![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия печать, пресса, СМИ, массовая коммуникация.
Согласно общепринятому определению, Печать, в широком и собирательном значении - вся печатная продукция; в более узком, но распространённом значении термином " П." (синоним - пресса) обозначают периодические издания, главным образом газеты и журналы. Как одно из основных средств массовой информации и пропаганды печать является мощным орудием социальной и политической борьбы, просвещения, распространения научных знаний, развития культуры, формирования мировоззрения. Согласно общепринятому определению, Периодическая печать (англ. periodicals, франц. pé riodiques, нем. Presse, итал. stampa periodica, исп. perió dicos), совокупность печатных изданий, вышедших или выпускаемых в определённые промежутки времени (отсюда синоним - повременная печать); одно из основных средств массовой информации и пропаганды. К периодической печати относятся газеты, журналы, периодические сборники и бюллетени; в библиографических указателях, в каталогах и фондах библиотек к периодике относят также продолжающиеся издания и ежегодники. Основные признаки периодического издания (кроме регулярности выхода): потенциальная тенденция к продолжению публикации основанного издания без предельного срока его прекращения; единое название всех выпусков; наличие восходящей нумерации годов издания, томов, номеров; наличие редактора (или редактора-издателя) либо редакционной коллегии во главе с главным или ответственным редактором. Дополнительные признаки: для журналов - формы периодичности (еженедельники, двухнедельные журналы, ежемесячники, двухмесячные журналы, квартальные журналы); годовая нумерация; печатание на сброшюрованных листах; для газет – периодичность. Согласно общепринятому определению, Пресса, совокупность массовых периодических изданий (газет, журналов). Первоначально под П. подразумевались общеполитические периодические издания, предназначенные для массового читателя. С этим пониманием связано и происхождение термина " П." от названия первой массовой газеты " La Presse", вышедшей в Париже в 1836 (франц. слово presse, от лат. presso - жму, давлю - отразило сущность процесса печатания - передачу краски под давлением с печатной формы на бумагу и возможность массового тиражирования). СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение. Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно. Распространение информации с помощью массовой коммуникации является средством идеологического, политического, экономического и т. п. влияния на сознание и поведение людей, охватывая весь спектр психологического воздействия от информирования и обучения до убеждения и внушения. М. к. позволяет индивидам, включенным в сеть этих средств, установить и поддерживать связь с более широкой социальной средой, далеко выходящей за рамки их непосредственного окружения, служит мощным средством интеграции социального опыта. В условиях политико-идеологического плюрализма может эффективно задавать определенные ориентиры поведения и одновременно способствовать развитию личности.
|