Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирования






Естественная монополия существует тогда, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба стала снижаться. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основаны на особенностях технологии, отра­жающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае привело бы к росту затрат98. В качестве примера можно привести такие отрасли, как электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, телефонная связь, железнодорожный, трубопроводный транспорт и т. п.

Для естественной монополии характерны также высокие перво­начальные капитальные вложения, высокие постоянные издержки. Однако, осуществив первоначальные вложения капитала, фирма далее может наращивать производство товара при незначительных допол­нительных затратах, из этого следует, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки (рис. 54)99.

Рис. 54. Естественная монополия и регулирование цен

 

На рис. 54 экономические условия, приводящие к естественной монополии, изображены при помощи кривых спроса (D), предельного дохода (MR), средних долгосрочных издержек (LAC) и долгосрочных предельных издержек (LMC). В отсутствие какой-либо регулирующей активности естественная монополия максимизирует прибыль, произ­водя объем Qm при цене Рт. В этих условиях естественная монополия получит монопольную прибыль объемом, равным площади прямоу­гольника РmВСА.

Пусть общество посчитало, что выпуск Qm «слишком мал», а цена Рт «слишком высока». Допустим, государство решило установить цену и выпуск на уровне Р1 и Q1 т.е. в соответствии с условием LMC = D (рис. 54). Однако государство не может установить цены на таком уровне, поскольку фирма просто закроет производство. При Р = МС ни при каком уровне производства фирма не получит дохода, достаточ­ного для покрытия совокупных издержек100. В этом случае монополист будет нести убытки, равные площади прямоугольника EFGP1. Фирма уйдет из отрасли, если не будет получать соответствующие субсидии (опять же за счет налогоплательщиков).

Более практичным решением является установление цены на уровне Р2 (LAC = D). При этой цене объем выпуска фирмы равен Q2 (рис. 54). В этих условиях монополист будет получать нормальную (ну­левую экономическую) прибыль. Необходимость в субсидиях отпадет.

Если установленная административная цена базируется на пре­дельных или средних издержках, результатом может быть увеличение объема выпуска, вызванное установлением ценового потолка. Этот эф­фект совершенно противоположен тому, что имеет место при свобод­ной конкуренции. Это объясняется следующим образом. Ценовой кон­троль делает линию спроса (D) пологой, а значит, и линия предельного дохода (MR) также становится более пологой. Поэтому величина опти­мального выпуска монополиста (Qm) как результат пересечения линий МС и MR стремится вправо - что и приводит к стремлению монополи­ста расширять производство.

 

47. Ценовая дискриминация: сущность и виды

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимо­сти от их платежеспособности. Это возможно при следующих предпо­сылках: 1) если продавец обладает достаточно высокой степенью мо­ нопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами; 2) если можно сегментировать рынок - разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене; 3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепро­дать его дороже. Цены могут различаться: в зависимости от качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупате­лям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец се­зона и т.д.)101. Выделяют несколько видов ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная) относится к случаю, при котором монополист способен устанавливать разную цену для каждой отдельной единицы предлагаемого товара. Ценовая дискриминация первой степени: продажа каждой единицы блага по ее цене спроса (рис. 55).

Рис. 55. Ценовая дискриминация первой степени

 

Первая единица блага будет продана первому покупателю по цене Р1 - самой высокой возможной цене при существующих условиях спроса. Вторая единица будет продана второму покупателю по цене Р2, третья - третьему по цене Р3 и т.д. По существу, монополист движется вдоль линии рыночного спроса к точке А, где последняя единица бла­га продается по цене Р*. Поскольку каждая единица блага продается покупателю по наивысшей цене из возможных, то на таком рынке не образуется излишка потребителей: весь излишек поступает произво­дителю. В результате производитель не склонен ограничивать выпуск, как бы он сделал в стандартных условиях чистой монополии. Рыноч­ному равновесию соответствует точка пересечения кривых спроса (D) и предельных издержек (МС), тем самым объем выпуска будет точно таким же, что и при условии чистой конкуренции. Однако принципи­альным различием между совершенной дискриминацией и чистой кон­куренцией является то, что покупатели полностью лишаются своего потребительского излишка, который полностью присваивается моно­полистом102. В чистом виде совершенная ценовая дискриминация труд­ноосуществима.

Ценовая дискриминация второй степени используется при установлении различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества, в котором он закупается. Такая ценовая политика ши­роко применяется прежде всего в оптовой торговле103. На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму раз­личных скидок: 1) скидки на объем поставки (чем больше заказ, тем выше скидка к цене); 2) кумулятивные скидки (сезонные билеты на железной дороге дешевле разовых); 3) ценовая дискриминация во вре­мени (разные цены на утренние, дневные и вечерние сеансы в кино) и т.п104.

Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что в основе ее лежит не различие цен спроса на отдельные экземпляры (или партии) товара, как при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы, для каждой из которых уста­навливается своя цена реализации (сегментация рынка)105.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал