Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема маленького человека в прозе Шмелев 1900-1910 годов. Эволюция и творчество писателя.






Исследователь И.А.Ильин, автор одной из лучших работ, посвященных Шмелеву, разделил его творчество на два больших периода:

1) «расцвет образного таланта» (1906-1914 г.г.), с характерным вниманием к бытовым деталям, а также к жизни и психологии простого человека, находящегося в ожидании каких-то грандиозных перемен во всем мироздании.

2) «этап предметного созерцания», на котором все описываемые факты, предметы, люди оцениваются с философской, космической точки зрения.

 

На первом этапе важнейшей является тема «маленького человека», берущая начало в творчестве писателей XIX века – Н.Гоголя, Ф.Достоевского. Влияние масштабных общественных сдвигов на сознание и жизнь такого человека часто составляет сюжет произведений, больше всего отражаясь на взаимоотношениях отцов и детей. В рассказе «Вахтмистр» (1906): жандармский офицер отказывается убивать рабочих, увидев на баррикадах своего сына. В рассказе «Распад» (1907) вступают в конфликт Захар Хмуров, владелец кирпичного завода, и его сын, «нигилист» Леня. Их взгляды непримиримы, и оба гибнут. Главный герой рассказа «Гражданин Уклейкин» (1908) – сапожник, горький пьяница и дебошир, человек, для которого в жизни, казалось бы, все потеряно. Но, поскольку в правительственных манифестах, вызванных революцией, к людям обращаются как к гражданам, и Уклейкин почувствовал себя гражданином. У него даже появилась надежда на новую жизнь. Однако для Уклейкина, человека грубого и дикого, духовный взлет не мог продолжаться долго, и герой погибает от пьянства. Шмелев приблизился к кругу издательства «Знание». В одном из сборников «Знания» за 1911 год была опубликована повесть Шмелева «Человек из ресторана». Ее главный герой и повествователь – официант московского ресторана «Прага» Яков Софроныч Скороходов. Это человек высокой нравственности, религиозный, добрый, обладающий чувством собственного достоинства. Скороходов – прекрасный семьянин, он живет в маленьком домике с любимой супругой и работает, чтобы собрать деньги на образование сына и на свадьбу дочери. Скороходов по долгу службы «лакей», но, наблюдая за посетителями «Праги» - людьми богатыми и чиновными, - он замечает, что им приходится унижаться гораздо сильнее, чем ему, и чем выше пост, чем богаче человек, тем больше в нем лакейства – уже вошедшего в его собственный внутренний мир. Такие люди вызывают у Скороходова презрение: сам он только исполняет свой долг, работая ради детей. Жизнь Скороходова ломается, когда его дети нарушают отцовские традиции, основанные на христианских заповедях. Сын становится членом революционной организации, его арестовывают, судят, он убегает из тюрьмы. Дочь Якова Софроныча живет во внебрачной связи с человеком, который ее обманывает. Но Скороходов находит в себе силы выжить и видит утешение в том, что все происходящее делается по божественной воле, и рядом всегда есть добрые люди. В том, что рвутся связи между поколениями, Шмелев видит нечто большее: распад всего бытия. Постепенно философская составляющая в творчестве Шмелева начинает преобладать. Повесть «Росстани» (1914; здесь «росстани» - это последнее свидание с отбывающим, проводы) рассказывает о купце Даниле Степановиче, который уже в преклонном возрасте, больной возвращается умирать в родную деревню. И это оказывается для него возвращением к себе истинному. Он с радостью вспоминает давно забытую жизнь: деревенский труд, родную природу и умирает радостно, спокойно (в описаниях природы присутствуют черты импрессионизма). Однако и сын, и внук Данилы Степановича не хотят жить в деревне. И Шмелев сомневается в силе и долговечности капиталистов, народившихся из русского купечества и предприимчивого крестьянства, потому что младшие поколения утрачивают исконные традиции.

В 1920-е годы И. Шмелев издал сборники рассказов «Про одну старуху. Новые рассказы о России» (1927), «Свет разума. Новые рассказы о России» (1928), «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной» (1929); в 1931 г. увидел свет сборник «Родное. Про нашу Россию. Воспоминания».

Тема написанных в сказовом стиле рассказов, объединенных И. Шмелевым в сборник «Про одну старуху», - трагедия «бывшего» человека, пережившего революцию. Героиня рассказа «Про одну старуху» становится «мешочницей», «спекулянткой», добытчицей продуктов для своих голодающих внуков, она проклинает сына-экспроприатора за то, что тот «грабил-издевался».

Создавая в 1930-1931 годах автобиографическую прозу «Богомолье» и «Лето Господне» (1934-1944), писатель обратился к прошлому России. в «Лете Господнем» - о возникновении мира с рождения Христа и о вечном развитии. Мальчик Ваня и его наставник Горкин не просто проживают земную жизнь с ее Благовещением, Пасхой, праздником Иверской Божией Матери, Троицей, Преображением Господним, Рождеством Христовым, Святками, Крещением, Масленицей, не только живут по канону, по которому на Спас-Преображение снимают яблоки, а в канун Иван-Постного солят огурцы, но верят в Господа и бесконечность жизни. В этом - концепция бытия по Шмелеву. Становление детской души.

«Богомолье» - повествование о паломничестве Вани, плотника Горкина, старого кучера Антипа, Феди-бараночника, Домны Панферовны с внучкой из Замоскворечья в Троице-Сергиеву Лавру. Сюжет соткан из дорожных эпизодов, свидетелем которых становится Ваня, из описания судеб богомольцев: молодой и немой красавицы, которая лишилась дара речи, заспав своего первенца, а во время паломничества исцелилась, парализованного орловского парня, бараночника Феди.

Тема исполнения своего долга в миру прозвучала в повести И. Шмелева 1918 г. «Неупиваемая чаша», герой которой, крепостной художник, вместо подвига монастырского выбирает подвижничество мирское, едет учиться в Европу.

Роман «Няня из Москвы» написан И. Шмелевым в стиле сказа: оказавшаяся в эмиграции старая русская няня рассказывала за чашкой чая о русских бедах - революции 1917 г., бегстве из России, жизни беженцев, а также о развивающейся по канону авантюрного романа любовной истории ее воспитанницы Кати и молодого соседа. Сказ художественно мотивировал смещение временных периодов - эмигрантского и московского. Сама няня Дарья Степановна Синицына.Так, из рассказа няни читатель узнавал, что отец Кати, известный московский доктор, тратил деньги не только на содержанок и бега («И на что же денежки эти шли-и... в прорву, на баловство, в свой мамон»), но и на революцию. Няня же считает целесообразным тратить господские деньги «для души» («Ну, на церкву бы подали, для души, или бы сиротам помогли...»). Лишь перед смертью доктор осознал, что обманулся революционными идеалами.

«История любовная» повествует о том, как юный Тоня под впечатлением от «Первой любви» И. Тургенева переживает восторги и муки любви к горничной Паше и к молодой соседке Серафиме. Любовное томление умирает, как только он во время любовного свидания обнаруживает, что прекрасная Серафима - обладательница стеклянного глаза. Мертвый взор искусительницы Серафимы - образ плотского греха: в канун православного праздника она увлекает Тоню в Чертов овраг и там решает научить его любви. Уходит в монастырь Паша, в метафизическом смысле - его спасительница.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал