Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Благодарности переводчика на русский
История книги на этом не закончилась. Впервые я услышала о ней в монастырском институте Мингьюра Ринпочё «Тергар» в Бодхгае, на севере Индии. Она была в списке литературы, изучение которой требовалось, чтобы успешно пройти отборочную сессию на двухмесячный ретрит по шаматхе, который проводил Ален Уоллес в Академии ума в Пхукете, Таиланд. Поскольку я подала заявку в эту Академию, мне предстояло изучить и эту книгу. К счастью, один мой друг привез ее с Запада и одолжил на несколько дней, чтобы я успела ее себе скопировать. Кое-как прошитая копия с нечетким текстом на страницах (в Бодхгае качественную копию сделать в то время не удалось) начала странствие в рюкзаке — сначала по Индии, а затем по Таиланду. На севере Таиланда, в монастыре випассаны в Там-Вуа, и начался перевод этого учебника по шаматхе. Место было весьма подходящее и напоминало описания чистых земель: пещеры для уединенного созерцания, драконы, стерегущие лестницу, лотосовые озера, роща банановых пальм, прекрасные залы для медитации с буддами и бодхисаттвами под крышами из сухих листьев, с теплыми ветрами, продувающими насквозь, поскольку стены там не нужны; а вокруг — горы в голубой дымке, в точности как на старинных китайских гравюрах. Казалось, это место просто создано, чтобы созерцатели могли предаваться самадхи. Затем книга переместилась вместе со мной в Академию ума и «прошла» двухмесячный ретрит по шаматхе, где служила мне ежедневным пособием. По окончании ретрита она приехала в Москву, а через пять месяцев отбыла вместе со мной в Мексику, где я продолжила переводить ее. Когда же перевод был завершен, а мне предстояло отправиться в другие места, я поняла, что пришло время ее сжечь, как и положено поступать с пришедшими в негодность записями буддийских текстов. Так что книгу, которую вы держите в руках, можно считать птицей фениксом, восставшим из пепла, а все тексты приложений — продолжением учений, которым мне посчастливилось внимать в разные годы и в разных местах от своего учителя Алена Уоллеса. Ему — моя первая благодарность. Эта книга не состоялась бы без участия многих людей. Я благодарю своих друзей из России — Москвы и Санкт-Петербурга— Свами Дхьян Патика (Алексея Вольвака), Свами Антар Девагру (Антона Маштакова), Валентину Карпову, Свами Рьяза (Усоль- цева), Ма Дживан Пуджано (Ольгу Свешникову); и друзей из Тибетского Дома в Мексике — Эрику Раю Медрано, Вирджинию Фуэнтес Мозкеда и всю ее семью из Морелии, Мичоакан, — за их щедрое дружеское участие и поддержку в разных видах. Я благодарю дизайнера серии «Парчовые свитки» Инну Гор- цевич: ее вдохновение и приверженность стилю придает звучанию книги высокую ноту. Неоценимый вклад в перевод внесла редактор Ма Ананд Шаши Мартынова: она обогатила книгу живым слогом, тщательно выверяя метафоры и идиомы, что встречаются у автора, — это целиком ее заслуга; ее доскональность в мелочах — источник вдохновения и пример приверженного отношения к любимому делу.
ало что оказывает на жизнь большее влияние, чем способность внимания. Если не в силах собрать внимание — из-за возбужденности ли, из-за вялости ли, — мы ничего не можем сделать как следует. С нарушениями внимания мы не в состоянии учиться, слушать, поддерживать беседу с другими, работать, играть или даже крепко спать. А у многих из нас нарушения внимания наблюдаются большую часть времени. Тех, чье внимание значительно отклоняется от нормы, можно диагностировать как людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и наиболее популярное лечение этой проблемы — фармацевтические препараты. Популярность риталина* за последние годы значительно увеличилась, и Соединенные Штаты производят и потребляют его в пять раз больше, чем весь остальной мир вместе взятый. Множество вредных побочных эффектов от лекарств, прописываемых при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, считается невысокой платой за подавление симптомов расстройств В российской фармакопее — метилфенидат, на территории РФ исключен из оборота. — Прим. редактора. внимания. Такой материалистичный настрой в лечении этого синдрома невероятно прибылен производителям лекарств, но сильно вредит тем, кто зависим от них. Хотя наша культура и говорит: «Нет химикатам!», когда речь заходит о лечении расстройств внимания, ответ прост: «Поскорей бы разобраться». Это не значит, что лекарства не помогают в лечении расстройств внимания. Несомненно, помогают, и это доказано на опыте миллионов. Лекарства иногда незаменимы, особенно для борьбы с серьезными симптомами. Но они ничего не излечивают. Они просто подавляют симптомы, производя вредные побочные эффекты, и, пусть и не возникнет сильного привыкания, все же развивается психическая зависимость — вполне возможно, что и на всю жизнь. Так что в клинических случаях медикаменты играют важную роль в контексте более широкого спектра вмешательства. Но чем скорее мы убережем детей, подростков и взрослых от медикаментозной зависимости, предложив им способы поддержания равновесия внимания своими силами, тем лучше. Способность быть внимательными влияет на нас со всех сторон. Само восприятие действительности напрямую связано с тем, куда направлено внимание. Нам кажется достоверным лишь то, на что мы направляем внимание непосредственно, а то, чем пренебрегаем, независимо от его важности, блекнет как незначительное. Американский философ и первопроходец современной психологии Уильям Джеймз обобщил это более ста лет назад: «Действительность есть то, чему мы уделяем внимание в данный момент»1. Очевидно, он не имел в виду, что силой нашего пренебрежения предметы прекращают существовать: многое из того, что мы не осознаем, сильно влияет на нашу жизнь и мир в целом. Но, пренебрегая чем-то, мы перестаем включать это в свою действительность. Мы совершенно не учитываем, что это существует. Тем, как именно мы уделяем внимание тому или иному, каждый из нас выбирает вселенную, в которой живет, и людей, с которыми сталкивается. Но для большинства из нас такой «выбор» бессознателен, так что это вовсе и не выбор. Размышляя о том, кто же мы такие, мы не в состоянии вспомнить абсолютно все пережитое или же варианты своего поведения или проявленных качеств. Вопрос «Кто я?» воскрешает в уме все, чему мы уделяли внимание на протяжении многих лет. То же и с впечатлениями о других людях. Действительность, какой она нам видится, — не что-то удаленное от нас, а те грани мира, которым мы уделяем внимание. Внимание всегда крайне избирательно. Если вы считаете себя материалистом, высоки шансы, что вы будете уделять основное внимание физическим предметам и событиям. Все нефизическое будет казаться «несущественным», то есть не существующим по-настоящему, а лишь как, пожалуй, побочный продукт материи и энергии. Но если вы считаете себя духовным или религиозным, вполне вероятно, что внимание будет уделяться менее осязаемому. Бог, душа, спасение, сознание, любовь, добрая воля и исключительно духовная причинность вещей будут казаться более достоверными, чем элементарные частицы и энергетические поля. Я предполагаю, что, будь мы в силах сосредоточивать внимание по своему усмотрению, можно было бы на самом деле выбирать, в какой вселенной нам жить. Внимание также глубинно влияет на характер и нравственное поведение. Джеймз догадывался, что способность сознательно, неуклонно возвращать блуждающее внимание и есть сам корень разумения, характера и воли. Христианские созерцатели столетия назад знали, что блуждающий ум легко поддается соблазнам, ведущим ко греху. И буддисты признают, что шаткий ум легко становится добычей тьмы сумбурных состояний, ведущих к поведению, что приносит самый разнообразный вред. Если удастся отвлечь внимание от дурных соблазнов, у нас появится неплохая возможность превзойти их. Джеймз также утверждал, что гении отличаются способностью сознательно поддерживать внимание. Вспомним выдающихся музыкантов, математиков, ученых и философов — все они, похоже, обладали чрезвычайно развитой способностью длительное время сосредоточивать внимание, сохраняя его ясным. Ум, успокоенный в таком состоянии бдительного равновесия, — плодородная почва возникновения всех видов уникальных ассоциаций и прозрений. Может ли «гениальность» оказаться общим для нас всех потенциалом — для каждого человека с его уникальной способностью к творчеству, для раскрытия которой требуется лишь сила поддерживаемого внимания? Сосредоточенное внимание помогает принести творческую искру к поверхности сознания. А ум, склонный к праздношатанию, от одного отвлечения'К другому, может быть навсегда отрезан от своего же творческого потенциала. Очевидно, если упрочим способность внимания, наша жизнь значительно улучшится.
|