира, что либо обе­зоруживает аудиторию, лишая ее общего представления о мире, либо облегчает искажение различных аспектов социальной реальности, давая возможность преувеличи­вать значение одних событий за счет умалчивания других. Фрагментация информационного потока является, конеч­но же, важнейшим приемом, открывающим широчайшие возможности для искажения информационной картины ми­ра в сознании аудитории средств массовой информации.

Вместе с тем видимость немедленности сообщения, причастности телезрителей, радиослушателей, читателей к сообщениям, видимость чуть ли не соприсутствия при событиях, о которых идет речь, создает дополнительные возможности для воздействия на них. Г. Шиллер спра­ведливо отмечает, что стремление как можно быстрее сообщить о событиях, являющееся одним из важнейших принципов американской журналистики, также активно используется в целях манипулирования сознанием. Автор подчеркивает, что быстрота доставки информации едва ли является сама по себе достоинством. Видимость быст­роты, исключительной оперативности сообщений облег­чает распространение заведомо непроверенных, неточных, а подчас и просто ложных сообщений. И в этом смысле абсолютизация оперативности, как и фрагментарность ее, открывает серьезную и опасную возможность для иска­жения сообщений и для оправдания этих искажений, а следовательно, для самого откровенного манипулирова­ния сознанием.

Как важнейшую сторону процесса манипулирования Шиллер рассматривает пассивность восприятия. Он ви­дит в этой пассивности главную цель манипуляторов со­знанием. Буржуазные средства массовой информации не только не стремятся привлечь аудиторию к участию в де­ятельности телевидения, радио, печати, а, наоборот, вос­питать у них пассивное, потребительское отношение.


И Шиллер справедливо делает вывод о том, что «цель те­левизионных и радиопрограмм, фильмов в конечном сче­те не возбудить, а уменьшить озабоченность социальны­ми и экономическими реальностями». В этой пассивно­сти, которую воспитывает буржуазная пропаганда, он видит большую опасность для сознания масс.

В целом его концепция манипулирования сознанием, как мы видим, достаточно глубока и выявляет классовую природу этого процесса. Но мы должны более четко подчеркнуть мысль о том, что не следует забывать, что в процессе манипулирования сознанием важнейшую роль играют не только средства массовой информации, но и сами общественно-экономические условия. Буржуазная пропаганда стремится закрепить пассивность населения, подавить его сознание. В этом смысле буржуазная пропа­ганда как бы закрепляет деятельность институтов бур­жуазного общества: буржуазного государства, аппарата монополий и корпораций, аппарата принуждения — ар­мии, полиции и пр., буржуазных политических партий, церкви, системы школьного и университетского образо­вания и воспитания.

В данном случае вычленение средств массовой ин­формации, конечно, дает возможность разносторонне вы­явить особенности их воздействия на общественное со­знание, но вместе с тем несколько обособляет их от дру­гих факторов, часто имеющих решающее значение в этом процессе.

Рассматривая различные отрасли манипулятивной промышленности, Г. Шиллер анализирует деятельность правительственного аппарата пропаганды, который он называет «правительственным участком промышленности знаний», выявляя серьезную, часто решающую роль, ко­торую играет американское правительство как произво­дитель и хранитель информации. Он разрушает иллюзии буржуазных пропагандистов, пытающихся доказать, что американские средства информации лишены правительст­венного контроля.

Более того, автор справедливо подчеркивает, что уси­ление роли правительства наряду с усилением влияния корпораций ведет к монополизации и концентрации в распространении информации и к реальному ограни­чению доступа к информации для американцев; говоря словами Г. Шиллера, «это означает конец участия в


информационном процессе для большинства американских граждан».

Отдельная глава посвящена роли военно-промышлен­ного комплекса в информационно-пропагандистском про­цессе манипулирования. Раскрывая процесс милитариза­ции американского общества, Шиллер показывает, что министерство обороны вместе с военно-промышленным комплексом способствует «воспитанию» американцев в духе милитаризма.

Особый раздел книги «Манипуляторы сознанием» рас­крывает роль массовой культуры в утверждении статус-кво. В процессе манипулирования, с точки зрения Шил­лера, наряду с воздействием направленного и искаженного информационного потока важнейшую роль играют раз­личные формы массовой культуры, распространяемые че­рез телевидение, радио и печать. При этом автор справед­ливо подчеркивает, что массовая культура оказывается особенно сильным источником воздействия на сознание, поскольку только на первый взгляд кажется, что она автоматически исключает возможность осознанного воз­действия, скрывает те самые буржуазные идеи, которыми проникнуты все виды коммерческой культуры, начиная от телевизионных многосерийных фильмов и кончая се­риями рисованных картинок — комиксами.

Как особый механизм манипулирования сознанием автор рассматривает промышленность опросов обществен­ного мнения, в которой он видит не только и не столько средство измерения состояния общественного мнения, сколько средство производства общественного мнения и воздействия на него. Шиллер — один из первых буржу­азных ученых, показавших, что широкое распростране­ние опросов общественного мнения способствовало не столько выявлению реального состояния общественного сознания, сколько созданию новой формы манипулиро­вания им. Произвольно составленные программы опросов ведут часто к заранее запрограммированным результатам, которые в свою очередь способствуют созданию ложных представлений о мире, искажающих реальное соотноше­ние политических сил, социальную картину мира.

Не случайно даже во многих буржуазных странах за­прещены публикации опросов общественного мнения в период предвыборных кампаний, поскольку выяснилось, что их данные намеренно искажаются, для того чтобы воздействовать на избирателей.


