Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система функций журналистики по Прохорову (идеологические не характеризовать).
Функция журналистики – это её социальное предназначение, т.е. те задачи, которые журналистика выполняет в обществе которые определяют способ её жизнедеятельности. Вопрос о функциях журналистики чрезвычайно сложен и до сих пор не получил в теории журналистики однозначного ответа. Концепция Е.П. Прохорова учитывает только социальные функции журналистики (функции для общества в целом). Выделяются следующие группы функций: · Коммуникативные
· Непосредственно-организаторские · Культуроформирующие · Рекламно-справочные · Рекреативные (развлекательные) В основе социальных функций журналистики лежит удовлетворение журналистикой информационных потребностей двух главных контрагентов журналистики: социальных институтов и массовой аудитории. Таким образом, социальное предназначение журналистики в целом определяется как информационное обеспечение жизнедеятельности СИ и МА. Исходными (базовыми) в системе функций журналистики являются коммуникативные функции. Без их реализации невозможна реализация всех остальных групп функций. Суть коммуникативных функций заключается в налаживании и поддержании устойчивых информационных связей между журналистикой и её контрагентами (МА и СИ). Реализация КФ означает наличие в обществе достаточного количества средств распространения массовой информации. КФ = технические функции. Именно отсюда выводится различие терминов СМИ и СМК. Термин СМК является более современным и точным, поскольку учитывает интерактивный характер информационного обмена между журналистикой и СИ и МА. Систему функций журналистики пронизывает забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достойных социальных условиях жизни, материальном благополучии. Все функции журналистики (
Культуроформирующие функции СМИ Культура – это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями. Культуроформирующая функция журналистики заключается в том, что, будучи одним из институтов культуры общества, может участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Цель культуроформирующей функции – обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. Главной задачей журналиста является высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений, стремлений и увлечений аудитории, сформировавшихся на базе ее собственного выбора. Журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов. СМИ и «массовая культура» Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», рассчитанной на неразвитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. В том, какая культурная политика характеризует те или иные СМИ, ясно проявляется понимание ими своей роли в формировании культуры масс и их направленность на ее реализацию. Воспитывая уважение к культуре, журналистика достигает результатов и в области повышения общей культуры населения, и в области пробуждения творческих потенций масс. Рекламно-справочная функция СМИ участвует в развитии культуры на бытовом уровне. Рекламно-справочная функция СМИ К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама является огромным источником средств для журналистики. Реклама формирует культуру потребления, но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам потребителя, формируя чрезмерные и ложные потребности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции. Рекреативная функция СМИ Рекреативную функцию называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия. Произведения развлекательного плана обладают и культурно-идеологическим зарядом, и важно, чтобы журналисты следили, чтобы содержательно эта информация не противоречила характеру идеологического направления СМИ, соответствовала высоким стандартам. Рекреация – это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности. При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики. Важна выработка верной информационной политики, характер которой связан с принципиальной социальной позицией изданий и программ. Непосредственно-организаторские функции журналистики обеспечивают практическую реализацию идеологических функций. Здесь предполагается воздействие журналистики на общественную жизнь, на конкретные СИ, ответственные за положение дел в какой-либо сфере социальной действительности, инициирование конкретных действий этих СИ. Это практические функции. Таким образом, основным контрагентом НОФ являются именно СИ. Воздействие на них может осуществляться опосредованно через формирование ОМ по поводу их деятельности. Это называется организацией общественного давления на СИ. Однако помимо опосредованного воздействия обязательно должно осуществляться прямое воздействие на СИ. Здесь подразумевается: СМИ занимаются исследованием социальной действительности, обнаруживают какие-либо социальные проблемы, ставят их перед соответствующими СИ; СМИ анализируют решения, которые принимают по поставленным проблемам СИ, пытаются прогнозировать их эффективность; СМИ анализируют также конкретные действия, осуществляемые по принятым СИ решениям, и также отслеживают их эффективность. Конечно же, воздействие Ж на СИ не имеет жёстко обязательного характера. Это убеждающее-консультативное воздействие, поэтому нет гарантии, что СИ отреагируют на предложение и рекомендации журналиста.
|