Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистика как четвертая власть.
Журналистика является одним из важнейших инструментов непосредственной демократии и потенциально обладает огромной властью в обществе. В системе властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку, где есть информация, там есть управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического соц.института «властных полномочиях». Власть – доминирование в отношениях с другими, возможность проводить свою волю, организовывать, подчинять, контролировать. Суть власти – способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач. Основа «пирамиды» власти – государственные институты, образующие 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть всеобща, решения обязательны для исполнения. Власть негосударственных институтов более широкая, менее формализованная сфера контроля, имеет ограниченную область действия, и она слабее – требует подкрепления убеждением, анализом, авторитетом. Неинституциональная власть – власть общественного мнения, внутриличностная власть. Таким образом, властей оказывается больше, чем 3 или 4. Современное общество базируется на информации, а она становится все более важным фактором экономического развития. СМИ не обладают силой госуд. принуждения и экономического давления. Их «властные полномочия» лежат в духовно – идеологической сфере. Эта власть неофициальна, поэтому она осуществляет проникающее давление на все области жизни, причем не менее сильное, чем полит. и эконом. власть. Если в государстве осуществляется народная демократия, то политика всех 3 ветвей власти не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении журналистике всех прав и свобод.
Характеристика СМИ как 4-й власти: · Не обладают такой же легитимностью, как остальные 3 ветви и потому является неофициальной. СМИ – один из институтов непосредственной демократии, поэтому мера легитимности зависит от степени доверия аудитории. · Анализируя действия властей, от имени народа должны в одних случаях поддержать своим авторитетом положит. тенденции, в др. случаях – критиковать и требовать изменить политику властей. · Ведут всесторонний мониторинг всех сфер жизни, создают информационную картину. · Выступают в роли общественного эксперта · Создают духовную атмосферу через участие в формировании массового сознания. · СМИ – организаторы социального диалога · Оказывают информационное воздействие на граждан. · Являются социальным контролером деятельности социальных институтов. · СМИ – эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса.
|