Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика как четвертая власть.






Журналистика является одним из важнейших инструментов непосредственной демократии и потенциально обладает огромной властью в обществе.

В системе властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку, где есть информация, там есть управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического соц.института «властных полномочиях».

Власть – доминирование в отношениях с другими, возможность проводить свою волю, организовывать, подчинять, контролировать. Суть власти – способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач.

Основа «пирамиды» власти – государственные институты, образующие 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть всеобща, решения обязательны для исполнения. Власть негосударственных институтов более широкая, менее формализованная сфера контроля, имеет ограниченную область действия, и она слабее – требует подкрепления убеждением, анализом, авторитетом. Неинституциональная власть – власть общественного мнения, внутриличностная власть.

Таким образом, властей оказывается больше, чем 3 или 4.

Современное общество базируется на информации, а она становится все более важным фактором экономического развития.

СМИ не обладают силой госуд. принуждения и экономического давления. Их «властные полномочия» лежат в духовно – идеологической сфере. Эта власть неофициальна, поэтому она осуществляет проникающее давление на все области жизни, причем не менее сильное, чем полит. и эконом. власть.

Если в государстве осуществляется народная демократия, то политика всех 3 ветвей власти не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении журналистике всех прав и свобод.

 

Характеристика СМИ как 4-й власти:

· Не обладают такой же легитимностью, как остальные 3 ветви и потому является неофициальной. СМИ – один из институтов непосредственной демократии, поэтому мера легитимности зависит от степени доверия аудитории.

· Анализируя действия властей, от имени народа должны в одних случаях поддержать своим авторитетом положит. тенденции, в др. случаях – критиковать и требовать изменить политику властей.

· Ведут всесторонний мониторинг всех сфер жизни, создают информационную картину.

· Выступают в роли общественного эксперта

· Создают духовную атмосферу через участие в формировании массового сознания.

· СМИ – организаторы социального диалога

· Оказывают информационное воздействие на граждан.

· Являются социальным контролером деятельности социальных институтов.

· СМИ – эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал