Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производства, предпринимательская прибыль
Экономисты давно заметили, что отдельные предприятия, обладающие примерно одинаковыми классическими факторами производства (равными объемами трудовых ресурсов, капитала, земли), нередко добиваются совершенно разных экономических результатов. Это вызвано тем, что чтобы факторы производства использовались, комбинировались наилучшим образом, необходим фактор особого рода - предпринимательская способность. Речь идет о том, что в рыночной экономике имеет место особого рода деятельность, которую осуществляет предприниматель, т. е. человек, организующий, планирующий хозяйственную деятельность, принимающий решения и т.п. Впервые понятие «предприниматель» ввел в экономическую теорию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д. На рубеже XIX -XX вв. политэкономы признали решающее значение творческого предпринимательства для экономического роста. А. Маршалл, например, добавил к трем классическим факторам производства - земле, капиталу и труду - четвертый - организацию, которая являлась и важнейшей функцией предпринимателя159. Однако истинный прорыв в традиционно негативном отношении к предпринимателю был сделан в начале XX в. Известный австрийский ученый П. Шумпетер в своей книге «Теория экономического развития»160, вышедшей в 1912 г., впервые отошел от классической теории в понимании сущности предпринимателя и обосновал особую социальную роль, которая заключается в поиске и реализации новых путей экономического роста. Он впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя - Новатора. Роль новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства - нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. Шумпетер выделил три условия, при которых предприятие в результате внедрения нововведений получает положительную прибыль: - цена при увеличении предложения товара после внедрения нововведения не должна быть ниже цены до внедрения или, по крайней мере, предельный продукт труда должен быть не ниже первоначального; - затраты на «эксплуатацию» нововведения не должны превышать затраты на производство того же количества товара до внедрения; - то же самое следует сказать и о возможном повышении цен факторов производства в результате внедрения инновации (например, необходимость платить более высокую заработную плату рабочим более высокой квалификации). Однако, когда один предприниматель вследствие своих инноваций в определенной области начинает получать прибыль, он через некоторое время сталкивается с возрастающей конкуренцией со стороны других предпринимателей, решивших воспользоваться плодами его нововведения, устаревшие предприятия вытесняются с рынка, норма прибыли понижается, и в итоге устанавливается новое равновесие на новом уровне цен, а Новатор вынужден искать новые пути извлечения прибыли. Фактически Шумпетер рассматривал прибыль как доход особого фактора производства - предпринимательства, т.е. прибыль, по его словам, «стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата - стоимостное выражение того, что создает рабочий». Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует «предельной производительности предпринимателя». Из-за этого предпринимательская прибыль - это временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей. К тому же, предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.
|