Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Микроэкономика как наука в России появилась в начале 1990-х годов
Микроэкономика как наука в России появилась в начале 1990-х годов. Первыми учебниками стали переведенные на русский язык книги К. Макконнелла и С. Брю, «Рынок: микроэкономическая модель» Э. Долана, сокращенный перевод книжки Пиндайка и Рубинфельда. Одновременно с ними начал выходить первый написанный российскими авторами журнал-учебник «Экономическая школа», в каждом номере которого публиковались очередные 10 лекций по микроэкономике. В конце 90-х все лекции по микроэкономике были собраны в отдельном учебнике «50 лекций по микроэкономике». В 1994 г. вышел первый написанный в России полный промежуточный курс микроэкономики В.М. Гальперина. Написанный чрезвычайно ясным языком, имеющий много исторических ссылок, этот учебник до сих пор остается одним из самых популярных в России. После этих изданий в России было написано еще много учебников и учебных пособий по микроэкономике. В настоящее время микроэкономика представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране. Это логически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности дисциплина, которая начала формироваться еще на страницах физиократов, а к середине XX в. приняла свои современные формы. Микроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений имеет ряд особенностей и отличительных черт, которые придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории217. Первая особенность заключается в том, что микроэкономика главное внимание уделяет изучению не целого (экономика всей страны), а отдельных экономических единиц, т.е. обособленных объектов - участников экономической жизни, которые самостоятельно принимают экономические решения и реализуют их в собственной экономической деятельности. Эта особенность микроэкономики называется принципом экономического атомизма. Вторая особенность микроэкономики - ее опора на исходное предположение о рациональности действий экономических субъектов. Эта рациональность с точки зрения экономики состоит в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а с другой стороны, затраты и сопоставляет их друг с другом. Выгодами при таком подходе будут те блага, которые получает данный субъект от своих экономических действий. А затратами - те блага, которых субъект лишается при своих действиях. Рациональность экономического поведения субъекта будет заключаться в его стремлениях действовать так, чтобы увеличивать выгоды. Такая особенность подхода в микроэкономике получила название принципа экономического рационализма. Третья особенность микроэкономики связана с применяемыми ею методами анализа. Особое значение здесь имеет так называемый принцип предельного подхода. Дело в том, что экономика вообще и микроэкономика в частности находятся постоянно в процессе движения, изменения. Это делает необходимым изучение не только конечных результатов и выгод, но и тех изменений, которые происходят в самом процессе хозяйствования, в движении. Такими изменениями могут быть дополнительные приросты либо, наоборот, потери, снижения промежуточных результатов. Субъекту микроэкономики важно так строить свою экономическую деятельность, чтобы добавочная (т.е. предельная) выгода превышала добавочные (предельные) затраты. Такой метод и носит название принципа предельного подхода. В настоящее время (а точнее - уже около 30 лет) микроэкономика как неоклассическая теория фирмы, потребителя и рынков является в высокой степени разработанной и буквально логически завершенной системой. Те вопросы, которые неоклассическая микроэкономика себе сама поставила, довольно успешно разрешены с помощью тех методов, которые она сама себе выбрала. Исключением является некоторый класс задач, для которого методов неоклассической микроэкономики оказалось недостаточно. Одной из таких областей является теория несовершенных рынков. Несовершенная конкуренция в условиях небольшого количества продавцов или покупателей предполагает слишком большое количество неопределенности в системе, прежде всего относительно действий конкурентов. Естественным путем преодоления этих трудностей было применение аппарата теории игр. За последние десятилетия уже написаны десятки новых монографий и учебников, рассматривающих эти разделы микроэкономики и особенно «дочернее предприятие» микроэкономики - теорию организации отрасли (industrial organization или industrial economics), которая и представляет собой углубленное изучение несовершенной конкуренции с акцентом на анализ источников рыночной власти и выводов для антимонопольного законодательства. Другое бурно развивающееся направление на границе микроэкономики - новая институциональная экономическая теория - представляет собой множество теоретических ручейков, каждый из которых имеет свое происхождение, но все они постепенно сливаются в одну реку с общими принципами анализа. Это и объяснение природы фирмы, и попытка разобраться с проблемами асимметрии информации, попытка учесть влияние законодательства и культуры. Предмет и метод этой теории сформировались путем отказа от многих неоклассических предпосылок: экономисты стали интересоваться содержанием «черных ящиков» (потребитель, семья, фирма), перешли от абсолютной рациональности к ограниченной, перестали предполагать, что потребители и фирмы не зависят от общих правил поведения (законов и культуры). Сложность объекта и предмета исследования со стороны микроэкономики как науки обусловливает особые трудности с логикой изложения материала. В предлагаемом пособии эти трудности авторы постарались решить путем предоставления материала в виде краткого конспекта по всем темам курса микроэкономики. Основной задачей при написании учебного пособия было показать логику и механизм экономических процессов на микроуровне, закономерности функционирования микроэкономики и на этой основе попытаться развить у читателей экономический образ мышления.
|