Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Положительные внешние эффекты
1. Внешние выгоды производства. MSC< MPC. Если предприятие проводит обучение своих рабочих, обеспечивает их квартирами, то эта социальная политика образует частные издержки фирмы по совершенствованию и закреплению кадров на предприятии. Если впоследствии эти работники перейдут в другую фирму, то именно она и общество в целом получат готовую квалифицированную рабочую силу, т.е. социальные издержки сократятся, так как одна из частных фирм взяла на себя эти расходы. Но фирма не заинтересована в благотворительности, поэтому ее частные затраты на обучение будут гораздо меньше, чем целесообразно для общества. На графике (рис. 96) видно, что частные затраты фирмы МРС меньше, чем социально оптимальные MSC, а равновесный объем производства фирмы (в данном случае - количество обученных рабочих) меньше социально оптимального: Q2 < Q1. Рис. 96. Положительный внешний эффект производства
Оптимум производителя: МРС = МРВ или МРС = Р. Оптимум общества MSC= MSB и MSC = P. 2. Внешние выгоды потребления. MSB> MPB. Приобретая образование, повышая общий уровень культуры, человек получает удовольствие и пользу для самого себя. Одновременно и общество получает дополнительные выгоды: более квалифицированную рабочую силу, меньшую преступность, более высокий институциональный уровень развития (мораль, нравственность и т.д.). В данном случае социальные предельные выгоды выше частных, и с точки зрения общества, частный потребитель осуществляет потребление этих благ в недостаточном количестве. На графике (рис. 97) показано, что равновесный объем частного потребления меньше социально оптимального: Q2< Q1.
Рис. 97. Положительный внешний эффект потребления
Оптимум потребителя MPB = MPC или MPB = P. Оптимум общества MSB = MSC или MSB = P.
|