Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Асимметрии (негативный отбор и риск недобросовестности). Сигналы рынка






Одной из основных предпосылок в традиционном микроэкономи­ческом анализе являлось предположение о том, что все участники ры­ночных операций имеют полную информацию относительно параме­тров и характеристик всех товаров и услуг, обращающихся на различ­ных рынках. Это - важное условие функционирования совершенных рынков. Однако в реальной жизни информация относительно качества благ, предлагаемых и спрашиваемых на рынках, или других параме­тров сделки, часто бывает асимметричной. Основы теории рынков с асимметричной информацией были изложены в статье Дж. Акерлофа, показавшего значение этой теории для анализа различных рынков - труда, страхования, кредитов и мн. др.215

Неполнота информации о товаре означает, что покупатель знает, какими качественными характеристиками могут обладать различные экземпляры товара и насколько распространены среди предлагаемых на рынке экземпляры того или иного качества; но он не знает качество того конкретного экземпляра, который он намеревается купить. Про­стым примером такой ситуации служит покупка электрической лам­почки. Отдельные экземпляры имеют различный срок службы. Вы смо­жете выяснить, сколько проработает купленная вами лампочка, только тогда, когда она перегорит. Иными словами, он располагает лишь ста­тистической информацией об имеющемся на рынке товаре.

В подобных условиях цена спроса формируется как средняя из цен спроса товаров различного качества, взвешенная по рыночным объемам предложения (или, что равносильно, по долям) товаров раз­личного качества. Для описания этого процесса удобно воспользовать­ся обратными функциями спроса - PD(Q, k). Обратная функция спроса в условиях неполной информации описывается равенством

Таким образом, формирование кривой спроса на товар неизвест­ного качества (или смесь товаров различного качества) есть вертикаль­ное усреднение кривых спроса на товар отдельных градаций качества с весами, равными долям этих градаций.

Продавцы различают единицы товара с разными градациями каче­ства, и для каждой градации устанавливается своя функция предложе­ния. Так как все единицы продаются по одной и той же цене, общий рыночный объем предложения товара при каждом значении цены пред­ставляет собой сумму объемов, предлагаемых по данной цене, по всем градациям:

т.е. кривая предложения, с которым встречаются покупатели, формиру­ется как горизонтальная сумма соответствующих кривых для отдель­ных градаций.

Равновесная цена (Р), объем (Q) и структура продаж (w1, w2,..., wn) должны удовлетворять системе уравнений

Характер равновесия, которое в конце концов установится на рын­ке, зависит от различных обстоятельств, из которых выделим степень различия градациями качества. На рис. 104 представлены три типа рав­новесия. Кривые спроса на хорошие и плохие экземпляры товаров обо­значены соответственно D1 и D0, кривые предложения – S1 и S0, кривая суммарного предложения обозначена S.

Рис. 104. Типы равновесия на рынке с асимметричной информацией: а) в состоянии равновесия на рынке предлагаются обе градации качества; в точке равновесия выполняется соотношение РE = (P0Q0 + P1Q1) / QE;

б) хорошие единицы полностью вытеснены с рынка;

в) равновесный объем сделок равен нулю.

 

При сравнительно небольшой дифференциации качества (рис. 104а) устанавливается равновесие, при котором на рынке пред­ставлены обе градации товара. Здесь кривая DE показывает спрос при равновесной структуре продаж. Точка равновесия Е расположена та­ким образом, что выполняется соотношение

При большей дифференциации хороший товар полностью вы­тесняется плохим - имеет место так называемый эффект «лимонов»216 (рис. 104б). Наконец, плохой товар может быть настолько плох, что при любом объеме цена спроса на него меньше цены предложения (рис. 104в), и сделки на таком рынке не состоятся вовсе.

Асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно. Кто бы ни обладал большей полнотой информации - продавец (товар­ный рынок и рынок труда) или покупатель (рынок страховых услуг), - асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка «хороших» товаров «плохими». Это явление получило название неблагоприятного отбора (возможно, по контрасту с биологическим естественным отбором - отбором благо­приятных свойств). Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и про­давцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхо­ватели, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказы­вается значительным.

К неблагоприятному отбору близок по своим последствиям другой эффект - риск недобросовестности, возникающий в тех случаях, ког­да объектами рыночных сделок становятся контракты, действующие в течение более или менее длительного срока, и также связанные с асим­метрией информации. Речь идет об изменении поведения субъекта по­сле заключения контракта, когда другой участник сделки не в состоя­нии проконтролировать поведение своего контрагента.

Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами (проблема «принципал- агент»), одна из которых поручает другой за вознаграждение выпол­нение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в экономике название принципала, а сторона, выполняющая поруче­ние, - агента. И принципалом, и агентом могут быть и отдельный че­ловек, и фирма, и организация, и государственное учреждение. Усло­вия возникновения риска недобросовестности, связанного с проблемой «принципал-агент»: несовпадение интересов принципала и агента; ин­формационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества вы­полнения условий контракта; несовершенство рынка агентских услуг. Проблема взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных теориях фирмы и экономики общественного сектора. Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами (проблема «принципал- агент»), одна из которых поручает другой за вознаграждение выпол­нение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в экономике название принципала, а сторона, выполняющая поруче­ние, - агента. И принципалом, и агентом могут быть и отдельный че­ловек, и фирма, и организация, и государственное учреждение. Усло­вия возникновения риска недобросовестности, связанного с проблемой «принципал-агент»: несовпадение интересов принципала и агента; ин­формационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества вы­полнения условий контракта; несовершенство рынка агентских услуг. Проблема взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных теориях фирмы и экономики общественного сектора.

Преодоление информационной асимметрии. Асимметрия ин­формации, как мы видим, снижает эффективность рынка в целом. Но прежде всего она невыгодна продавцам хороших товаров. Они заин­тересованы в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке. Этой цели служат различные сигналы. В некоторой степени эту задачу выполняют свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслужива­ющими доверия учреждениями, в частности государственными. Этой же цели служит репутация продавца (изготовителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю.

Фирмы, производящие товары длительного пользования, могут инфор­мировать покупателей о надежности своей продукции с помощью га­рантий.

Эффекты информационной асимметрии наряду с трансакцион- ными затратами представляют собой «дефекты микроструктуры» ры­ночных взаимодействий субъектов экономической деятельности, при­водящие к неоптимальному размещению ресурсов. В последнее время экономика информации стала интенсивно развивающейся отраслью микроэкономики. В круг проблем этой отрасли входят методы сигна­лизирования, позволяющие ограничить асимметрию информации, про­цедуры торгов, схемы налогообложения, способы оптимизации контра­ктов.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал