Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинизм. Александрийская поэзия III в. до н.э. Идиллии Феокрита, гимны Каллимаха, «Аргонавтика» Аполлония Родосского.






Эллинизмом называют особый период в развитии античной цивилизации, проявившийся в существенных сдвигах в политической, хозяйственной и культур­ной жизни стран Средиземноморья. Начало этому явлению положили завоева­тельные походы Александра Македонского (IV в до н.э.), а причины его породив­шие были следующими:

1. Кризис полисной системы (междоусобные войны, деградация аттической демократии, ис­тощение людских и материальных ресурсов).

2. Кризис старых верований и представлений. Из философских школ на первый план вы­двигаются стоицизм и эпикурейство, в основном занимающиеся рассмотрением вопросов частной жизни человека.

3. Возникновение новых систем отношений, новых типов государств - так называемых эл­линистических монархий.

4. Взаимопроникновение элементов греческой и местных (прежде всего, переднеазиатских) культур.

5. Резкое расслоение общества, а отсюда появление элитарной литературы.

 

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Космополитизм. Литература отрывается от других форм общественной жизни.

2. Элитарность. Литература обращена теперь к узкому кругу ценителей. Это проис­ходит потому, что нет больше носителей прежнего общегражданского полисного созна­ния, население в значительной степени деклассированно.

3. Динамизм, патетика, психологизм. В отличие от классической литературы эллини­стическая сосредоточена на фиксации отдельных скороприходящих моментов.

4. Разрыв с традицией. Возникает стремление к новизне, всему причудливому, не­обычному. Вместо классической гармонии эллинизм вводит культ крайностей, индивиду­ального эксперимента.

5. Происходит перегруппировка всей жанровой системы:

а) в литературе поэзия опять решительно берет вверх над прозой;

б) красноречие вместо политических ораторских выступлений ориентируется те­перь на хвалебные речи;

в) сценические жанры уступают место книжным;

г) большие жанры уступают место малым: вместо эпоса - эпллий (эпизод, малень­кая поэма, разрабатывающая одну тему, одну сцену из мифа), появляется идллия - картинка, повествовательное или драматизированное стихотворение на тему сельской жизни, особую популярность приобретают такие жанры как дидактический эпос, эпи­грамма;

д) в области языка происходит одновременное проникновение в поэзию диалектно-фольклорных форм и архаизмов, взятых из древней поэзии, что приводит к разрыву с «общим языком» - живым разговорным греческим языком того времени, так называемым койне;

е) в поэзии происходит окончательное обособление стиха от музыки, превращение его в чистую литературу для чтения.

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ АВТОРЫ:

Одним из наиболее популярных авторов, прославившихся в области дидак­тического эпоса своей астрономической поэмой «Явления», был Арат (ок. 315 - 245 гг.). В этом, на наш современный вкус, достаточно скучном произведении, описы­вались небесные созвездия.

Мастерами эпиграммного жанра были Асклепиад Самосский и Мелеагр. Древ­негреческая эпиграмма развилась из посвятительной надписи и первоначально не носила того обличительно-иронического характера, каковой она приобрела в наше время. Различались лю­бовные, вотивные, застольные, философские эпиграммы, эпитафии.

Расцвет эллинистической литературы связан с деятельностью поэтов-фило­логов, тесно связанных с Музейоном и Александрийской библиотекой. И прежде всего, здесь заслуживает внимания творец эппилиев и торжественных гимнов Кал­лимх (ок. 310 - 240 гг.). Он возвел в принцип экспериментаторство в стихосложении. От­личали его поэзию суховатость, велеречивость стиля, обилие туманных, рассчитанных на зна­токов реминисценций, прихотливое построение строф, неожиданные повороты темы.

Величайшим греческим поэтом эллинистической эпохи был Феокрт (ок. 305 - 240), создавший жанр идиллии или буколики. Его поэзия - это мечта о рае, про­стых, чистых человеческих отношениях, гармонии с природой. Наиболее традици­онная народная форма буколик - соревнование пастухов в пении. Идиллии Фео­крита и его бытовые сценки из жизни современной ему Александрии удивительно конкретны, ярки. Через сказочно-прекрасные картины природы передает поэт тихое, счастливо-ностальгическое состояние души, мечтающей о покое, свободе, красоте. Последователями Феокрита были Мосх и Бион.

От александрийской эпохи дошла до нас попытка создания большой эпической поэмы, предпринятая Аполлонием Родосским (ок. 290 - 215 гг.). Взяв за образец Гомера, Аполлоний создает поэму, посвященную походу героя Ясона и его друзей за золотым руном. В целом «Аргонавтика» не достигла своих целей обновления старого эпического жанра. Соединение стилистических и сюжетных ходов Го­мера с элементами новой эллинистической эстетики получилось эклектичным. Однако в сценах, посвященных отношениям Ясона и Медеи, зарождению в героях любовного чувства, его разви­тия, Аполлоний достиг подлинного лиризма и психологической глубины.

 

 

11. Римская литература. Ее специфика, этапы развития, авто­ры. «Энеида» Вергилия - воплощение римского духа в литературе. Человек и время.

Римляне в своем культурном развитии во многом явились наследниками и продолжателями эллинских традиций. Однако их литература обладала своими специфическими чертами:

1. Она была гораздо более поздней и в силу этого зрелой по сравнению с греческой (нет того непосредственного, «детского» взгляда на мир, который мы застаем во многих ранних произведениях греческих авторов).

2. Развивается на фоне эллинизма, заимствуя у греков, прежде всего, черты нового мировоззрения: а) универсализм, б) крайний индивидуализм.

3. Отсюда - главная черта римской литературы: особый драматизм воплощения этих эллинистических тенденций, динамизм, напряженность, изломанность, психологизм. Речь всегда идет о связи единичного с всеобщим, о преломлении истории через судьбу конкрет­ного героя. Это литература по-новому понятой ответственности, что особенно ярко сказалось в творчестве Вергилия, Цицерона, Горация, Тацита.

4. Логичность, трезвость оценок, отсутствие склонности к фантастике, мистицизму.

 

ТРИ ЭТАПА СТАНОВЛЕНИЯ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал