Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская проблематика в рассказах в рассказах Бунина 1910 г..






Во время путешествий, совершенных Буниным в годы 1-й русской революции, у него созревает замысел повести «Деревня» (1909-1910, опубликована в 1910 г. в журнале «Современный мир»). В центре внимания писателя вопрос о русском национальном характере, который показан с нескольких сторон. Две из них (основные) воплощены в образах двух братьев: Тихон Красов – прагматик, приобретатель, Кузьма Красов – природный поэт. Однако в повести показано вырождение обеих этих черт. 1-я часть повести рассказывает о жизни Тихона, вторая – о судьбе Кузьмы, третья – о событиях в их родной деревне Дурновке (ее название «говорящее» – от слова «дурной»: бестолковый, плохой). Тихон всю жизнь положил на приумножение своего богатства, а в результате – он не имеет наследника. Значит, он жил зря? Кузьма ссорится с братом и уходит в город, мечтает стать поэтом, но писать не может и возвращается Дурновку, где его жизнь тоже бесцельна. В повести есть символический образ: жизнь – платок, истасканный наизнанку (о бабе, которой подарили красивый платок, и она, ожидая праздника, носила его наизнанку, а когда пришел праздник, оказалось, что платок уже изношен). И у Тихона, и у Кузьмы сознание неразвито, они не подготовлены к ответственности за свое дело. Таким образом Бунин демонстрирует неразвитость национального сознания в целом. Никита Серый и его сын Денис воплощают всю русскуюбездеятельность. Дом у них кирпичный, а крытый соломой – на крышу денег не хватило. Важен в повести и образ Молодой – символ поруганной истоптанной России. Образ загадочный: Молодая очень красива, но непонятно, что у нее в душе. Ей приходится терпеть постоянные издевательства: надругательство мещан, насилие от Тихона, загадочная смерть мужа, в убийстве которого ее подозревают. Она остается безымянной (Молодая – и все), пока Кузьма не спрашивает, как ее зовут, и не получает ответ – Евдокия. В конце концов Тихон выдает ее замуж за Дениса Серого, явно ее недостойного. Единственное светлое пятно в повести – красота Молодой, на которую Бунин обращает внимание в финале, в сцене венчания Молодой и Дениса. Бунин верил, что Россия, хоть и поруганная, сможет выжить, что у русского народа огромный душевный потенциал. Вина и беда народа – в его неразвитости. Бунин был согласен с тем, что ход истории зависит от народных масс, но не признавал революционных преобразований. Он говорил о культурной «бездне», которую предстоит преодолеть русскому народу, но считал, что это должно происходить постепенно. Размышления о русской жизни и свойствах русского характера Бунин продолжает и в повести «Суходол» (1912). Здесь одна из центральных – тема зря растраченных духовных сил и красоты. Она исследуется и в рассказах 1910-х годов (сб. «Иоанн Рыдалец»): «Захар Воробьев», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Иоанн Рыдалец». Бунин не идеализирует деревню и видит причину страданий русского человека не в социальных условиях, а в особенностях национального характера. Русский человек живет эмоциями, импульсами, и только в последнюю очередь – разумом. Русь страдает от «первобытной неразвитостипсихики человека».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал