Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерлюдия СОСТРАДАНИЕ
огда вы окунетесь во внутренний покой, простоту и тишину медитации шаматхи, вы, вероятно, привяжетесь к этому состоянию ума, что может привести к безразличию и отстраненности по отношению к тем, кто вокруг вас, да и ко всему миру в целом. Вы добрались до тихой заводи и не хотите, чтобы вас тревожили. Из-за такого самодовольства достойное начинание созерцательного обучения развивается не в ту сторону, и тогда оно мало чем отличается от употребления прозака и валиума*. Настоящая же цель этой медитации — воспитание умственного равновесия, какое приводит к истинному счастью, а равнодушие к другим — не признак истинного счастья или умственного здравия. Одни застревают в ощущениях покоя, переживаемого ими в медитации шаматхи, другие из-за недостаточно быстрых результатов разочаровываются, и им делается скучно. Обычно Лекарственные средства; первое — антидепрессант, продлевает действие серотонина в головном мозге (российское название лекарства — флуоксетин), второе действует как успокоительное и расслабляющее (российское название — диазепам, его распространение на территории рф ограничено). — Прим. ред. это обучение не приводит к стремительным успехам и мгновенным результатам. Оно может вести к исключительному умственному здоровью и благополучию, но для этого требуются время и усилия. Вместо того, чтобы подавлять симптомы расстройства ума, погружаясь в работу или развлечения, можно предаться медитации, добраться до источника трудностей и воспитывать ум. Слово «медитация» в современном мире часто связывают с чем-то эдаким, успокаивающим ум, или с попытками добиться некоего измененного состояния сознания. Но санскритское слово, означающее «медитация» — бхавлна, есть просто «воспитание». По сути, так или иначе мы все время воспитываем ум, в зависимости от того, чему и как мы уделяем внимание. Качество нашей жизни отражает то, как именно мы до сего дня воспитывали свой ум. Препятствия в установлении равновесия ума, особенно мешающие людям на Западе, — самоосуждение, виноватость и заниженная самооценка. При выполнении медитации у нас могут быть определенные ожидания. А если мы не двигаемся с желаемой скоростью, нетерпение к себе нарастает, и нам стыдно, что не медитируем достаточно. Очередная наша неудача! Воспитывая внимание, мы идем наперекор застарелым привычкам, не говоря уж об эпохах биологической эволюции, помогавшей нам выживать и производить потомство, но вовсе не готовившей нас к такому безмятежному и сосредоточенному вниманию. Неудивительно и то, что ум так рассеян и склонен по-разному выпадать из равновесия. Но с мягким терпением можно постепенно воспитать ум так, что он обеспечит нас внутренним ощущением благополучия — вместо постоянной тревожности, разочарованности и непоседливости. И вот тут не обойтись без сострадания к себе и другим. Первый шаг — выяснить настоящие причины неудовлетворенности. Что угодно может подхлестнуть в нас несчастность, но настоящий ее источник — всегда ум. Одни отчаянно страдают и при внешне благополучных обстоятельствах, а другие и перед лицом серьезных неприятностей счастливы и довольны. Мы страдаем потому, что наш ум подвержен самым разным клешам, и поиск счастья заводит нас совсем не туда. Но мы можем соскочить с гедонистической беговой дорожки, определив, что же на самом деле нас тревожит, а что удовлетворяет. Такую смену предпочтений буддисты называют восставшим духом,, благодаря которому мы отворачиваемся от источников неудовлетворенности и выбираем путь истинного счастья. Это самое сострадательное, что можно сделать по отношению к себе самому. Никто не живет обособленно, независимо от того, насколько одиноко или отчужденно мы можем временами себя чувствовать. Наше благополучие тесно связано с каждым вокруг, особенно с теми, с кем мы общаемся чаще всего. Учась сострадать себе и себя не судить, мы естественно подготовлены распространять эту мягкость сердца и на других. Все начинается с сопричастности — переживания вместе с возлюбленными, коллегами или даже незнакомцами их радостей, печалей, успеха и неудач. Это плодородная почва, на которой прорастают зерна сострадания. Но сопричастность и сострадание — не одно и тоже. Сострадание — не просто жалость. Оно выходит за пределы радости сопричастности к искреннему стремлению: Желаю тебе избавиться от страдания и его причин. Как тебе помочь?
|