Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы ценовой дискриминации
Выделяют две взаимосвязанные формы ценовой дискриминации. Первая из них - это ценовая дискриминация во времени: выделение потребителей с разными функциями спроса в отдельные группы за счет установления различных цен в разные моменты времени. Вторая - это ценообразование в период пикового спроса: назначение более высоких цен в пиковые периоды, когда ограничения производственных возможностей приводят к высоким предельным издержкам. Для обеих стратегий характерно установление разных цен в разное время, но причины этого в каждом случае различны. Задача ценовой дискриминации во времени состоит в том, чтобы разделить потребителей на группы с высоким и низким спросом за счет назначения сначала высокой цены, которая впоследствии снижается. На рис. 56а D 1 - кривая спроса (неэластичная) для небольшой группы потребителей, которые высоко оценивают товар и не хотят ждать, чтобы купить его. D2 - это кривая спроса для более обширной группы потребителей, которые согласны забыть о товаре, если его цена слишком высока. Стратегия заключается в том, чтобы вначале предложить товар в продажу по высокой цене P1 покупателям первой группы с кривой спроса D1. Позднее, после того как первая группа потребителей купит товар, цена снизится до уровня P2, и начнутся продажи в более обширной группе потребителей на кривой спроса D2. Рис. 56. Ценовая дискриминация: а) во времени; б) в периоды пикового спроса
Пиковое ценообразование тоже основано на установлении различных цен в разные моменты времени. Однако его задача заключается не в том, чтобы захватить излишек потребителя, а скорее в том, чтобы повысить экономическую эффективность, назначив для потребителей цены, близкие к предельным издержкам производства. Спрос на некоторые товары и услуги достигает своего пика в определенные моменты: для дорог и туннелей это часы «пик», для электрических компаний - последние дни лета, а для лыжных курортов и парков развлечений - выходные. Предельные издержки также высоки в течение этих пиковых периодов из-за ограничения по производственным мощностям. Цены, таким образом, будут выше во время пиковых периодов (рис. 56б). На рис. 56б D1 - это кривая спроса для пикового периода, а D2 - кривая спроса для периодов времени, когда спрос не носит пикового характера. Предельный доход фирмы равен предельным издержкам для каждого периода благодаря более высокой цене P1 для пикового периода и более низкой цене P2 в отсутствие пикового спроса. Объемы продаж равны Q1 и Q2 соответственно. Эта стратегия позволяет фирме получить большую прибыль, чем при постоянной цене. Она более эффективна: сумма излишков производителя и потребителя больше, так как цены ближе к предельным издержкам. При пиковом ценообразовании следует обратить особое внимание на выигрыш в эффективности. Если цены фирмы-монополиста (например, электроэнергетической компании) подлежат регулированию, регулирующий орган должен установить цены P1 и P2 в точках, где кривую предельных издержек пересекают кривые спроса D1 и D2, а не кривые предельного дохода. В этом случае выигрыш в эффективности полностью достанется потребителям106.
|