Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Размышление о медитации. Вышеописанный способ пошагового памятования дыхания основан на беседе Будды на эту тему
Вышеописанный способ пошагового памятования дыхания основан на беседе Будды на эту тему. Вот выдержка из его объяснения: Вдыхая долго, знаете: «Я вдыхаю долго». Выдыхая долго, знаете: «Я выдыхаю долго». Вдыхая коротко, знаете: «Я вдыхаю коротко». Выдыхая коротко, знаете: «Я выдыхаю коротко». Так обучаетесь: «Я вдыхаю, ощущая все тело. Я выдыхаю, ощущая все тело. Я вдыхаю, успокаивая область тела. Я выдыхаю, успокаивая составляющие тела»4. Как я уже говорил, в этой медитации вы никак не управляете дыханием, а просто отмечаете длительность каждого вдоха и выдоха. В большинстве толкований этой беседы в Тхераваде словосочетание «ощущая все тело» подразумевает все тело дыхания, то есть полный круг вдоха и выдоха. Конечно, в этом цель данной медитации, но также ценно и наблюдение ощущений дыхания и во всем теле. Таков «полевой» подход к воспитанию внимания. Не направляя внимание на мысленный образ, молитву, мантру или особую часть тела, откройте осознавание всей полноте ощущений и особенно связанным с дыханием. Главное здесь — умственное и физическое расслабление. Если вы сковываете ум или тело, воспитание шаматхи усугубит напряжение, которое и так уже есть. Укореняя осознавание в теле, вы расслабляете узлы и в теле, и в уме. Напряжение распадается само собой, и это успокаивает всю систему тела. Памятование дыхания настоятельно рекомендуется тем, кто особенно склонен к навязчивому мышлению. Как говорил буддийский учитель V века Арья Асанга: «Если непроизвольные мысли в особенности сильно влияют на поведение, сосредоточивайте ум на памятовании вдохов и выдохов»5. И поскольку почти все, кто живет в современном мире, обречены на избыточное думание, запоминание и планирование, этот совет может стать тем, что доктор прописал: общей рекомендацией, как успокоить и исцелить переутомленные тело и ум. Хотя обычно в буддизме для медитации и предпочитается поза со скрещенными ногами, Будда предлагал своим последователям медитировать в любом из четырех положений: гуляя, стоя, сидя и лежа6. Любое из них совершенно годится. Нервная система и склад ума у каждого свои. Если есть склонность к возбуждению, поза лежа на спине может оказаться особенно полезной, чтобы ослабить напряжение и непоседливость тела и ума. Но если вы больше склонны к вялости, когда бы ни прилегли, вы просто проваливаетесь в сон, так что для медитации вам, вероятно, больше подойдет вертикальное положение сидя. Поза на спине так же очень полезна, когда вы чувствуете физическую усталость, но еще не готовы ко сну. В этом случае, вероятно, сложно сидеть в позе бдительности, а шанс полежать — вполне привлекателен. Сдайтесь потребности своего тела в отдыхе и примите позу лежа, чтобы успокоить и ум. Скорее всего это освежит вас и успокоит гораздо больше, чем смотреть ТВ или читать газету. Поза на спине может оказаться единственной возможностью, скажем, при болезни, увечье или просто при слабости. Ее можно применять для медитации в больницах, домах престарелых и хосписах. Памятование дыхания хорошо готовит ум к работе, но может помочь и заснуть. Если вы страдаете бессонницей, вышеописанный способ поможет высвободить напряжение в теле и уме, помогая заснуть. А если вы проснулись посреди ночи и не можете уснуть, памятование дыхания даст возможность разобщиться с мыслями, наводняющими ум. Согласно недавним исследованиям, примерно 80% американцев страдают хронической нехваткой сна. Так что, если вся эта затея позволит просто выспаться наконец, она уже дорогого стоит. Внимательный образ жизни Всем нам известно, что тело способно исцеляться само. Физиотерапевты не лечат раны, и хирурги не сращивают переломанные кости, но делают все возможное, чтобы тело исцелило себя само, — они промывают раны, устанавливают на место сломанные кости и т. п. Это так привычно, что легко упустить глубинную природу целительной силы тела. Обычно, когда сталкиваемся с тем, что поддается нашему контролю, мы пытаемся изменить это тем или иным способом. Но памятование дыхания позволяет дыханию течь внутрь и наружу с наименьшим вмешательством. Необходимо допустить, что тело лучше ума знает, как дышать. В точности так же, как тело лучше знает, как исцелить рану или сломанную кость, оно лучше знает и как дышать. Доверяйте своему телу. Скорее всего вы обнаружите, что поддерживаемое осознавание дыхания, свободное от вмешательства чувств и зыбкости внимания, успокаивает и тело, и ум. И своими глазами увидите исцеление. С помощью памятования можно преодолеть физическую и умственную неуравновешенность, вызванную напряженным, взвинченным стилем жизни, но таким памятованием можно и предотвращать подобные расстройства. Защитники окружающей среды говорят об «уборке за слоном» — о бесконечной задаче очищения промышленных загрязнений и, прежде всего, о том, насколько действеннее может стать стратегия незагрязнения окружающей среды. Так и памятование дыхания можно применить к предотвращению загрязнений среды внутренней. Это укротит слона ума и позволит удержать равновесие, потеря которого — не редкость в современной жизни. Исцеление тела-ума имеет еще одну значимую параллель с представлениями защитников окружающей среды. Когда поток загрязнен примесями, можно добавлять в воду противоядия — в надежде, что такие добавки погасят нанесенный ущерб. Но гораздо более прямой и разумный настрой — просто не выбрасывать грязь в поток. В этом случае поток воды, текущий сквозь почву, камни и растительность, постепенно полностью очищается. Так и с дыханием: вместо того, чтобы дышать как-то по-особенному, просто не баламутьте дыхание сумбурными мыслями и чувствами. И вскоре вы заметите, что здоровое течение дыхания полностью восстановлено. Согласно буддизму и другим созерцательным традициям, расстройства ума тесно связаны с телом и особенно с дыханием. Расстроены мы или спокойны, дыхание отзывается стремительно. И наоборот — сбивчивое дыхание также влияет и иа внутреннее состояние. В будничных делах ум увлечен потоком беспокойных мыслей, планов, воспоминаний и забот. В следующий раз, когда рассердитесь или огорчитесь, впадете в восторг или удивитесь, обратите внимание на ритм дыхания. Проверьте его и когда усердно трудитесь, сосредоточиваясь на текущей задаче, или стоите в пробке. Сравните эти привычки в дыхании с теми, что есть, когда вы спокойно сидите дома, слушая музыку или любуясь закатом. Мыслительная деятельность продолжается и во время сна, даже если тело и физические чувства дремлют. Внутренний отклик на сны не менее настоящий и влияет на тело и дыхание также, как и чувства в бодрствовании. Единственный перерыв в таких влияниях ума и чувств мы испытываем в глубоком сне без сновидёний. И тогда дыхание течет свободно, без возмущающего влияния ума. Я считаю, это самое здоровое дыхание, какое только может случиться у многих из нас за сутки. В конце дня мы проваливаемся в сон истощенными, но восемь часов спустя просыпаемся свежими и готовыми к новому дню. Но чаще всего он превращается в еще один день, выбивающий тело и ум из состояния равновесия. Сейчас у нас есть возможность сломить эту привычку. Не стоит ждать, когда наступит время сна, чтобы дыхание исцелило ущерб, нанесенный дневными заботами. Помня о дыхании, это можно делать в любое время. Не управляя дыханием, позвольте ему течь совершенно без усилий, дав телу самостоятельно восстановить равновесие. Простая сосредоточенность внимания на ощущениях дыхания — направленное внимание, и это первая стадия медитации. Вы ее освоили, если способны удерживать внимание на дыхании всего нескольких секунд. Если серьезно к этому относиться, короткая медитация бдения дыхания утром и вечером сразу придаст гораздо больше ясности всем действиям и поможет естественным образом держать в узде нездоровые привычки. Но даже если эта медитация покажется вам полезной, вероятно, не так-то просто найти время днем, чтобы посвятить его такому воспитанию внимания. И чтобы выкроить время для уравновешивания ума, нужно немного доброжелательности поотношению к самому себе. И потому, чтобы сделать выбор, по-настоящему содействующий вашему благополучию, а не лишь доставляющий удовольствие ощущениям, вначале стоит развивать доброжелательность.
|