Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эллинизм. Александрийская поэзия III в. до н.э. Идиллии Феокрита, гимны Каллимаха, «Аргонавтика» Аполлония Родосского.
Эллинизмом называют особый период в развитии античной цивилизации, проявившийся в существенных сдвигах в политической, хозяйственной и культурной жизни стран Средиземноморья. Начало этому явлению положили завоевательные походы Александра Македонского (IV в до н.э.), а причины его породившие были следующими: 1. Кризис полисной системы (междоусобные войны, деградация аттической демократии, истощение людских и материальных ресурсов). 2. Кризис старых верований и представлений. Из философских школ на первый план выдвигаются стоицизм и эпикурейство, в основном занимающиеся рассмотрением вопросов частной жизни человека. 3. Возникновение новых систем отношений, новых типов государств - так называемых эллинистических монархий. 4. Взаимопроникновение элементов греческой и местных (прежде всего, переднеазиатских) культур. 5. Резкое расслоение общества, а отсюда появление элитарной литературы.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Космополитизм. Литература отрывается от других форм общественной жизни. 2. Элитарность. Литература обращена теперь к узкому кругу ценителей. Это происходит потому, что нет больше носителей прежнего общегражданского полисного сознания, население в значительной степени деклассированно. 3. Динамизм, патетика, психологизм. В отличие от классической литературы эллинистическая сосредоточена на фиксации отдельных скороприходящих моментов. 4. Разрыв с традицией. Возникает стремление к новизне, всему причудливому, необычному. Вместо классической гармонии эллинизм вводит культ крайностей, индивидуального эксперимента. 5. Происходит перегруппировка всей жанровой системы: а) в литературе поэзия опять решительно берет вверх над прозой; б) красноречие вместо политических ораторских выступлений ориентируется теперь на хвалебные речи; в) сценические жанры уступают место книжным; г) большие жанры уступают место малым: вместо эпоса - эпллий (эпизод, маленькая поэма, разрабатывающая одну тему, одну сцену из мифа), появляется идллия - картинка, повествовательное или драматизированное стихотворение на тему сельской жизни, особую популярность приобретают такие жанры как дидактический эпос, эпиграмма; д) в области языка происходит одновременное проникновение в поэзию диалектно-фольклорных форм и архаизмов, взятых из древней поэзии, что приводит к разрыву с «общим языком» - живым разговорным греческим языком того времени, так называемым койне; е) в поэзии происходит окончательное обособление стиха от музыки, превращение его в чистую литературу для чтения.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ АВТОРЫ: Одним из наиболее популярных авторов, прославившихся в области дидактического эпоса своей астрономической поэмой «Явления», был Арат (ок. 315 - 245 гг.). В этом, на наш современный вкус, достаточно скучном произведении, описывались небесные созвездия. Мастерами эпиграммного жанра были Асклепиад Самосский и Мелеагр. Древнегреческая эпиграмма развилась из посвятительной надписи и первоначально не носила того обличительно-иронического характера, каковой она приобрела в наше время. Различались любовные, вотивные, застольные, философские эпиграммы, эпитафии. Расцвет эллинистической литературы связан с деятельностью поэтов-филологов, тесно связанных с Музейоном и Александрийской библиотекой. И прежде всего, здесь заслуживает внимания творец эппилиев и торжественных гимнов Каллимх (ок. 310 - 240 гг.). Он возвел в принцип экспериментаторство в стихосложении. Отличали его поэзию суховатость, велеречивость стиля, обилие туманных, рассчитанных на знатоков реминисценций, прихотливое построение строф, неожиданные повороты темы. Величайшим греческим поэтом эллинистической эпохи был Феокрт (ок. 305 - 240), создавший жанр идиллии или буколики. Его поэзия - это мечта о рае, простых, чистых человеческих отношениях, гармонии с природой. Наиболее традиционная народная форма буколик - соревнование пастухов в пении. Идиллии Феокрита и его бытовые сценки из жизни современной ему Александрии удивительно конкретны, ярки. Через сказочно-прекрасные картины природы передает поэт тихое, счастливо-ностальгическое состояние души, мечтающей о покое, свободе, красоте. Последователями Феокрита были Мосх и Бион. От александрийской эпохи дошла до нас попытка создания большой эпической поэмы, предпринятая Аполлонием Родосским (ок. 290 - 215 гг.). Взяв за образец Гомера, Аполлоний создает поэму, посвященную походу героя Ясона и его друзей за золотым руном. В целом «Аргонавтика» не достигла своих целей обновления старого эпического жанра. Соединение стилистических и сюжетных ходов Гомера с элементами новой эллинистической эстетики получилось эклектичным. Однако в сценах, посвященных отношениям Ясона и Медеи, зарождению в героях любовного чувства, его развития, Аполлоний достиг подлинного лиризма и психологической глубины.
11. Римская литература. Ее специфика, этапы развития, авторы. «Энеида» Вергилия - воплощение римского духа в литературе. Человек и время. Римляне в своем культурном развитии во многом явились наследниками и продолжателями эллинских традиций. Однако их литература обладала своими специфическими чертами: 1. Она была гораздо более поздней и в силу этого зрелой по сравнению с греческой (нет того непосредственного, «детского» взгляда на мир, который мы застаем во многих ранних произведениях греческих авторов). 2. Развивается на фоне эллинизма, заимствуя у греков, прежде всего, черты нового мировоззрения: а) универсализм, б) крайний индивидуализм. 3. Отсюда - главная черта римской литературы: особый драматизм воплощения этих эллинистических тенденций, динамизм, напряженность, изломанность, психологизм. Речь всегда идет о связи единичного с всеобщим, о преломлении истории через судьбу конкретного героя. Это литература по-новому понятой ответственности, что особенно ярко сказалось в творчестве Вергилия, Цицерона, Горация, Тацита. 4. Логичность, трезвость оценок, отсутствие склонности к фантастике, мистицизму.
ТРИ ЭТАПА СТАНОВЛЕНИЯ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
|