Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Греческая проза VI - IV вв. до н.э. Сократ и софисты. Философские диалоги Платона («Пир»).
С конца V в. до н.э. в аттической классике на первый план выступают новые формы словесного искусства. Наряду с литературой, предназначенной для декламации, появляется литература только для чтения. Главная тема этой литературы - полисная современность, показанная без мифологизации и исторической дистанции. Исторически прозаическая литература появляется в Греции на ионийском диалекте в демократических полисах Малой Азии в VI в. до н.э. в качестве одной из форм нового осмысления мира. В отличие от поэзии - языка богов, - проза мыслится как литература, решающая прикладные задачи, хотя ее художественные формы появляются очень рано (это басни Эзопа, любовная новелла - так называемые «Милетские рассказы», творения логографов - Ферекда, Кдма, Гекатя (последние двое из Милета). Параллельно развиваются научные повествовательные жанры (Геро- дт, Гиппокрт и др.). На этой базе вырастает собственно аттическая проза, которая обращается не к диковинным, " экзотическим" сюжетам, а к современности. Превалирующими в аттической прозе были три жанра: 1. Ораторский; крупнейшие представители - Лсий (ок. 459 - 380 гг.), Исокрт (436 - 338 гг.), Демосфн (384 - 322 гг.). 2. Историческое повествование, связанное с современностью - Фукидд (454 - 396 гг.), Ксенофнт (ок. 426 - 354 гг.). 3. Философский диалог. Развитие последнего было связано с деятельностью софистов и писателей, близких к Сократу (470 - 399 гг. до н.э.). Софистика опрокидывала представления о законе, как о чем-то незыблемом. Она нанесла удар по эпическому представлению о человеке, заменив природное понимание дара и достоинства человека, пониманием его «доблести», достигаемой воспитанием. Отрыв речи, доказательства от реального факта, предмета, сделал софистов релятивистами, спорящими не ради выяснения истины, но для победы в споре, либо материальной выгоды. Однако такое обособление речи от предмета позволило, наконец, взглянуть на саму речь (письмо) как на предмет. Софисты создают формальную теорию словесного творчества, включавшую две области: орфоэпию - учение о правильном слововыражении, будущую грамматику (Протогр, Прдик) и риторику - учение о составлении ораторских речей (Гргий, Фрасимх). Параллельно в Афинах существовал знаменитый кружок Сократа. В отличие от софистов Сократ придавал главное значение поиску истины, ему был чужд прагматизм и релятивизм софистов. Он не брал с учеников никакой платы за обучение и сам ничего не писал, лишь вступал в разговоры со своими друзьями, а то и просто случайными прохожими на улицах. Сам он такой метод рассуждения называл майвтикой (то есть повивальным искусством, позволяющим появиться на свет истине). Его целью была не дискредитация представлений общественной морали, а попытка сохранения их с помощью новой аргументации. Обвиненный врагами в неверии в богов и развращении юношества был казнен по приговору афинского народа. Учеником Сократа был величайший писатель и философ древности Платон (подлинное имя Аристокл (427 - 347 гг.)). Прозвище его означает по-гречески «широкий». Важнейшие творения Платона - его диалоги, среди которых подлинные шедевры художественно-философской прозы - «Федн», «Федр», «Пир», «Парменд», «Софист» и другие, огромные трактаты, имеющие диалоговую форму, - «Государство» и «Законы». ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ПЛАТОНА 1. От казни Сократа до основания Академии (399 - 386 гг.) - период, так называемых, сократических диалогов: «Гппий больший», «Лахт», «Лисд», «Апология Сократа», «Гргий», «Протагр» (в двух последних - резкая критика софистической риторики). 2. Период создания учения об идеях (эйдосах). Диалоги: «Пир», «Федр», «Федон», «Государство». 3. Работа над «Законами». ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ПЛАТОНА: 1. Отход от мифологических и трагических мотивов. Драма разыгрывается между людьми, живущими не в мире роковой необходимости и бушующих страстей, а в обычном мире быта, где они несут ответственность лишь перед собой. Но разыгрывающаяся на наших глазах драма - это драма столкновения идей. 2. Новый герой - герой идеологический. 3. Отсутствие трагического задает сложную в интонационном и структурном плане ткань диалога. 4. Диалог может как расчленяться композиционно на вводную часть, основной философский раздел и заключение, так и включать в себя вставной эпизод. 5. Своему изложению Платон придает драматическую остроту и динамику. Использует эффекты неожиданных резких поворотов, из мелких подробностей строит «ситуацию разрыва» (как в «Пире» - эпизод с икотой Аристофана).
СТРУКТУРА «ПИРА» 1. Завязка. 2. Рассказ о пире у Агафона, на котором присутствовал Сократ. 3. Речи. а) Федр: Эрот - древнейший из богов, наделяющий души высоким стремлением. б) Павсаний: есть два Эрота - небесный и пошлый. Ни одно действие не бывает прекрасно или безобразно само по себе. < Икота Аристофана >. в) Эриксимах (врач): Эрот разлит во всей природе. Любовь это взаимное согласие, гармония, здоровье. И хотя эротов - два, они всегда присутствуют взаимно. При этом нельзя нарушить равновесия между ними, ибо это ведет к невоздержанности. г) Аристофан: Эрот, как стремление человека к изначальной целостности. Сказка про андрогинов. д) Агафон: Эрот - это совершенство. Самый блаженный и красивый бог. И самый молодой бог. е) Сократ: цель любви - овладение благом. Рассказ о Диотиме и ее учении о любви. 4. Появление Алкивиада и его речь о Сократе.
Учеником Платона был Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.) - автор многочисленных прозаических сочинений по физике, метафизике, политике, эстетике, этике. Для истории литературы важны два его труда: «Поэтика» и «Риторика». В первом из них Аристотель защищает теорию творческого подражания (ммесис) природе и бытию, помогающего познать жизнь. Аристотель признает ценность эстетического наслаждения. Если Сократ и Платон отождествляли красоту с понятием блага (принцип калокага- ти), то Аристотель исходит из эстетического понимания искусства, видя прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Выше всех видов искусства Стагирит ставил поэзию, а из форм последней - трагедию.
|