Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы и показатели монопольной власти






Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количе­ство, которое она готова продать. Степень монопольной власти опре­деляется следующими факторами:

1) чем выше эластичность спроса, тем меньше монопольная власть;

2) чем больше фирм на рынке, тем меньше монопольная власть;

3) на монопольную власть влияет характер взаимодействия фирм. Фирмы могут прибегать к сговорам о ценах, о квотах продаж, о местах продаж и т. д.

Для установления уровня монопольной власти широко исполь­зуются следующие показатели: норма экономической прибыли (коэф. Дж. Бэйна), коэффициент А. Лернера, коэффициент Тобина (q Тобина), коэффициент Папандреу, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Коэффициент (индекс) Дж. Бейна - (В) показывает экономиче­скую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестиро­ванного капитала:

В = (Па – Пн)/К,

где Па - бухгалтерская прибыль; Пн - нормальная прибыль; К - соб­ственный инвестированный капитал.

Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономи­ческой прибыли будет нулевой (одинаковой) для различных видов ак­тивов. Чем больше монопольная власть, тем выше В.

Индекс А. Лернера. В 1934 г. А. Лернер предложил другой ин­декс, определяющий монопольную власть:

где IL - индекс монопольной власти Лернера; Рт - монопольная цена; МС - предельные издержки; Ed - ценовая эластичность спроса.

При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равен нулю. Чем ближе индекс к единице, тем боль­шей монопольной властью обладает фирма107.

Коэффициент Тобина (q Тобина) - рассчитывается как отноше­ние рыночной стоимости фирмы к восстановительной стоимости ее активов:

q = P / C,

где P - рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций); С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фир­мы по текущим ценам.

Для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль, коэффициент Тобина будет выше единицы. Если этот показа­тель равен единице или чуть меньше нее, то фирма занимает стабиль­ное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль. Коэффициент Тобина, близкий нулю, свидетельствует о приближаю­щемся банкротстве.

Коэффициент (индекс) Папандреу. В 1949 г. Папандреу предло­жил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:

IP = λ j * Δ Qdi * Pj,

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента; λ j - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциально­го увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от нуля до единицы). Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана - показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения «рыночной вла­сти» между всеми участниками рынка:

где S1 - удельный вес самой крупной фирмы; S2 - удельный вес следу­ющей по величине фирмы; Sn - удельный вес наименьшей фирмы.

Значение IНН равно 10 000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1 = 100%. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, а 1НН = 100.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал