Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Катулл. Римская элегическая поэзия: Тибулл, Проперций, Овидий.
Время, предшествовавшее «Золотому веку» Августа, - время крушения республики, борьбы за власть между Цезарем и сенатской кликой преломилось в сознании и творчестве молодых поэтов, так называемых неотериков (то есть новых), к числу которых принадлежали Лициний Кальв (82-47 гг. до н.э.), Марк Фурий Бибакул (род. ок. 80 г. до н.э.), Публий Валерий Катон (ок. 100-20 гг. до н.э.) и великий латинский поэт Гай Валерий Катулл (87 (или 84) - 54 гг. до н.э.). До нас дошел только сборник стихов Катулла. Сочинения его друзей не сохранились. Новизна этих поэтов состояла в том, что впервые в римской традиции они обратились к частной жизни человека, заполненной мелочами, дружескими и любовными переживаниями, учеными занятиями, молодыми проказами. Весь этот неисследованный доселе литературой мир вошел в стихи Катулла. Был создан новый тип лирического отрывка - стихотворение, являющееся непосредственным откликом на любую жизненную ситуацию. Однако, чтобы создать иллюзию такой «непосредственности», требовались изощренные поэтические методы. Катулл, в частности, сплетает в своих стихах ученость с самыми фантастическими ругательствами, нежность, грусть со страстной яростностью, переходящей в бранчливость. Величайшей заслугой Катулла является открытие любви как феномена духовного. До него античность знала любовь в основном как чувственное влечение. Это открытие иногда выглядит неожиданным для него самого, особенно в стихах, посвященных Лесбии (подлинное имя Клодия), когда он не может даже отдать отчета в переполняющих душу чувствах, не может сразу подобрать слова, выражающего переживание. В его любовных стихах мы встречаемся не столько с описанием предмета страсти, сколько с высказыванием о любви как таковой - сложном и многоуровневом чувстве. В творчестве Катулла появляются первые классические элегии. Этот жанр стихотворного размышления, возник еще в раннеантичную эпоху. Но только у римлян (первыми здесь были Катулл и Лициний Кальв) происходит непосредственное соединение элегии с личной, любовной темой. Продолжателями элегической традиции стали Альбий Тибулл (ок 55-19 гг. до н.э.), от которого до нас дошли две книги элегий, посвященных любви к Делии (в действительности - Плании) и Секст Проперций (ок. 50 - 15 гг. до н.э.). Последний был гораздо сложней и изощренней Тибулла. В своих стихах он воспевает Кинфию (в действительности - Гостию), любви к которой посвящены первые десять его элегий. Вторая книга повествует об измене подруги и душевных переживаниях поэта по этому поводу. Если Тибулл в своем творчестве ориентировался на Феокрита, то Проперций следовал за Каллимахом и Катуллом.
Последним великим элегическим поэтом Рима был Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. - 17 г. н.э.). Его творческое наследие обширно и разнообразно. ТРИ ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ОВИДИЯ: 1. Ок. 20 - 1 гг. до н.э. Поэт участвует вместе с Тибуллом в кружке Валерия Мессаллы. В этот период написаны: три книги любовных элегий, сборник любовных посланий («Героиды»), дидактические поэмы «Средства для лица», «Наука любви», «Лекарство от любви», несохранившаяся трагедия «Медея». 2. Ок. 1- 8 гг. н.э. Период зрелости. Работа над монументальными поэмами «Метаморфозы» (15 книг) и «Фасты» (6 книг из задуманных 12). 3. 8 - 17 гг. н.э. Опала, ссылка на окраину империи в город Томы (в устье Дуная). Создает «Скорбные элегии», «Письма с Понта», небольшие поэмы «Ибис» и «О рыбной ловле». Любовные элегии Овидия пользовались огромной популярностью, однако, их характер уже иной, чем у Катулла, Тибулла и Проперция. В сущности перед нами эротическая литература, в которой любовь изображается как игра, как развлечение. О серьезном и глубоком исследовании чувства, страсти нет и речи. Однако, благодаря блистательному языку, ироничности автора, ярким бытовым зарисовкам, элегии Овидия сумели надолго пережить своего автора.
|