![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и ожидания
Большинство людей обнаружат, сколь заметно обогатилась их жизнь, дойдя лишь до второй стадии из десяти. Этот уровень развития требует некоторых усилий, но его могут освоить и те, кто ведет деятельную жизнь с карьерой и обязательствами перед семьей, — при условии, что они захотят уделить медитации немного времени. Это значительно улучшит качество всей жизни, позволит стать более стойким к внутренним и внешним ударам. Если ваша цель такова, способы, описанные в этой книге, вполне подойдут. Однако, как отмечалось ранее, эта книга — также и путеводитель для тех, кто хочет идти гораздо дальше того, что принято считать обычным уровнем внимания. Чтобы овладеть третьей стадией, большинству людей потребуется более высокий уровень обязательств, чем час или два медитации в день посреди деятельной жизни. Более же высокие стадии воспитания внимания доступны тем, кто недели или месяцы привержен строгой медитации в подходящем окружении. Покорить четвертую стадию внимания можно, лишь взяв на себя профессиональные обязательства в этом обучении, и на это могут уйти месяцы и годы глубокого погружения в созерцание. Если пройти все десять стадий воспитания внимания, что обсуждаются в этой книге, польза поистине безмерна. Если вы добрались до девятой стадии, ум превосходно собран и отточен — и чужд даже малейшему смятению. Говорится, что тогда можно без усилий и неуклонно сосредоточиваться на выбранном предмете по крайней мере четыре часа. В начале этого обучения созерцателям обычно предлагается медитировать в коротких занятиях по 24 минуты (санскр. гхатика), что составляет одну шестнадцатую полных суток. На высотах этого обучения появляется возможность поддерживать внимание с предельной ясностью в течение времени, в десять раз превышающего этот промежуток. Согласно устной традиции Тибетского буддизма, среди созерцателей, осведомленных достаточно, чтобы предаться этой медитации, те, чьи способности — выдающиеся, могут пройти все десять стадий за три месяца, те, что со «средними» способностями — за полгода, ну а у тех, чьи способности «заурядные», это займет до девяти месяцев. Такие предположения основаны на том, что созерцатели живут в спокойном окружении, денно и нощно посвящая себя освоению с этим предметом. Ссылка на выдающиеся, средние и заурядные способности относится к талантливости и уравновешенности внимания, с которых начинается обучение. Также, как некоторые из нас — одаренные музыканты, атлеты или математики, есть и такие, кто обладает высокой степенью устойчивости и яркости внимания, что дает им преимущество в начале пути. Другие же могут быть крайне привержены и одухотворены обучением, и это сослужит им хорошую службу в долгих месяцах последующей трудной работы. Такой уровень профессионального обучения, вероятно, покажется многим читателям этой книги обескураживающим и неосуществимым — но сравните его с режимом обучения олимпийских атлетов. Лишь у немногих есть время, возможность и склонность посвятить себя такому обучению, что на первый взгляд может показаться далеким от практических нужд, с которыми человечество сталкивается ныне. Но исследовательская работа с профессиональными спортсменами дала множество ценных прозрений о диете, упражнениях и побудительных мотивах, важных и для широкой публики. И если обучение олимпийцев в основном нацелено на физическое совершенство, воспитание внимания призвано раскрыть высоты внимательности. Покорив высоты девятой стадии, созерцатель готов к серьезному прорыву, вызывающему глубинные изменения в нервной системе и потрясающие перемены в сознании. Здесь открывается возможность освоить шаматху: ум изумительно податлив, и его можно по-разному приложить к делу, да и тело приобретает невероятную гибкость и пластичность. Это выдающееся достижение, не сравнимое ни с чем иным, что вы переживали прежде. Со времен Будды, когда люди спрашивали зрелых созерцателей о природе их медитации, те обычно отвечали: «Приди и попробуй!» В 1992 году нейробиологи, изучая следствия серьезных усилий в созерцании у тибетских отшельников, поясняли, как именно они хотят исследовать нервные и поведенческие результаты, вызванные медитацией. Один из монахов заметил: «Если вы и впрямь хотите понять, как действует медитация, я буду рад вас научить. Только в личном переживании вы по-настоящему сможете оценить последствия такого обучения». Давайте начнем с первой стадии, применяя способ памятования дыхания.
|