Безусловно, заслугой Г. Шиллера было то, что он сумел увидеть, как промышленность, изучающая общест­венное мнение, превратилась в промышленность, созна­тельно управляющую общественным мнением или пыта­ющуюся управлять им во имя интересов крупного капи­тала.

Рассмотрев, таким образом, различные аспекты мани­пулирования сознанием в Соединенных Штатах Америки, Шиллер переходит к проблемам использования приемов манипулирования сознанием в области внешней политики. В главе «Манипулирование сознанием выходит за пределы метрополии: экспорт методов убеждения» он раскрывает роль американского информационно-пропагандистского бизнеса в системе внешнеполитической экспансии США, рассматривая международную деятельность информацион­но-пропагандистских монополий как важнейшее средство проникновения американского капитала в другие стра­ны мира для усиления своего господства. При этом ав­тор подчеркивает, что внешнеполитическая деятельность американского информационно-пропагандистского и ма-нипулятивного бизнеса укрепляет систему капитализма и за пределами США.

Важный смысл вкладывает автор в главу, посвященную усилению прямого политического контроля над сред­ствами массовой информации. Автор считает, что в Со­единенных Штатах Америки все более очевидным ста­новится стремление правительственных органов воздейст­вовать на средства массовой информации. И здесь он безусловно прав, что бы ни говорили современные апо­логеты американских информационно-пропагандистских монополий, пытающиеся представить публикацию пен­тагоновских документов и «уотергейтское дело» как дока­зательство чуть ли не конфронтации правительства и средств массовой информации. На деле же здесь речь шла о борьбе различных сил американского капитала за влияние на правительственные учреждения. Средства массовой информации выступали в этой борьбе лишь как инструмент и, конечно, сами по себе сыграли важную роль в укреплении влияния восточного истэблишмента США на американское правительство, что проявилось в устранении Никсона от власти и назначении на пост вице-президента Соединенных Штатов Америки Н. Рок­феллера, представителя могущественнейшего клана аме­риканских корпораций, членам которого ранее никогда


не удавалось занимать такое высокое официальное поло­жение. В известном смысле американские средства мас­совой информации в «уотергейтском деле» выполнили роль тех самых сил, которые по традиции были главны­ми исполнителями всякого рода дворцовых интриг и переворотов в эпоху феодализма. На деле же процесс уси­ления влияния правительства на средства массовой ин­формации возрастает. Об этом свидетельствует и поли­тика теперешнего президента США Картера. Так, в феде­ральном правительстве работают до 5 тыс. служащих, занимающихся пропагандой его деятельности. Это на­много больше, чем в любой другой стране, где коли­чество таких работников исчисляется десятками или сотнями.

Не следует забывать и о том, что крупнейшей в мире правительственной пропагандистской машиной являет­ся Управление международных связей, которое инкорпо­рировало в себя ЮСИА — Информационное агентство Со­единенных Штатов Америки и Пентагона.

Заключает монографию Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием» глава, содержащая в своем названии вопрос: «Информационная технология как демократизирующая сила?» В ней автор выдвигает вопрос о путях противо­действия манипуляторам сознанием. Он видит в роли главных хозяев средств манипулирования сознанием гос­подствующие в американском обществе корпорации, рас­тущую национальную бюрократию и подчеркивает, что система средств массовой информации в Соединенных Штатах «едва ли действует в интересах общественности, сколь бы расплывчатым ни был этот термин».

Перспективы противодействия манипулированию со­знанием автор несколько наивно, с нашей точки зрения, усматривает в развитии промышленности информации и ее рабочей силы (подразумеваются журналисты и со­трудники технических служб средств массовой информа­ции), в росте скептического отношения рабочего класса к современной социальной системе, в появлении так на­зываемых независимых информационных изданий, пыта­ющихся противостоять информационно-пропагандистской промышленности в целом. Он также считает, что и сама американская действительность должна помочь увидеть ложность и иллюзорность представлений, которые рас­пространяются средствами массовой информации. Шил­лер предполагает, что с каждым годом все больше амери-


канцев не верят тому, что они видят и слышат в своих средствах массовой информации, и он хочет надеяться, что «их цинизм, который сегодня укрепляет статус-кво, может при наличии других стимулов превратиться в чет­ко выраженную оппозицию и политическое сопротивле­ние».

Таким образом, Г. Шиллер стремится не только кон­статировать факты манипулирования сознанием, но и пытается выявить определенные пути противодействия. К сожалению, здесь наиболее очевидно сказывается огра­ниченность буржуазно-либеральных концепций автора, который при всем своем сочувствии к революционному движению не в состоянии увидеть место средств массо­вой информации в общей структуре буржуазного общест­ва государственно-монополистического капитализма. В ре­зультате этого разносторонняя, насыщенная богатейшим фактическим материалом и острейшими аргументами кри­тика информационно-пропагандистского бизнеса оказы­вается отрезанной от анализа социально-экономических структур буржуазного общества. Показав важную роль средств массовой информации как инструмента манипу­лирования сознанием, автор вместе с тем не стремился, и может быть, и не сумел показать, что эта система являет­ся только одним из инструментов в руках буржуазного государства и монополистического капитала в укрепле­нии их господства.

Сильные стороны критического анализа американских средств массовой информации и пропаганды особенно на­глядно выявляются во второй книге Г. Шиллера, вклю­ченной в настоящее издание, — «Средства массовой ин­формации и культурное господство», где он углубленно анализирует, как уже указывалось, роль буржуазной про­паганды на международной арене. Автор выделяет че­тыре главные проблемы, на которых он сосредоточивает внимание:

1) источники, контекст и современные «стили» куль­
турного господства;

2) дипломатия культурного господства и свободный
поток информации как главная форма этой дипломатии;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал