Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая природа общественных благ и особенности формирования спроса на них
В зависимости от характера потребления все блага (средства удовлетворения человеческих потребностей) в экономике делятся на чисто частные блага и чисто общественные блага. Чистое частное благо - такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование199. Чистое общественное благо - это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет, например национальная оборона, свет маяка и т.д. То есть это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо200. Общественные блага обладают следующими признаками: 1) признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага201. Национальная оборона подразумевает, что если один гражданин общества защищен, то равным образом защищены все прочие граждане; 2) признак неконкурентности в потреблении - потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим202. Например, использование света маяка в качестве ориентира одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями203; 3) признак неделимости - благо нельзя разложить на отдельные единицы. Будучи гражданином страны, находясь на территории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям». Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Блага, сочетающие низкую и нулевую конкурентность с достаточно высокой исключаемостью, называют исключаемыми общественными. К ним относятся, например, услуги коммерческих учебных заведений, муниципальных пляжей, соляриев, городских парков, спортивных сооружений и других общественных помещений с установленным и контролируемым режимом совместного использования. Блага, сочетающие высокую конкурентность с низкой исключаемостью и даже направленностью на максимально возможный охват потребителей, называются общими или совместно потребляемыми. К ним относятся благоустроенные пешеходные пути и освещение городских территорий, городские очистные сооружения и уборка мусора, муниципальный транспорт, эфирное радиовещание и телевидение, национальные парки и т.д. Существуют также квазиобщественные блага - это такие блага, как система образования, библиотеки, музеи, автострады, пожарная охрана, канализация, профилактическая медицина. Они отличаются от общественных благ тем, что люди, не оплатившие эти блага, могут быть исключены из процесса их потребления. Квазиобщественные блага обладают делимостью и могут производиться рынком. Однако часто они обеспечиваются государством благодаря наличию положительных внешних эффектов или значительных выгод перелива. Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
98. Проблема «безбилетника»
Эффект безбилетника - экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты. Проблема безбилетника возникает, когда индивид сознательно не желает платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без всякой оплаты. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Типичным примером считается безбилетник на транспорте. Но к этой же проблеме относится и уклонение от уплаты налогов. Недобор налогов из-за уклонения налогоплательщиков от их уплаты (проблема соотношения неправомерности и недобросовестности уклонения здесь не рассматривается) ослабляет возможности государственного бюджета, в том числе по финансированию науки и образования, повышению зарплаты бюджетникам и т.д.204 Таким образом, потребность в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии «безбилетников». Определение совокупного спроса на общественное и частное блага существенно различаются (рис. 102)205. Рис. 102. Определение совокупного спроса на чистое частное и чистое общественное благо Пусть существуют три потребителя некого общественного блага: А, Б и В. На рис. 102а, представлены их кривые индивидуального спроса на данное благо: DA, DБ, DB. На горизонтальной оси показано количество общественного блага, на вертикальной - возможные расходы на его потребление. Линию индивидуального спроса удобно интерпретировать как линию предельной выгоды от потребления блага MB. На рис. 102б, кривая совокупного спроса трех субъектов на общественное благо, или предельной общественной выгоды от его наличия, обозначена линией DCOB =Sq Величину рыночного спроса на какой-либо частный товар при определенной его цене можно представить как сумму соответствующих значений индивидуальных функций спроса, т.е. как QS(P) = q1(P) + q2(P) +…+ qn(P), где п - общее число потребителей данного товара. Для общественного же блага, скажем для национальной обороны, величина совокупного спроса со стороны п граждан есть в то же время и величина индивидуального спроса: ведь каждый гражданин потребляет или пользуется ею в одной и той же степени. Поэтому величина совокупного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него, т.е. Q∑ = q1 = q2 =…= qn. Поэтому при графическом построении кривой рыночного спроса на частные блага объемы индивидуального спроса при каждом возможном уровне цены суммируются по горизонтали. Напротив, в ситуации с общественными благами, когда каждый индивид потребляет одно и то же их количество, но оценивает его по-разному, кривая совокупного спроса строится посредством суммирования индивидуальных кривых спроса (или предельной выгоды) по вертикали206. Оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов, можно определить следующим образом: MSB (Qs) = MC(QS), где MSB (Qs) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: QS; MC (QS) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве QS (рис. 103). Для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равна предельным общественным издержкам.
Рис. 103. Оптимальный объем общественного блага
Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага207. Основная трудность определения оптимального объема производства общественных благ заключается в том, что предельные выгоды от их использования на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на частные товары спрос на общественное благо непосредственно выявить невозможно208. Для определения оптимального объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.
99. «Провалы» государства в процессе перераспределения
|