![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Водно-тепловой режим ЗП автомобильной дороги.Источники увлажнения. Меры борьбы с поступлением влаги в ЗП.
Схема источников увлажнения земляного полотна: 1 — атмосферные осадки на проезжей части; 2 — то же, на обочинах; 3 — застой воды в кюветах и резервах; 4 — грунтовые воды На изменения водного режима земляного полотна, помимо атмосферных осадков, значительное влияние оказывают колебания температуры в течение года, создающие в теле земляного полотна температурные градиенты, под влиянием которых содержащаяся в грунте вода перемещается из более теплых мест к более холодным. В годовом цикле изменения влажности грунтов земляного полотна, по предложению проф. А. Я. Тулаева, различают следующие периоды: I — первоначальное накопление влаги осенью в результате просачивания в грунт дождевых осадков; II — промерзание земляного полотна и зимнее перераспределение влаги; III — оттаивание земляного полотна и весеннее переувлажнение грунта; IV — летнее просыхание земляного полотна. Водный режим существенно зависит от местных климатических условий, поскольку влияние факторов, входящих в уравнение водного баланса, по-разному проявляется в разных климатических зонax. Под водно-тепловым режимом земляного полотна понимают характер изменения во времени влажности и температуры грунта под воздействием погодно-климатических факторов, влияющих на рабочий слой. Сущность учета водно-теплового режима при проектировании земляного полотна заключается в том, чтобы обеспечить при возникающем в конструкции водно-тепловом режиме заданную прочность и устойчивость. При этом могут быть реализованы два принципа проектирования: проектирование, исходя из заданного тем или иным способом уровня прочности и стабильности рабочего слоя (например, уровня, обеспечивающего возможность применения заданной типовой конструкции дорожной одежды); Могут быть рекомендованы следующие мероприятия по защите верхней части земляного полотна и дорожной одежды в зависимости от источников увлажнения: при воздействии атмосферных осадков - гидроизолирующие слои, дренирующие слои; при воздействии поверхностных вод - капилляропрерывающие слои, гидроизолирующие слои, применение специального поперечного профиля (бермы, уположенный откос), поверхностный водоотвод; при воздействии подземных вод - дренаж (понижение уровня воды), капилляропрерывающие слои, гидроизолирующие слои; при промерзании - морозозащитные слои дорожной одежды, термоизолирующие слои, армирующие прослойки (для снижения неравномерности морозного пучения), улучшение и укрепление грунта рабочего слоя. Водно-тепловым режимом называют закономерные изменения температуры и влажности в различных точках земляного полотна во времени.Если эти изменения выходят за пределы, при которых ЗП теряет свою прочность и устойчивость, необходимо строительство сооружений, предохраняющее ЗП в первую очередь от переувлажнения и резких изменений температур.Поэтому для сохранения ЗП укрепляют его поверхность и строят укрепленные обочины, водоотводные канавы и лотки. В выемках вода, притекающая с прилегающей местности, размывает откосы и может вызывать их сползание на ПЧ. Необходимо преградить воде допуск в выемку и отвести ее нагорными и водоотводными канавами.
|