Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производства, предпринимательская прибыль






 

Экономисты давно заметили, что отдельные предприятия, облада­ющие примерно одинаковыми классическими факторами производства (равными объемами трудовых ресурсов, капитала, земли), нередко до­биваются совершенно разных экономических результатов. Это вызвано тем, что чтобы факторы производства использовались, комбинирова­лись наилучшим образом, необходим фактор особого рода - предпри­нимательская способность. Речь идет о том, что в рыночной эконо­мике имеет место особого рода деятельность, которую осуществляет предприниматель, т. е. человек, организующий, планирующий хозяй­ственную деятельность, принимающий решения и т.п.

Впервые понятие «предприниматель» ввел в экономическую те­орию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, раз­бойник, нищий и т.д. На рубеже XIX -XX вв. политэкономы признали решающее значение творческого предпринимательства для экономиче­ского роста. А. Маршалл, например, добавил к трем классическим фак­торам производства - земле, капиталу и труду - четвертый - органи­зацию, которая являлась и важнейшей функцией предпринимателя159. Однако истинный прорыв в традиционно негативном отношении к предпринимателю был сделан в начале XX в. Известный австрийский ученый П. Шумпетер в своей книге «Теория экономического разви­тия»160, вышедшей в 1912 г., впервые отошел от классической теории в понимании сущности предпринимателя и обосновал особую соци­альную роль, которая заключается в поиске и реализации новых путей экономического роста.

Он впервые разработал теорию прибыли как результата осущест­вления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономиче­ский анализ фигуру предпринимателя - Новатора. Роль новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства - нововведения (инновации), дающие возможность из­влекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли.

Шумпетер выделил три условия, при которых предприятие в ре­зультате внедрения нововведений получает положительную прибыль:

- цена при увеличении предложения товара после внедрения но­вовведения не должна быть ниже цены до внедрения или, по крайней мере, предельный продукт труда должен быть не ниже первоначального;

- затраты на «эксплуатацию» нововведения не должны превы­шать затраты на производство того же количества товара до внедрения;

- то же самое следует сказать и о возможном повышении цен факторов производства в результате внедрения инновации (на­пример, необходимость платить более высокую заработную плату рабочим более высокой квалификации).

Однако, когда один предприниматель вследствие своих иннова­ций в определенной области начинает получать прибыль, он через не­которое время сталкивается с возрастающей конкуренцией со стороны других предпринимателей, решивших воспользоваться плодами его нововведения, устаревшие предприятия вытесняются с рынка, норма прибыли понижается, и в итоге устанавливается новое равновесие на новом уровне цен, а Новатор вынужден искать новые пути извлечения прибыли.

Фактически Шумпетер рассматривал прибыль как доход особо­го фактора производства - предпринимательства, т.е. прибыль, по его словам, «стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата - стоимостное выражение того, что создает рабочий». Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует «предельной производи­тельности предпринимателя». Из-за этого предпринимательская при­быль - это временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей. К тому же, предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал