Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слабый, лишенный воли, хотя и неплохой сам по себе герой;






2) тип «естественного человека» (с ним часто связано проявление героического начала).

В повести «Поединок» наиболее подвергнуты нравственным исканиям два героя: Ромашов и Назанский. Два героя, чьи судьбы еще окончательно не сформировались. Так же мы знакомимся с дерзким философом - пьяницей- Назанским.

Вначале произведения Ромашов, это стандартный офицер. Он не хочет отличаться чем либо от других. Он плохо относится к своим солдатам, пьет, заводит непристойную связь с женой одного офицера. В то же время, этот герой еще молод и может изменить свои повадки и характер. Автор показывает отношения главного героя с остальным офицерством, особенно внимательно описываются встречи с Назанским.

Уже после первой, освещенной в повести встречи, в душе главного героя начинают зреть и развиваться зерна нравственности. Это и осмысливание вечных вопросов, таких как добро и зло. И, разумеется, переосмысливание отношения к любви и жизни. Благодаря этому духовному движению, рвутся пошлые отношения с Раисой Петерсон. И быть может, впервые герой задумывается о себе, ни как о герое французского романа, а как о реально существующей личности. Ромашов лишь теперь понимает, что человек создание эгоистическое, и, что никому кроме себя самого они не нужен, это понимание приходит очень тяжело, меняются отношения с людьми, внутренний мир героя.

Ко второй встрече в душе героя происходит перелом. Возникает необходимость замены уже не подходящего мировосприятия, на что-то новое, более совершенное. И Ромашов вновь сталкивается с Назанским. В результате, у главного героя окончательно формируются некоторые стороны сознания, например, отторжение армии, желание создавать, а не разрушать. Так же мы видим, благодаря Ромашову, всю трагичность, машины под названием армия, ломающей жизни, как простых солдат, так и офицеров.

Назанский - офицер - философ. Теоретически он все понимает, он со всем смирился. А вот в действительности проявляется конфликт внешнего и внутреннего миров. Это очень умный человек, особенностью которого является возможность анализа. Но только вот проблема, за этим анализом, он забывает жить.

В той реальности, которая существует, Назанскому жить очень тяжело, он не находит применения своему уму. Этот герой начинает пить, таким образом пытаясь заглушить разногласия между душой и сознанием. И в результате он становится таким как все офицеры этого гарнизона.

Итак, перед нами разворачиваются нравственные искания двух героев. Ромашов, мальчик, который ищет правду, и Назанский, который, увидев часть ее, избегает нормальной жизни. Оба героя прошли несколько этапов духовного развития. Назанский не смог сдвинуться с позиции теоретика, и поэтому действительность его мало интересует, ему более важны размышления о этой действительности. Ромашов, смог больше, он перенес часть теории на настоящую жизнь. Но все же он не сумел устранить дисгармонию своей личности, и как результат его смерть на дуэли, от которой он мог отказаться, но мнение общества для него оказались важнее внутренних чувств...

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

20. Традиционное новаторство в повестях Куприна «Молох», «Олеся».

В повести «Молох» (1896) отразились наблюдения писателя за становлением

капитализма на Юге России; впервые в русской литературе изображение капиталистических изменений достигло такой степени обобщения.__ В повести изображены отношения людей, работающих на одной из провинциальных фабрик, которые в то время еще только появлялись. На них были тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация, рабочие – только что из деревни. Главный герой, инженер Бобров, - типично купринский (1-го типа): он мягок, интеллигентен, гуманен, но это слабый человек, который ничего не может изменить ни в своей судьбе, ни в жизни окружающих. Двойственен и его портрет: внешность Боброва невзрачная, незаметная, но красота его внутреннего мира выражается в прекрасной улыбке. Этот человек находится в постоянном противоречии с окружающим миром и переживает это очень остро. Бобров возмущен порядками на заводе и той пошлостью, которая его окружает в жизни, но, как человек слабый, изменить ничего не может. С чем-то он мирится, часто, чтобы убежать от страшной реальности, употребляет морфий. Бобров ненавидит свою работу, а завод представляется ему чудовищным кровожадным божеством – Молохом.

Отсюда и название повести. Молох – это одно из самых кровавых и страшных языческих божеств. Его идол выглядел как медная голова быка с высунутым языком. Жертвы – младенцев – клали на этот язык и поджаривали. Параллели между языческим Молохом и заводом проходят через всю повесть. Это и образ огня (кровавые отсветы, в которых Бобров видит рабочих, огонь плавильных печей на фабрике), и тот факт, что каждый день завод уничтожает по нескольку человеческих жизней. Под влиянием бунта рабочих, произошедшего на заводе, у Боброва появляется идея уничтожить это чудовище – взорвать завод. Бобров пробует осуществить свою идею – закрыть клапан парового котла (от этого произошел бы взрыв) – но затем открывает его снова. Как личность он сломан и возвращается к доктору Гольдбергу за

очередной дозой морфия. Воплощение пошлости в повести – семья Зиненко, в которой пять дочерей на выданье. В одну из сестер – Нину – Бобров влюблен. Он прекрасно чувствует пошлость всего быта этой семьи и самой Нины, но продолжает бывать у них. Противоположность Боброва – доктор Гольдберг, человек, который знает, что и зачем он делает (надо лечить больных – и он лечит). В его беседах с Бобровым определяется сущность капитализма: с одной стороны, завод дает людям работу, а с другой – отнимает у них здоровье и даже жизнь. Повесть, написана в духе реализма: и демократического, что явствует из ее проблематики, необыкновенной конкретности изображенния, динамичного сюжета, и «чеховского» – по глубине раскрытия человеческой психологии. Есть в произведении и черты романтизма: это отчасти и характер главного героя – одинокого, находящегося в конфликте с окружающим миром. Фантастико-аллегорический пейзаж, пейзаж-метафора также связывает произведение с романтизмом.

Повесть «Олеся» (1898), совсем не похожая на «Молох», имеет с ним общую

проблему: это взаимоотношения человека с природой. Герой «Олеси», Иван Тимофеевич, похож на инженера Боброва: тоже добрый, мыслящий, но слабый. (Олеся: «Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь»). Одна из центральных проблем повести – проблема естественного человека. Именно такими героями являются Олеся и ее бабушка. Они живут в лесу, в согласии с миром природы. Обе они – колдуньи (с этой деталью во многом связан романтический колорит

повести). Олеся умеет ворожить, владеет некоторыми приемами гипноза; все, что произойдет между ней и Иваном Тимофеевичем, она знает наперед. Но она обладает необыкновенной нравственной цельностью, ее любовь совершенно бескорыстна. Иван Тимофеевич, общаясь с Олесей, попадает в совершенно необычный для себя, фантастический мир. Но он не может остаться в лесу, а Олеся не может уехать с ним в город. Они не могут пожениться: Олесю уже однажды выгнали из церкви. Разрыв их отношений неизбежен и ускоряется

обстоятельствами: Олесе с бабушкой приходится бежать от гнева соседних крестьян, которые думают, что это из-за двух «ведьм» град побил их жито. Косвенно в этом недоразумении виноват Иван Тимофеевич. В отношениях с Олесей он оказывается нравственно ниже, слабее ее.

Заслуга Куприна была в том, что он в «Молохе» значительно глубже и острее, чем многие его предшеств., отразил противоречия между трудом и капиталом.

 

 

21. Система образов повести Куприна «Поединок».

Повесть «Поединок» отображает армейский быт и нравы военной среды. Картина жизни пехотного полка достигает большого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, «поединком с царской армией». В повести представлены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой — жестокие, нравственно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические персонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает индивидуальность. Вместе с тем он показывает то общее, что свойственно всем солдатам, — все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщенности становится фигура доведенного до крайней степени отчаяния Хлебникова. Тщедушный, больной, с лицом «в кулачок» и с глазами, в которых «застыл тупой покорный ужас», этот «солдатик» — объект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве. Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты «с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком». Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой — социально типизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от народа, несшее в массе своей «службу, как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры. Опустившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее считают себя высшей кастой, презрительна относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего. Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность грубого средневекового завоевателя, готового уничтожать все равно кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бекагамалов, Арчаковский. Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы «какого-то злого, сумбурного демона». Они сами иногда «ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием».

В повести ставится проблема разрушения человеческой личности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армейской жизни.

Пути сопротивления разрушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и РоМашова. Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцентризме, Назанский — в сверхиндивидуализме.

В образе Назанского особенно важна обличительная направленность. Он выступает против самодержавия: «...в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает* мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности». Назанский предчувствует неотвратимость социальных потрясений. Он мечтает о «грядущей богоподобной жизни», но путь к ней видит в теории сверхчеловека.

Осознание своего «я», пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романтические мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощущает свое «одиночество, затерянность среди чужих». Ромашов начинает размышлять о положении человеческой личности в обществе, о возможности исправления несправедливого мира. Его «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», а отсюда и индивидуальностей других. Ромашов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийство: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы».

В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное «распрямление» личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, заканчивается гибелью Ромашова. Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.

Ф. Левин отмечает, что многие критики и историки литературы считают, что в Ромашове много автобиографических черт Куприна: Как и сам писатель, Ромашов происходит из города Наровчата Пензенской губернии, у него есть только мать, отца он не помнит, детство его прошло в Москве, учился он в кадетском корпусе, а затем в военном училище. Все это совпадает с обстоятельствами жизни Куприна.

Горький высоко оценил произведение Куприна. " Великолепная повесть, - говорил он в беседе с репортером газеты " Биржевые ведомости", - я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. Целью А. Куприна было - приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них... В самом деле, изолированность наших офицеров - трагическая для них изолированность. Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал