Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Податливость внимания






За последний век была проведена громадная работа по иссле­дованию различных граней внимания, но на удивление мало известно о податливости внимания, то есть о том, что внимание можно оттачивать обучением. Учитывая невероятную значи­мость внимания во всех проявлениях жизни, такое упущение выглядит странным.


Одна из причин недостаточности исследований в этой об­ласти — широко принятое предположение, что уровень вни­мания не гибок. Уильям Джеймз писал:

Способность к устойчивости внимания — несомненно, великий дар. Наделенные им способны работать быстрее и без нервного истощения. Я склонен полагать, что тот, кто не обладает им от природы, никакими средствами, усили­ями и дисциплиной не достигнет в этом высот. Вероятно, объем внимания — устойчивая характеристика личности2.

Джеймз признавал, сколь невероятно значима способность со­знательно поддерживать внимание на выбранной теме: он за­являл, что настоящее образование — то, что может действенно улучшать эту способность3. Но практическим руководством в достижении этой цели он не располагал.

Покуда ум лихорадочно мечется между возбуждением и вя­лостью и теряет равновесие то так, то эдак, мы, возможно, ни­когда не раскроем глубины человеческого сознания. Можно ли необратимо освободить ум от нарушений равновесия — влече­ния, враждебности, подавленности, зависти и гордыни? Есть ли пределы нашего сострадания и любви? Конечно и неизменно ли сознание? Нам известно, что ум наделен целительной силой, которую иногда приписывают «эффекту плацебо», и при этом ум способен делать нас больными. Какие силы дремлют в со­знании, и как их можно извлечь? Эти вопросы стояли перед со­зерцателями на протяжении всей истории, и сосредоточенное внимание было главным подспорьем в постижении.

В современном мире нам открыт доступ к созерцательным изысканиям многих богатейших традиций. Индуистская и буддийская традиции классической Индии в отношении


воспитания внимания внесли уникальный вклад. Средства воспитания внимания, описанные в этой книге, извлечены из этого созерцательного наследия и содержат множество споср- бов медитации. И хотя способы, объясненные здесь, принад­лежат буддийской традиции Индии и Тибета, они доступны и полезны каждому, кто их применяет, независимо от религи­озных настроений и идеологических убеждений. Как и в любом мастерстве, будь то обучение игре на фортепиано или в спорте, упражняясь, повторяя и осваиваясь, в конце концов удается развить навыки, которые в настоящий момент не досягаемы.

Извлечь пользу из воспитания внимания мы можем неза­висимо от того, какова наша отправная точка. Цель этой кни­ги — предложить приспособления в обогащении внимания, в какой бы части спектра воспитания внимания вы ни находи­лись. На начальном уровне эти средства могут быть полезными в предотвращении и лечении СДВГ, который даже обычные приземленные задачи превращает в непреодолимые трудности. Те же, у кого начальные способности выше, могут применить эти способы, чтобы поддерживать более высокое качество вни­мания в ежедневной жизни — повышая профессиональные навыки, укрепляя физическое здоровье и внутреннее само­ощущение. И, наконец, эта книга содержит способы строгого оттачивания способностей внимания до необозримых и не­исследованных в современном мире высот, что представляет особую ценность созерцателям, ищущим способы раскрытия таинств ума.

Особенно на высоких уровнях развития внимания эта кни­га время от времени погружается в исследование тем, предпо­лагающих или предварительную подготовку в этих вопросах, или склонность к исследованию вопросов учения, на кото­рых держится воспитание внимания в буддийском контексте.


Я писал эту книгу, учитывая и разногласия среди буддистов о том, как Будда и последующие толкователи его учения пре­подавали шаматху, и практический подтекст этих разногла­сий, и потому небуддийские читатели, возможно, сочтут, что эти обсуждения не имеют отношения к делу. Чтобы осваи­вать шаматху, не нужно быть буддистом, так что можно эти обсуждения и пропустить. Но можно извлечь и пользу из не­соответствий, возникших более чем за 2500-летнюю историю этого предмета.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал